Консультация для родителей "Игры и упражнения по обогащению словарю старшего дошкольника"
консультация (старшая группа)

Еволенко Ольга Николаевна

"Игры и упражнения по обогащению словарю старшего дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx634.36 КБ

Предварительный просмотр:

 https://rechki.rooivacevichi.gov.by/files/00174/obj/140/132933/img/13445ed479ce23354c94a5491db137b4.jpeg

  Консультация для родителей

«Игры и упражнения

по обогащению словаря

старшего дошкольника»

Старший дошкольный возраст – период активного развития речи ребенка. Развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению.  Одним из критериев развития речи старшего дошкольника является богатый словарный запас, позволяющий ему наиболее полно выражать свои мысли, уверенно общаться со сверстниками и взрослыми.

Обогащение словаря старшего дошкольника является задачей, которую педагоги и родители должны решать ежедневно. Для того, чтобы проводить домашние занятия по развитию речи не нужно ничего специально организовывать, нет необходимости в сложных пособиях и методиках. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития ребенка может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

К одним из наиболее простых занятий по обогащению, уточнению и активизации словаря ребенка можно отнести тематические прогулки. Когда вы идете в аптеку, магазин, проходите мимо стройки,  разговаривайте с ребенком о данном объекте, показываете новые предметы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребенком. Именно обсудить, так как одностороннее «говорение», без диалога  малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения; сопереживать услышанное).

Также расширить словарный запас старшего дошкольника позволят простые игры и упражнения. Они не требуют более 10-15 минут, причем играть можно всюду: в автобусе, по дороге в магазин, готовя обед, гуляя на улице и т.д.

Упражнения с существительными.

Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д.

Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.).

Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»

Упражнение с глаголами.

Попросите ребенка ответить на вопросы:

1) Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.)

2) Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.)

3) Как ведет себя щенок, когда ему дают кость? (грызет, наслаждается, рычит, радуется, торопится)

4) Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит)

Упражнения с прилагательными.

Попросите ребенка подумать, о чем можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо)?

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, веселое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)

Каким может быть ручеек? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим)

Упражнения с наречиями.

Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):

1) Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),

2) Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

3) Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво). https://cdo.smolgu.ru/pluginfile.php/278348/course/overviewfiles/small-children-playing-in-a-nursery-vector-23541049.jpg

http://du-vlit.kamenec.edu.by/be/sm.aspx?guid=35883

           

             

         Речевые игры

               с мячом

Игра «Ассоциации»

Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик, колючий – еж, холодный – снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Игра «Я знаю пять…»

Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Варианты: пять названий растений, животных, фруктов, предметов мебели, названий транспортных средств и т.п.

Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

Игра «Скажи наоборот»

Взрослый произносит слово и бросает мяч ребенку. Ребенок должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему.

Игра «Мяч бросай и животных называй» («Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй»)

Вариант 1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: Овощи. Ребенок: Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: Фрукты. Ребенок: Яблоко, груша, лимон.

Взрослый: Ягоды. Ребенок: Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: Деревья. Ребенок: Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок называет обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2019/09/kartinki-na-prozrachnom-fone-dlya-detej-28.png

             

              Речевые игры

       с картинками

Игра «Угадай по описанию»

Перед ребенком выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Желтый, овальный, кислый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: сначала назови все желтые фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают.) Теперь из них выбирают овальные плоды. Среди оставшихся картинок выбери кислый фрукт».

Ребенком производится отбор картинок в соответствии с первым названным признаком. Затем – со вторым и с третьим. Эти действия сопровождаются речью: «Желтые фрукты – это лимон. Груша. Банан. Яблоко. Овальные фрукты – лимон и банан. Кислый фрукт – лимон».

Игра «Ассоциации»

Ребенку предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Он должен придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету.

Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, фары, колеса, сидения, едет, стоит, заводится, ремонтируют …).

Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…).

Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…).

Игра «О картинке я вам расскажу»

Перед каждым ребенком кладется несколько предметных картинок. Взрослый дает описание предмета, а ребенок должен выбрать подходящую картинку.  

У этого предмета есть:

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Нитка, бусины (бусы).

Ствол, ветки, иголки, корни, кора, шишки (ель).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Спинка, сиденье, ножки (стул).

Кабина, кузов, колеса, руль, фары (грузовик).

Тесто, крем, фрукты, шоколад (торт).

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/04/14/k_5cb354576d0c0/507079_6.jpeg

             Игра

«Магазин игрушек»

Игровое правило: продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель.

Взрослый, обращаясь к ребенку, говорит:

 У нас открылся новый магазин. Посмотри, сколько в нем красивых игрушек! Ты их сможешь купить. Чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По твоему описанию продавец узнает ее и продаст.

Первым покупает игрушку взрослый, показывая, как надо выполнять правила игры:

 Я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети.

Продавец подает покупателю мяч.

 Спасибо, какой красивый мяч! – говорит взрослый и с мячом садится на стул.

Затем продавцом становится ребенок. Он подходит и описывает игрушку, которую выбрал для покупки:

 А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки.

Продавец подает игрушку лису. Покупатель благодарит и садится на место.

Литература

  1. Косинова Е. Грамматическая тетрадь №1-4 для занятий с дошкольниками. – М.: Сфера, 2017. – 32 с.
  2. Куцина Е.В., Созонова Н.Н., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. В 3-х частях. – Екатеринбург: Литур, 2016. – 32 с.
  3. Харченко Т. Учимся красиво говорить. Сборник развивающих заданий. – М.: Айрис-Пресс, 2013. – 16 с.

Дорогие родители!

Желаем вам успехов в развитии ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Роль загадок в обогащении словаря старших дошкольников"

Опыт работы представлен теоретической и практической частями, автором предложена диагностика, выявлена положительная динамика в развитии словоря дошкольника....

Обогащение словаря старших дошкольников – информация для родителей.

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого о...

Доклад "Обогащение словаря старших дошкольников фразеологическими единицами".

  "Фразеологизмы" - средство создания эмоциональной, выразительной речи, средство оценки каких-либо явлений или событий. Они находят свое отражение в произведениях художественной литератур...

Консультация по теме « Обогащение словаря старших дошкольников антонимами, синонимами»

Консультация для родителей по обогащению словарного запаса детей с ТНР...

Картотека дидактических игр и упражнения по обогащению словаря старших дошкольников

laquo;Кто чем занимается?» «Никогда мы не забудем,Что умеют делать люди».Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкост...

Консультация "Обогащение словаря старших дошкольников с ОНР"

Аннотация: статья посвящена проблеме обогащения словаря ребенка старшего дошкольного возраста. Автор отмечает важность данного процесса и выделяет возможные пути решения проблемы. Предлагает родителям...