Использование «Кубиков Блума» в работе с детьми ТНР старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Костенко Оксана Викторовна

Аннотация: в статье рассказано, где и как можно использовать  технологию «Кубик Блума».  Почему для работы  выбираются вопросы на основе лексических тем.

Ключевые слова: «Кубиков Блума», креативное мышление, развитие речи, детьми ТНР, знания, нарушение речи, приемы, методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Использование «Кубиков Блума» в работе с детьми ТНР

старшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье рассказано, где и как можно использовать  технологию «Кубик Блума».  Почему для работы  выбираются вопросы на основе лексических тем.

Ключевые слова: «Кубиков Блума», креативное мышление, развитие речи, детьми ТНР, знания, нарушение речи, приемы, методики.

В настоящее время в работе с детьми  с тяжелыми речевыми нарушениями недостаточно использовать  только традиционные технологии. Все чаще появляется необходимость поиска новых подходов, методик и приемов для устранения недостатков речи, способствующих росту мотивации у дошкольников.

Для повышения эффективности коррекционной работы наравне с традиционными методами рекомендуется использовать современные технологии и нетрадиционные методы.

Предлагаем вашему вниманию один из таких приемов технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Технология называется «Кубик Блумa». Впервые идеи этого ученого  увидели свет в 1956 году в книге «Таксономия образовательных целей». Предложенная им теория, разделяла образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи у детей проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовых образовательных учреждениях, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено.

Работа по развитию связной речи у детей является одной из самой сложной. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря ребенка, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Мы проводим обучению детей рассказыванию в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д.

Каждое занятие стареемся разнообразить красочными дидактическими пособиями, используем новые инновационные методики, предлагаем разнообразный раздаточный материал, ведь для наших детей, требуется значительно больше времени для усвоения и закрепления полученных знаний.

Поэтому, просмотрев большое количество методик и технологий по работе с дошкольниками, обратили свое внимание на «Кубик Блума». С теорией, касающейся непосредственно «Кубика Блума» вы можете познакомиться в сети интернет,  мы же поделимся своим опытом работы.

Конечно использование классического варианта «Кубика Блума», в работе коррекционных групп затруднительно, детям сложно вспомнить без опоры на наглядность тот или иной материал, поэтому мы преобразовали его и создали свой «Кубик», вернее серию «Кубиков», которые помогают дошкольникам вспомнить, назвать, сравнить. Темы  «Кубиков» выбраны на основе лексических тем в соответствии с комплексно-тематическим планированием на учебный год. Данное пособие прекрасно помогает педагогу разнообразить наглядный материал и реализовать цели и задачи.

«Кубик» представляет собой объемную фигуру, из яркой красочной бумаги с картинками, на сторонах которого написаны слова: Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.

Выбираем нужную тему занятия или любой другой совместной деятельности с детьми, и продумываем вопросы. Данный прием, позволяет формулировать вопросы самого уровня  от простого к сложному,  не забывая о разных сторонах речи. Потом педагог или ребенок бросает Кубик. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать. И так играем до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы. Давайте рассмотрим особенности граней.

Назови - происходит воспроизведение знаний, полученных детьми ранее. Это самые простые вопросы. Где предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. по данной теме.

Почему - вопрос помогает проанализировать ситуацию заданной темы, сделать необходимые выводы, сформулировать причинно-следственные связи,  которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни - здесь рассматриваем проблему в разных аспектах и фокусируем внимание детей на всех сторонах заданной проблемы, темы. Можно использовать вспомогательные фразы, которые помогут сформулировать ответ: ты действительно думаешь, что… Ты уверен, что…

Предложи - ребенок может объяснить, предложить свои идеи как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай - это вопросы творческие, которые содержат в себе предположения, вымысел, фантазирование.

Поделись - вопросы дают возможность выразить свое личное отношение, основываясь на свой личный опыт. Здесь мы концентрируем внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях. Например: Как плохо, что… Мне очень понравился …

На основе приема «Кубика Блума» педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, можно организовать как групповую, так  подгрупповую или индивидуальную деятельность детей. Данная технология удобна тем, что ее можно использоваться на разных этапах как образовательной, так и свободной деятельности (режимные моменты, прогулка, занятие, самостоятельная деятельность детей). Это действенный прием, который позволяет не только проверить полученные знания, но и выявить степень предметно - эмоционального погружения детей в тему. Можно его использовать при обсуждении следующей темы, в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу, а также понять, что ребята знают по теме и что хотели бы узнать.

Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Использование «Кубика Блума» только сначала кажется трудным и непонятным. На практике же стало понятно, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают правила игры, а главное его быстро можно сделать своими руками.

Литература

  1. Материалы уроков Фестиваля педагогических идей. festival.1september.ru /http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9.
  2. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена». www.ct-net.net/ru / http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов литотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Использование элементов литотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста. Тренирует ловкость, глазомер, координацию движений и мелкую моторику. ...

Использование элементов литотерапии в коррекционно - развивающей работе с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста

Литотерапия тренирует ловкость, глазомер, коррекцию движений и мелкую моторику. Благодаря целенаправленной и систематической работе, можно развить у детей коммуникативные навыки, способствующие эмоци...

Использование кубика Блума в работе с детьми

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  развит...

«Кубик Блума» как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Использование технологии "Кубик Блума" при организации образовательной деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного возраста...

Использование кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста.

Изучая методическую литературу по проблеме познавательного развития, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления - разработанный американским ученым и психологом Бенджамином...

"Использование Кубик Блума в работе с детьми дошкольного возраста"

quot;Не внушайте чего-либо вашим детям. Научите их думать самостоятеельно, тому, как оценивать доказательстваи как не соглашаться с вами ."             ...

Проект «Использование кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»...