Организация физкультурного уголка для ребенка дошкольника в домашних условиях.
консультация

Ашека Софья Анатольевна

Данный материал поможет родителям  детей дошкольников организовать дома центр двигательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentr_dvigatelnoy_aktivnosti_doma.docx7.13 КБ

Предварительный просмотр:

Организация физкультурного уголка в домашних условиях.

   Повышение самостоятельной двигательной активности детей рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Самостоятельная двигательная деятельность детей является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.      

Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности.

  Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль.

 Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы.  Дети, имеющие большой объём двигательной активности характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

  Ведущие педагоги и физиологи  И. И. Мастюковой,       С. Н. Попова, С. С. Бычковой, Т. И. Богиной, Е. А. Сагайдачной  указывают, что физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности. При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию - удержание опорно-двигательного аппарата, которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности.

Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является ССС. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование «старческого» механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т.д.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Для освоения детьми новых движений и  развития  самостоятельной двигательной активности в домашних условиях  рекомендовано следующее оснащение физкультурного уголка.

Младший дошкольный возраст

Ребёнок двух-трёх лет активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении.

Для самостоятельной двигательной деятельности детей в физкультурном уголке дома можно использовать:

- мячи (диаметр 6-8 см, 10-15 см, 20-25 см) – по пять каждого размера;

- один-два надувных мяча (диаметр 40 см);

- игрушки-каталки (по два комплекта разных видов);

- оздоровительно-профилактические дорожки (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.);

- крупные игрушки на колёсах (не менее четырёх);

- шнуры (длина 10 м, диаметр 10-12 мм);

- погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки.

Создание игровых ситуаций («мишка, сидящий на каталке», «котёнок, застрявший на верхней перекладине лесенки-стремянки», «машинка, расположившаяся под дугой-гаражом», «зайчик, сидящий на ребристой доске») будет мощным стимулом к многократному выполнению двигательных действий с игрушками.

Средний дошкольный возраст

На пятом году жизни у дошкольников наблюдается значительный прирост показателей двигательной активности. Ребёнок становится более подвижным и кажется неутомимым. Однако возможности его ещё невелики. Он слабо ориентируется в пространстве, недостаточно ловок, поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием его самостоятельной двигательной деятельности.

Универсальным является специально предназначенное для дома физкультурно-игровое оборудование – малогабаритное, лёгкое, с ярко выраженной развлекательно-развивающей направленностью:

- кегли (один-два набора);

- игра «Дартс» (с шариками на липучках);

- ракетки с мячиками на липучках;

- напольные и подвесные кольцебросы;

- игра «Городки» (из пластмассы);

- поролоновые и матерчатые мячи;

- скакалка, шнур;

- султанчики, ленточки, флажки, пластмассовые гантели;

- мешочек весом 200 г;

- обруч;

- бубен, музыкальный молоточек;

- оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань и материалы разной фактуры, массажные коврики и пр.).

Старший дошкольный возраст

Более высокий уровень психофизического развития старшего дошкольника обеспечивает соответствующие изменения в его двигательной деятельности: совершенствуется координация движений, двигательные действия становятся более экономичными, согласованными и ритмичными. Отмечается разница интересов и предпочтений у разнополых детей - мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек – на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений. Дети тяготеют к сложнокоординированным двигательным действиям и спортивным играм, к тренажёрным устройствам, позволяющим выполнять разнообразные движения.

- игра «Городки» (из пластмассы);

- ракетки и мячи для пинг-понга

- кегли;

- малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи;

- игра «Дартс» (с шариками на липучках);

- кольцеброс;

- один-два резиновых эспандера;

- диск «Здоровье»;

- ролик-трекол;

- скакалка и резинки;

- султанчики, ленточки, косички;

- два-три обруча;

- тренажёры (ножные, ручные);

- массажёры (ножные, ручные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях.

Нашим детям для правильного развития опорно-двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку ...

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях.

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях....

Консультация для родителей "Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях"

Полезная информация для родителей, чем занять ребенка дома, как увлечь физкультурой....

Консультация для родителей "Речевое развитие ребенка дошкольника в домашних условиях".

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – э...

Организация физкультурных занятий для дошкольников в домашних условиях

Консультация для родителей содержит рекомендации по организации занятий физической культурой в домашних условиях....

Организация занятий физической культурой для дошкольников в домашних условиях

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условияхДетям для правильного развития опорно-двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс ...

Консультация для родителей "Организация физкультурных занятий для дошкольника в домашних условиях."

В консультации представлены правила проведения занятий по физической культуре в домашних условиях, а так же примерный комплекс упражнение на развитие физической силы...