Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)

Соловьева Мария Евгеньевна

Раскрывается понятие толерантности и  предлагаются основные  задачи и содержание  работы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

16 ноября
Международный

День толерантности

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка…»

Из Декларации принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года

Цветок толерантности

Какой должен быть толерантный человек?

  • уважать мнение и   интересы других
  • терпимый и терпеливый
  • доброжелательный
  • должен хотеть, что-нибудь делать вместе
  • понимающий и принимающий
  • чуткий и снисходительный
  • выражающий доверие и гуманизм к людям, умеющий решать конфликты путем убеждения и     взаимопонимания;
  • приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
  • уважающий окружающих и уважаемый ими;
  • уважающий права свои и других, умеющий слушать и  слышать;
  • заботливый, сострадающий, поддерживающий;
  • патриот своего города, страны, заботящийся об их процветании; человек, берегущий природу и культуру;
  • трудолюбивый, успешный, независимый, любознательный и  счастливый.

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать

Все – мы разные, все мы – равные!

Родители должны:

  • Во-первых, не обижать ребёнка.
  • Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
  • В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но, в то же время, и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
  • В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений.

Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.

  • В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
  • В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Правила воспитания

  • Если ребенка постоянно критиковать, он учится  ненавидеть.
  • Если ребенок живет во вражде, он учится  агрессивности.
  • Если ребенка высмеивают, он становится  замкнутым.
  • Если ребенок растет в упреках, он учится жить  с чувством вины.
  • Если ребенок растет в терпимости, он учится  принимать других.
  • Если ребенка подбадривают, он учится  верить в себя.
  • Если ребенок растет в честности, он учится  быть справедливым.
  • Если ребенок растет в безопасности, он учится  верить в себя.
  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится  находить любовь в этом мире.

В мире друзей

“Дружба – главное чудо всегда.

 Сто открытий для нас всех таящее.

 И любая беда – не беда.

 Если рядом друзья настоящие”

В.Н. Сухомлинский

Дошкольное детство – важнейший период    в  нравственном  становлении личности.

 Составляющие полноценно развитой личности:

  • умение общаться
  • строить и поддерживать дружеские  взаимоотношения
  • сотрудничать и сосуществовать с людьми

Правила дружбы

  • Не ссориться
  • Уступать
  • Не бояться просить прощения, если обидел друга
  • Быть вежливым
  • Не злиться
  • Не жадничать
  • Помогать другу
  • Быть честным              
  • Быть внимательным

Пословицы о дружбе

  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Нет друга - ищи, а нашел - береги.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
  • Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
  • Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

И в песнях о дружбе поется…

  • С голубого ручейка начинается река,                                                                            Ну а дружба начинается с улыбки.

  • Я иду и пою обо всём хорошем.                                                                             И улыбку свою я дарю прохожим.

  • Тем, кто дружен, не страшны тревоги!                                                      Нам любые дороги дороги!

  • Если добрый ты, то всегда легко,                                                                А когда наоборот – трудно.  

  • Жил на свете добрый жук, старый добрый друг.                                       Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал,                                            Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.

  • Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.                                                     Вот, что значит настоящий друг.        

«Научитесь любить и понимать людей,

и рядом с вами всегда будут друзья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дано понятие "толерантность". Определены цели и задачи воспитания толерантности. Подходы к воспитанию: личностно-ориентированный и деятельностный....

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Интерес к родному краю,к культуре башкирского народа-одна из главных задач в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста....

воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

Актуальность опыта работыПроблема толерантности приобретает особое значение в связи с развитием у нас в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с ограниченн...

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

Воспитание национального самосознания, формирование культуры межнационального общения детей к национальным культурам других национальностей....

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Данный проект позволит воспитать свободную творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире и согласии со всеми народами.Проект помогает во...

Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».

В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над  проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

В работе рассмотрены следующие вопросы:развитие положительного отношения и чувства симпатии ко всем расам и народам, эмоциональной отзывчивости, доброжелательности, начальной социально – ценностной ор...