Что такое гендерное воспитание? Консультация для родителей
консультация (младшая группа)

Бочарова Марина Викторовна

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitandokument_microsoft_office_word.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое гендерное воспитание?  Консультация для родителей

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

Современный, быстро меняющийся динамичный мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

 В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная идентичность. Детям становится понятно, что гендер не меняется : мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Нейропсихологии, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной идентичности обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

      В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Сюжетная игра не требует от ребёнка значимых поступков, но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы.

Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В нашей группе созданы условия для игрмальчиков : «Пожарные»,»Моряки»,»Военные», «Космонавты»«Строители». Для девочек – «Салон красоты»«Ателье»«Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами: одежда для кукол, мебель, посуда. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки- женские.                                                                              Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры, должно быть формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которую мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.

Гендерный подход находит своё отражение при организации

образовательной деятельности с детьми. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов инструментов, необходимых людям разных профессий, чтение художественных произведений, ориентированных на мальчиков и девочек, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе. Пол ребёнка учитываем и при подборе игрушек и оборудования. Речь идёт о том, что для девочек и мальчиков нужно подобрать материал по «интересам» : для девочек, например, матрёшки, куклы, бабочки, а для мальчиков –кораблики, солдатики, машинки …Допустим на Н. О. Д. .по математике, по лексической теме «Игрушки» как счётный материал можно использовать: для мальчиков-машинки, солдатиков, а для девочек-матрёшек.

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами)Например: мальчики танцуют танец моряков, а девочки- матрёшек.

Воспитание детей с учетом гендерных особенностей задача сложная, но посильная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование гендерной компетенции у родителей"

Родителям предложен сравнительный психологический портрет мальчиков и девочек....

Консультация для родителей: " Что такое гендерное воспитание?"

В настоящее время на первое место в педагогике  вышла проблема учёта воспитания мальчиков и девочек.Как воспитывать мальчиков. чтобы из них вырастали мужчины?Какие условия надо создать девочкам. ...

Анкета по гендерному воспитанию для родителей

Анкета по гендерному воспитанию дошкольников для родителей....

Что такое хорошо и что такое плохо?!. Консультация для родителей.

Что такое хорошо и что такое ллохо?Крошка сын пришели спросила кроха-Что такое хорошои что такое плохо?      В. В. Маяковский....

"Что такое хорошо и что такое плохо" Консультация для родителей

Как воспитывать ребенка,  как не ограничивать проявления ребенка, как найти грань между вседозволенностью и творческим поиском, свободой и независимостью?...

Консультация "Что такое гендерное воспитание"

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становлениясамосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола....

Консультация: "Что такое гендерное воспитание детей?"

Педагогам, воспитателям и родителям нужно учитывать гендерный фактор в воспитательном процессе, прежде всего потому, что развитие личности, в основе которого стоит формирование человеком своих жизненн...