Консультация для родителей по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Овсянникова Юлия Владимировна

Консультация для родителей по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Костинологовская средняя общеобразовательная школа»,

дошкольная группа

Консультация для родителей по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

                              Воспитатель: Овсянникова Ю.В.

с.Костин Лог, 2021г.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

Виды детского труда

  1. Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.
  2. Ручной труд-поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и т.д.
  3. Хозяйственно-бытовой- уборка групповой комнаты, участка.
  4. Труд в природе-в уголке природы, в цветнике, на огороде.

Формы организации труда

Условия организации трудовой деятельности дошкольников охватывают значительный диапазон факторов от психологических и педагогических, до материальных. Соблюдение условий организации труда дошкольников станет залогом правильного формирования трудовых навыков, повышения эффективности трудового воспитания, реализацией его развивающих и воспитательных функций. Понимание, принятие и организации условий трудовой деятельности дошкольников — гарантия развития полноценной личности, будущего гражданина своей страны, готового трудиться на благо Родины, адаптивного к новым эконмическим условиям.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах:

  • поручений,
  • дежурств, 
  • коллективной трудовой деятельности.

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:

· возрастных и психофизиологических возможностей детей;

· уровня трудового опыта детей;

·конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;

· содержания труда.

  1. Трудовые поручения ― наиболее простая форма организации труда детей.

Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить ― значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребёнок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеют особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Трудовые поручения по форме организации могут быть

  • индивидуальными,
  • подгрупповыми, 
  • общими

по продолжительности – 

  • кратковременными или длительными, 
  • постоянными или одноразовыми.

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения (реже ― коллективные, маленьким подгруппам ― двум-трем детям).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребёнок не внимателен, часто отвлекается), т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

  1. Дежурства ― форма организации труда детей, которая предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы, что способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

Дети поочерёдно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурств происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребёнка в условия обязательного выполнения определённых дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

   Дежурства старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. В старшей группе у дежурных по подготовке к занятиям тоже достаточный объем труда, хотя в зависимости от вида занятий его содержание может значительно меняться. Нередко возникает необходимость предлагать дежурным выполнять работу не непосредственно перед занятием, а заранее. Например, если назавтра планируется занятие по аппликации, то накануне (после дневного сна) можно нарезать и разложить по конвертам или тарелочкам необходимые формы из цветной бумаги, так как в день занятия после завтрака выполнить такой объем работы будет невозможно.

  Важно сформировать у детей представление о том, что дежурный должен заранее беспокоиться о подготовке групповой комнаты к занятию, что своевременное начало занятия во многом зависит от их четкой работы. Иногда работа дежурных может переноситься и на вторую половину дня: вымыть розетки и кисти после занятия по рисованию. Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям (аккуратно, старательно работает, не отвлекается от дела и пр.). Дети постепенно осознают значение труда дежурных, его общественную направленность. Так у ребят формируется ответственное отношение к делу.

Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполнят все дела (покормят рыбок, польют цветы, почистят клетку и т.д.) утром, то потом уже им не надо будет уделять внимание живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Педагог формирует у детей представление о важности выполняемого ими дела для коллектива, воспитывает желание вовремя справиться со своей работой, проявляя заботливость об окружающих.

  1. Общий, совместный, коллективный труд – это форма организации труда детей которая способствует решению задач нравственного воспитания, умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику и др. - все это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем. Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. Например, воспитатель предлагает детям навести порядок в помещении группы и распределяет обязанности: «Саша и Сережа, вы сложите строительный материал в коробки. Наташа и Лена, наденьте на кукол чистые платья. Мы с Димой и Олей будем протирать стульчики» и т.д. После окончания работы он обращает внимание детей на то, что каждый трудился хорошо и вот результат - в комнате стало чисто и красиво. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание дается двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая. При такой форме организации можно распределять детей на звенья. Каждое звено имеет свое трудовое задание, а внутри звена дети работают «цепочкой»: один снимает игрушки с полки и ставит на стол, другой их моет, третий протирает, четвертый снова помещает на полку. Качество и скорость работы одного ребенка влияют на те же показатели работы другого. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействие.

Наконец, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоцировать» детей к установлению взаимоотношений. Он не допускает случайных объединении детей, а продумывает их (рядом с кем поставить работать Зину, которая любит отвлекаться; какое задание лучше дать Юре - он не умеет работать быстро, хотя и выполняет все качественно; у Коли нужно воспитывать умение и желание помогать другим; кому поручить относительно новый для детей участок работы и т.п.). Коллективная форма потому и называется коллективной, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд общий и совместный. Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей.

   В старшей группе появляется больше возможностей для организации коллективного труда детей: уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформления зала к празднику и т.д. Обычно коллективный труд на участке организуется во время прогулки, в групповой комнате – во вторую половину дня. В процессе коллективного труда воспитатель уделяет большое внимание характеру взаимоотношений, складывающихся между детьми, способствует проявлению заботы, дружбы, подсказывает, как надо поступить, учитывая ситуации («Наташа очень хорошо стирает, но у неё оказалось больше дела, чем у других. Пойди, помоги ей». По окончании работы педагог подчёркивает преимущество коллективного труда («Каждый потрудился немножко, а вместе весь участок убрали»), хвалить тех, кто трудился добросовестно. Систематическое участие детей в общем труде позволяет сформировать у них умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь товарищам

  Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю. Как правило, это уборка групповой комнаты или труд в природе.

Содержание

  1. Содержание работы с дошкольниками старшей группы по ознакомлению с трудом взрослых
  • Расширяют и уточняют свои представления о разных видах труда (производственного: строительство, сельское хозяйство; непроизводственного: школа, больница, театр). Знают, что труд – это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности; человек использует в труде созданные им машины и механизмы, облегчающие труд, ускоряющие получение результата, улучшающие качество.
  • Понимают значимость труда людей в непроизводственной сфере (учитель, инженер). Получают обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий. (Как хлеб на нашем столе появился? Кто построил этот дом?) Самостоятельно приобретают знания о труде людей из разных источников (книги, телевидение, рассказы взрослых и т. д.).
  • Знают о правилах обращения с инструментами и бытовой техникой.
  • Уточняют представления о типичных, видовых, индивидуальных признаках предметов. Узнают об истории кораблестроения, самолетостроения, ракетостроения и пр.
  • Имеют общее представление о труде взрослых (труд– основа жизни и благосостояния каждого человека страны, основа экологической сохранности планеты и развития производства, науки, искусства во всем мире).
  •  Испытывают чувство уважения и благодарности к людям, создающим разнообразные предметы и ценности. Стремятся оказывать помощь взрослым, проявляют заботу о них и внимание к их работе.
    Имеют представление о структуре трудового процесса, умеют вычленять ее компоненты, выстраивая схему трудового процесса, изображая рисунками-значками.
  1. Содержание работы с дошкольниками по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста
  • Умеют самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно хранят свою одежду и обувь, приводят ее в порядок.
  • Любят быть опрятными. Помогают другим замечать и устранять непорядок во внешнем виде. Берегут личные вещи.
    Стирают свои мелкие вещи (носовой платок, носки, трусики).
  • Умеют умываться, правильно чистить зубы, мыть ноги и тело.
  • Убирают свою постель.
  • Умеют самостоятельно подготавливать и аккуратно убирать рабочее место.
  1. Содержание работы с дошкольниками по хозяйственно-бытовому труду с детьми старшего возраста
  • Приучаются поддерживать порядок в помещении и на участке (самостоятельно мыть, протирать, расставлять, раскладывать игрушки, пособия).
  • Выполняют обязанности дежурных.
  • Самостоятельно подметают, очищают дорожки, поливают песок.
  • Занимаются стиркой.        
  • Стараются помогать малышам.
  • Уважают тех, кто трудится, и бережно относятся к результатам их труда.
  1. Содержание работы с дошкольниками по трудовому воспитанию в природе с детьми старшего возраста
  • Любят трудиться вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеять семена, поливать растения, срезать цветы для букетов, собирать урожай).
  • Учатся очищать, мыть и убирать инвентарь.
  • Любят все живое; с интересом наблюдают за жизнью растений и животных и заботятся о них, протестуют против неправильного обращения с растениями и животными и встают на их защиту.
  • Умеют перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, собирать урожай, выкапывать луковицы и клубни цветов. С помощью взрослого высевают семена, сажают корнеплоды, выращивают и высаживают рассаду; занимаются черенкованием растений, пересадкой из грунта в горшки.
  • Умеют мыть, нарезать, раскладывать корм для животных, собирают плоды и семена для подкормки птиц, не забывают кормить зимующих птиц.
  • Следят за чистотой и хранением инвентаря.
  1. Содержание работы с дошкольниками по ручному труду с детьми старшего возраста
  • Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов).
  • Пришивают петли к новым полотенцам, халатам, одежде кукол и своей одежде.
  • Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.
  • Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.
  • Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, обклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.)

Задачи

1. Задачи по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе

1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.

2. Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.

3. Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т. п.).

4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.

5. Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.

6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.

7. Учить доводить начатое дело до конца.

8. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

9. Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

10. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.

11. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

2. Задачи по самообслуживанию в старшей группе

1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.

2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).

3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.

5. Развивать желание помогать друг другу.

6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей.

7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места.

8. Учить опрятно убирать постель.

3. Задачи по хозяйственно-бытовому труду в старшей группе

1. Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки.

2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.

3. Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой сервировать стол, убирать посуду после еды.

4. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

4. Задачи по трудовому воспитанию в природе старшей группе

1. Учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы. Приучать выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д. Обращать внимание детей на то, что ухоженные растения выглядят красиво, радуют глаз.

2. Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.

3. Зимой учить детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарникам, вместе со взрослыми выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды, помогать взрослым делать фигуры и постройки из снега.

4. Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом – к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

5. Задачи по воспитанию ручного труда в старшей группе

1. Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).

2. Учить создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).

3. Продолжать учить детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части.

4. Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, украшения на елку.

5. Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр.

6. Развивать творческое воображение, художественный вкус.

7. Учить детей экономно и рационально расходовать материалы.

Организация труда детей старшего дошкольного возраста

Виды детского труда

Формы и виды организации труда

Периодичность планирования (в неделю)

1.

Самообслуживание

Индивидуальный труд

3 раза

Поручения

2 раза

2.

Хозяйственно-бытовой труд (в группе и на улице)

Поручения

2-3 раза

Дежурства

2 раза

Коллективный

3-4 раза

3.

Труд в природе

Поручения

2-3 раза

Дежурства

2 раза

Коллективный

3-4 раза

4.

Ручной труд

Коллективный

2 раза

5.

Знакомство с трудом взрослых

1 раз

На конец учебного года ребенок старшей группы:

Признаки компетенции детей по трудовому воспитанию

Достаточный уровень ребенка старшей группы

1

Знаний детьми профессий взрослых

Знает  достаточное  количество профессий взрослых (5-7).

Может объяснить значимость и особенности каждой профессии, составив описательный рассказ.

Подбирает необходимые предметы и орудия труда.

Использует знания о профессиях взрослых в самостоятельной сюжетно-ролевой игре, передавая последовательно их трудовые действия.

2.

КГН и навыки самообслуживания

Ребенок следит за опрятностью во внешнем виде после напоминания взрослого. Правильно и аккуратно моет руки и лицо, пользуется мылом, полотенцем, расческой, но делает не всегда это качественно. Умеет пользоваться зубной щеткой, Пользуется носовым платком после напоминания взрослого. Аккуратен во время еды, умело пользуется столовыми приборами, салфеткой пользуется чаще после напоминания взрослого. Культуру еды напоминает после напоминания взрослого.

3.

Дежурства

Ребенок знает последовательность в ходе дежурства, но не всегда планирует свою деятельность.

Следит за очередностью разных видов дежурств.

При контроле взрослого соблюдает последовательность накрывания на стол.

Ребенок с желанием выполняет обязанности дежурного.

При подготовке к занятию самостоятельно раскладывает карандаши, пособия, кисти, краски и убирает их после занятия на специально отведенное место. Но не всегда доводит начатое до конца.

4.

Хозяйственно-бытовой труд

Ребенок самостоятельно поддерживает порядок в групповой комнате и на участке.

С помощью наглядной модели стирает кукольное белье, протирает пыль со столов и стульев.

По показу взрослого ремонтирует книги, игрушки.

Помогает взрослому на участке: очистить дорожку от снега, собрать опавшие листья, полить песок, но не всегда делает по собственной инициативе.

Самостоятельно убирает постель после сна, но недостаточно качественно.

Планирует собственный труд.

Не всегда доводит начатое до конца.

5.

Труд в природе

Ребенок участвует в уходе за растениями в уголке природы и на участке.

Может по модели рассказать последовательность ухода за растениями, посадки крупных семян.

Знает особенности ухода за комнатными растениями и цветущими растениями клумбы, соблюдает правила ухода за растениями.

  Ребенок с интересом участвует в посадке «огорода на окне», с помощью наглядной модели сажает семена овощных и цветочных культур, в пересадке, черенковании комнатных растений, но не всегда доводит начатое дело до конца.

6.

Ручной труд

Ребенок владеет не всеми навыками работы  с различными материалами для труда: природным, бросовым, бумагой, картоном.

Изготавливает несложные атрибуты для игры: флажки, бинокли, книжки.

С желанием изготавливает подарки взрослым к праздникам, украшения на елку.

Умеет пользоваться клеем, кистью, подсобными материалами, но не всегда делает это аккуратно.

Уверенно «читает» схемы последовательности изготовления игрушек и предметов.

Знает правила ТБ при работе с иглой, ножницами.

7.

Знание ребенком стихов, загадок, пословиц о труде взрослых и предметах для труда.

Знает достаточное количество стихов, загадок, пословиц в соответствии с программой и календарным планом, уверенно громко и четко их декламирует, оказывает помощь при рассказывании другим детям.

Использует стихи и загадки в играх.

8.

Использование полученных знаний о труде взрослых в дидактических играх

Знаний о трудовых процессах достаточно, но ребенок по собственной инициативе редко организует такого рода игры и использует эти знания в дидактической игре.

9.

Использование знаний о труде взрослых в сюжетно-ролевой игре

Ребенок при подсказке взрослого использует полученные раннее знания в сюжетно-ролевой игре, ведет игровые диалоги. Самостоятельно создает игровое пространство. Вводит новые роли.

10.

Общетрудовые умения

Ребенок определяет и проговаривает мотив трудовой деятельности (чтобы в группе было чисто, нужно вымыть игрушки и растения в уголке природы), ставит перед собой цель и аргументирует ее: чтобы растения хорошо росли, за ними нужен уход – нужно поливать и рыхлить землю в горшках; умеет отбирать необходимые предметы и инструменты для труда, используя наглядные модели, правильно отбирает оборудование для определенных видов труда.

Готовит при небольшой помощи или подсказке взрослого свое рабочее место, распределяет обязанности при коллективном труде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс....

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний,...

Консультация для родителей по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей, список литературы для чтения с детьми старшего дошкольного возраста по данной теме...

Консультация для родителей по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Конультация для родителей и список литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста...