Консультации для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи
консультация (старшая группа)

Вонда Олеся Александровна

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

1. «Бегемотик» Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.

2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 сек.

5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».

6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

7. «Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 - 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз

8.  «Окошко» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны. Произносить шшш

9. Чередование положений губ: «Заборчик» - «Трубочка».

10.«Загнать мяч в ворота» Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

11. «Наказать непослушный язык». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя».

12. «Почистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны движениями слева направо, а затем почистить верхние зубы. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

13. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать верхнюю губу, делая языком движение слева направо.

14. «Гармошка».  Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

15. «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

16. «Чашечка». Удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

17. «Приклей конфетку».  Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

18 «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала выполнять в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

19. «Маляр». Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

20. «Барабан». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: ды - ды - ды.

21. «Автомат».  Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т - т - т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

22. «Колокольчик». Рот в улыбке, приоткрыт, язык за верхними губами. Кончик языка сильный, напряженный. Произносить: дын-дын-дын.



Предварительный просмотр:

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста

В развитии речи ребенка огромную роль играют занятия на развитие различных видов моторики: крупной, мелкой, артикуляционной. У ребят с нарушениями речи наблюдаются сложности в развитии мелкой моторики. Под мелкой моторикой понимают действия человека, направленные на выполнение точных, мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.hello_html_m419c6014.png

    Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. С возрастом движения усложняются, тексты становятся длиннее.  Для малышей раннего возраста подойдут тексты русских народных потешек, для детей постарше стихи русских классиков-литераторов.

 Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 
          Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, когда ребёнок придумывает к текстам свои движения, необходимо поддержать инициативу ребенка, похвалить его.

 В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

 Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.    

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки, а также выполнять массаж пальцев:

1) «Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи» (Сжимание и разжимание  пальцев рук)

2) «Водичка, водичка, умой мое личико….»(Выполнение движений в соответствии с текстом).

 Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.     Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

 В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого.

 Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития. 

 hello_html_54e10b7f.jpg

                                    Материал подготовила учитель-логопед, Вонда О. А.



Предварительный просмотр:

 «ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ  ИГРЫ ДОМА»

    Логопедическая ритмика – одно из средств коррекции речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. В результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными.

Стихотворения необходимо проговаривать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики

"Дирижеры"

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал. "Дирижерские" палочки.

Описание. Взрослый произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении взрослым  дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

"Вопросы"

Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка.

Описание. Взрослый произносит вопросительные предложения, а дети, дирижируя рукой, показывают повышение мелодики на вопросительном слове и ее понижение к концу предложения.

Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа

"Барабанщик"

Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Материал. "Барабанчики" - осязательные "коврики" размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Описание. Взрослый произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих "барабанчиках" отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений взрослый предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

"Курочка и цыплята"

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой взрослым в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки". «Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, (медленный темп) А за ней ребята - Желтые цыплята (быстрый темп).

Игры-упражнения на развитие восприятия ритма

"Язычки-дразнилки"

Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).

Материал. Игрушки свистки, дудочки или бубны - индивидуально на каждого ребенка.

Описание. Взрослый произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та... Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз хлопнуть.

"Узоры"

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал. Детская мозаика.

Описание.

 Взрослый и ребенок договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая - слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, ребенок воспроизводит ритм.

Игры-упражнения на развитие восприятия тембра

"Кто боится прививки?"

Цель. Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных.

Описание. Предметные картинки выкладывают перед детьми. Взрослый произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу взрослого определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"

"Угадай-ка"

Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

 Описание. Взрослый произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

Логоритмические игры развивают работу высших психических процессов  ребенка. Сочетание музыки, движения и речи формируют двигательную сферу ребѐнка, его деятельность, положительно влияют на личность, способствуют развитию четкой, интонированной речи. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно, в игре.

Консультацию подготовила учитель-логопед, Вонда О. А.



Предварительный просмотр:

Лэпбук. Создаем вместе с детьми развивающую книгу-игру.

Лэпбук – «lapbook» в переводе с английского «наколенная книга». Лэпбук – это тематическая, сделанная своими руками, интерактивная папка-книжка с творческими заданиями, с кармашками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать и менять местами.

В лэпбуке собран материал по какой-то определенной интересной для ребенка теме, при этом ребенок совместно с родителями или педагогами участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Дети дошкольного возраста познают мир через игру и творчество. Обучение и воспитание дошкольников происходит в игровой форме, как во время организованной образовательной деятельности, так и вне занятий. Здесь и приходит в помощники лэпбук, потому что для детей лэпбук, прежде всего – это игрушка! Причем, это игрушка, которую дети делают сами, совместно с родителями или педагогами! Изготовление и применение лэпбука для ребенка способствует пониманию и запоминанию информации по заданной теме; способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме; позволяет ребенку быстро освежить в памяти пройденные темы; в процессе изготовления и использования лэпбука совершенствуются конструктивные навыки работы с различными материалами, ножницами, художественными средствами; регулярное использование лэпбука развивает творческое и конструктивно-абстрактное мышление. Создание лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А значит, его можно изготовить и дома со своим ребенком.

Как изготовить лэпбук, с чего начать?

1. Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая: насекомые, перелетные птицы, транспорт, животные. За основу можно взять какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем. Например, на основе сказки «Снегурочка» можно изучить народную культуру и традиции русского народа (быт, изба, русский народный костюм, народные игры и т.д.).

2. Составьте план будущего лэпбука, нарисуйте его макет. После того как вы определились с темой будущего лэпбука, составьте план и нарисуйте макет лэпбука. Для этого можно взять лист формата А4, сложить его в виде блокнота, мини-книжки, книжки-гармошки и т.д. на листе нарисовать расположение карманов, конвертов, подвижных деталей и т.п.. Здесь нет границ для ваших совместных с ребенком идей.

3. Изготовление лэпбука. Для создания лэпбука вам понадобятся следующие материалы:

• Картонная папка-основа или коробка. Можно купить готовую , а можно сделать своими руками.

• Цветная бумага. Можно использовать картон, самоклеющуюся бумагу, цветную бумагу для принтеров и т.д.

• Ножницы.

• Клей-карандаш для бумаги.

• Степлер.

• Скотч.

Оформляем папку-основу, обклеивая цветным картоном или бумагой. Изготавливаем детали лэпбука: карманы, конверты, задания и т.д.; приклеиваем все детали, используя план-макет. В работу по изготовление лэпбука, обязательно необходимо включать ребенка. Дети должны являться участниками процесса по исследованию выбранной темы и изготовлению лэпбука. Например, ребенок может нарисовать картинку, вырезать и приклеить детали, помочь с выбором иллюстрации или с проведением опыта и т.д. Сделав такую книжку, ребенок привязывается к ней, постоянно берет в руки, играет с ней и очень гордится тем, что сам участвовал в создании лэпбука! Он снова и снова возвращается к своей любимой поделке и с интересом повторяет изученный материал.

Примеры лэпбуков:

https://4.bp.blogspot.com/-DdmtfaSPTw4/VxiOYKkmeRI/AAAAAAAAriA/jbm_uxJ_9v4_tpSXXZjG4_QfxMGLcxGAACKgB/w1200-h630-p-k-no-nu/%25D0%259A%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25B81.jpg

   https://www.90sad.ru/f/r/Obovsem/dsc09455.jpg

                                              https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-7072-1542188235.jpg

Консультацию подготовила учитель-логопед, Вонда О. А.



Предварительный просмотр:

Развиваем речевое дыхание

Развитие речи включает развитие артикуляционной моторики, постановку и закрепление звуков, нормализацию темпа, ритма. Важную роль при этом играет формирование правильного речевого дыхания. Мы говорим на выдохе, если воздуха не хватает во время произнесения высказывания, то нам приходится делать дополнительные вдохи. А это делает нашу речь не достаточно плавной, вносит в нее неоправданные паузы.

Правильно поставленный выдох не нарушает интонацию, координируется с ритмом фразы и не мешает произношению слов.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Дети, имеющие какие-либо нарушения речи, несомненно, нуждаются в развитии речевого дыхания. Нужно отметить, что начинать работу над дыханием необходимо с 1-2 упражнений и во время первого занятия попросить ребенка повторить задание 2-3 раза, не больше, чтобы не вызвать головокружение.

Эффективность упражнений во многом зависит от того, насколько вам удастся увлечь дошкольника. Используя в работе над развитием речевого дыхания следующие игры, вы легко вовлечете дошкольника в занятие.

Кудрявая девочка пускает мыльные пузыри» — карточка пользователя ... 

«Большой и маленький». 

И.п. - стоя. Представим, что мы выросли и стали

большими-пребольшими. Глубоко вдохнем, а на

выдохе встанем на носочки и поднимем руки.

Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какой

я большой!» Медленно вдыхаем, а затем со звуком

«ух» приседаем, обхватываем руками колени,

опускаем голову и произносим: «Какой я маленький!»

«Дровосек».

И. п.— ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, Поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный выдох с произношением «Ух-х-х» (5—6 раз).

«Дуем на снежинки».

Положить на ладошку ребенка кусочек ваты или бумажную снежинку. На счет 1,2 — вдох. На счет 1, 2, 3, 4—выдох. Повторить 3 раза.

 «Дятел».

Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д...», ударяя кулачками друг о друга.

 «Ёж».

И.п.- сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «Ф-ф-ф-ф». Выпрямить ноги - вдох (4 - 5 р)

«Задуй свечу»

Задуть воображаемую или реальную свечу.

«Буря в стакане»

Дуть в коктейльную трубочку, опущенную в наполовину наполненный стакан воды.

«Т, т, т»

Полоску бумаги (шириной 1-2 см., а длиной 5-6 см) зафиксировать с помощью воды вертикально над верхней губой ребенка. Затем предложить ребенку резко на выдохе произносить «т», чтобы сдуть полоску бумаги.

Будут полезны и следующие упражнения для тренировки дыхания:
1. Открывают рот, вдох и выдох делают через нос. Упражнение повторяют 10 раз.
2.Руку кладут на живот, делают медленный вдох носом, затем медленно выдыхают, но уже через небольшое отверстие между губами. Рука должна отчетливо ощущать движение живота, упражнение повторяют 5-6 раз.
3.Одну ноздрю закрывают пальцем, делают 5-6 вдохов и выдохов через другую ноздрю.
4.Вдыхают носом, при этом пальцами нажимают на крылья носа, чтобы создать сопротивление воздуху.
5.Вдыхают носом, затем резко выдыхают носом, при этом быстро втягивают мышцы живота.

Материал подготовила учитель-логопед, Вонда О. А.



Предварительный просмотр:

Советы родителям по обучению детей чтению

  Неправильный подход к обучению чтению может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:

  1. Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.
  2. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь. Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки. Они состоят из двух звуков Е=Й+Э, Я=Й+A, Ю=Й+У, Ё=Й+О,
  3. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц –  твёрдые звуки, не имеющие мягкой пары; Щ, Ч, Й – мягкие звуки, не имеющие твердой пары.
  4. Буквы Е, Ё, Ю, Я, И, Ь, когда стоят после согласных звуков, указывают на мягкость предыдущих согласных звуков.
  5. Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк) Если же они стоят после согласного, то обозначают один звук и указывают на мягкость согласного звука. (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э»).
  6. Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Этому можно учить его в игре ещё до изучения букв:
  • «Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот. Можно играть с перекидыванием мяча;
  • Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове;
  • Придумай слова со звуком «С», «Р» и др.;
  •  Или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях которых, есть заданный звук.

При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:

  1. Называем букву, как звук: «б», а не «бэ», «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.
  2. Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например:
  • Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его);
  • Как мы произносим «А»? (широко открываем рот);
  • Назови сам слова на звук «а»;
  • Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А»;
  • Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А»;
  • Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце);
  • Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии?  Произнеси так, чтобы мы услышали.
  1. Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв,  например,

           Покатилось колесо, превратилось в букву О.

           У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

           А - как лесенка стоит – начинает алфавит.

           Влез на букву озорник, он решил, что П – турник

           Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком

           В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата

           На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3 (З)

   Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т.п.

  1. Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.
  2. Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения  читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку.

             НА    НО    НУ   НЫ   НИ

             СА    СО    СУ   СЫ    СИ

     Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.

  1. Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.
  2. Обратите внимание на разницу чтения слогов     АР-РА, УС-СУ.
  3. Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.
  4. Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными (15-20 мин.), но систематическими.
  5. После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.
  6.  Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться.

Желаю успехов!

Консультацию подготовила учитель-логопед, Вонда О. А.



Предварительный просмотр:

Роль взаимодействия родителей и педагогов в социализации детей с особыми образовательными потребностями

Консультация для родителей

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=eba7408f70d9a30977a3dccfd8d0c80a-3780884-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=150&h=150

Ребенок с особыми образовательными потребностями – достаточно новое понятие в нашем обществе. Появление этого термина говорит о том, что социум поворачивается к ребенку, имеющему особенности развития. Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения знаний и коммуникативных навыков.

Подавляющее большинство детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными нарушениями речи или другими особенностями развития испытывают трудности социальной адаптации и коммуникации в коллективе, что в дальнейшем напрямую влияет на обучение в школе.   Дети, имеющие речевые, физические, психические ограничения, встречаются с дополнительными трудностями и барьерами в достижении полной социализации в обществе. Эти дети нуждаются в особом коррекционно-развивающем процессе, который должен быть непрерывен, и организован в тесном сотрудничестве педагогов и родителей. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является один из институтов социализации – семья.

Родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей; участие родителей детей  с особыми образовательными потребностями в процессе воспитания и развития значительно повышает его эффективность.

Взрослые, обладающие способностями и возможностями сохранять внутреннее душевное равновесие, могут изменить качество жизни ребенка за счет позитивных, адаптационных установок, конструктивной организации системы отношений, в которых он существует.

Правильно организовать общение семьи с ребенком, организовать взаимодействие дошкольника со сверстниками родителю помогут рекомендации стендовых консультаций; советы, полученные на родительских собраниях, индивидуальных консультациях. Родителю необходимо действовать уверенно, четко и целенаправленно во всем. Во-первых, нужно придерживаться режима дня как в будние, так и в выходные. Во-вторых, необходимо исключить гиперопеку, но в то же время давать ребенку для самостоятельного выполнения только посильные ему задачи. В-третьих, хвалите дошкольника, когда у него что-то получилось; приободряйте – когда что-то не вышло.

Важно научить ребенка включаться в разные отношения с людьми. «Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой».

Дошкольнику с особыми образовательными потребностями для полноценного формирования навыков необходимо закрепление с родителями  материала, изученного в детском саду. Именно поэтому коррекционные педагоги и воспитатели организуют для родителей различные мастер-классы и семинары.

 В преодолении нарушений развития недостаточно педагогического  воздействия. Родитель является посредником между педагогом и ребенком. На индивидуальной консультации коррекционный педагог озвучивает родителям трудности дошкольника, рекомендует медицинских специалистов.

Любовь к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность - все это создаёт благоприятные условия для развития у детей с особыми образовательными потребностями коммуникативных навыков, для успешного взаимодействия с окружающими. Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей как на равноправных участников формирования детской личности.

Педагоги поддерживают родительский авторитет для ребенка, важно, чтобы и родители поддерживали авторитет педагогов. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам развития и обучения детей зависит формирование коммуникативных навыков, преодоление сложностей социализации.

Объединение усилий родителей и педагогов; обмен наблюдениями, информацией и опытом; обращение к медицинским специалистам несомненно приведут нашего дошкольника к успешной социализации и адаптации в обществе.

Консультацию подготовила Вонда О. А.



Предварительный просмотр:

Произношение скороговорок как средство развития правильной и четкой речи

Дикция в устной речи – это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме.

Самый простой и эффективный способ добиться четкого произношения – научиться правильно и понятно проговаривать скороговорки. Существует огромное количество скороговорок, которые помогают улучшить произношение определенных звуков, чем больше скороговорок будет освоено, тем лучше будет Ваша дикция.
Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится, этому нужно учиться постепенно.

Советы по отработке скороговорок:
1. Начинайте произносить скороговорку медленно, вчитываясь в каждое слово и проговаривая каждый слог.
2. Постепенно ускоряйте темп произношения, звуки при этом артикулируйте с преувеличением.
3. Длинные скороговорки разбивайте на части – так легче произносить и запоминать их.
4. После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию скороговорки шепотом, при этом старайтесь, чтобы каждый звук был предельно четким и понятным.
5. После того, как скороговорка была произнесена шепотом, пробуйте выговорить ее громко, с каждым разом увеличивая скорость речи.
6. Обращайте внимание на смысл скороговорки, старайтесь говорить с интонацией.

Скороговорки на звук [Ж]

  1. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
  2. Уж пожаловал ежам
    Новых дюжину пижам.
    Прежние пижамы
    Исколоты ежами.

 Скороговорки на звук [Р]

  1. В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
  2. Ждут воробьи у кормушки кормёжки, несёт им Маркушка в кармашке морошки. 
  3. Испугался грома Рома.
    Заревел он громче грома.
    От такого рёва гром
    Притаился за бугром.
  4. Подорожник по дороге
    Собирал прохожий строгий.
    Выбирал себе прохожий
    Подорожник подороже.

Скороговорки на звук [Р и Л]

  1. Была у Фрола, Фролу наЛавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру. 
  2. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  3. СобиpaлaМapгapитaмapгapиткинaгоpе, 

paстеpялaМapгapитамapгapитки во дворе.

  1. Купили кapaкaтицекpужевноеплaтьице… 

ходит кapaкaтицa, хвaстaетсяплaтьицем. 



Предварительный просмотр:

Сотрудничество родителей и логопеда

Исправление речи детей, имеющих речевые дефекты, будет происходить эффективно, если родители будут тесно сотрудничать с логопедом и воспитателями, будут принимать самое активное участие в коррекционно-педагогическом процессе.

https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/3273a6502e905ddc028e2deaf78542be.png/s/s1200x/a/27502/sc/189

Речь и интеллект тесно взаимосвязаны: язык - это орудие мышления и познания, а речь - способ формулирования мыслей посредством языка. Совершенствуется речь - значит, повышается уровень развития мышления. Дефекты речи оказывают тормозящее действие  на развитие мышления ребенка, на его подготовку к овладению грамотой. Неправильное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки.

Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано правильное звукопроизношение и внятность речи, то в школе трудности значительно возрастут: ребенок станет комплексовать при ответе на уроке  и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении. Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении, такие как агрессивность или вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости.

Как известно, основное воспитание ребенка происходит в семье. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься.

Приходя домой, спросите своего малыша: чем он занимался в детском саду? Слушая ребенка, обращайте внимание на правильное произношение исправленных звуков. В выходные дни прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом около 15 минут. Артикуляционную гимнастику следует выполнять 2-3 раза в день, делая по 5-6 повторений каждого упражнения. Не забывайте утром в понедельник не забывайте приносить логопедическую тетрадь с выполненным заданием в детский сад. Важно, чтобы вы следили за правильной речью своих детей. Как только исправленный звук мы закрепим в словах и перейдем к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку: «ты умеешь правильно говорить!»; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.

Рекомендации по проведению занятий

  • Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.
  • Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15 -20 минут (начинать надо с 3 - 5 минут).
  • Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует.
  • Отведите специальное место для проведения занятий, где ребёнку ничего не сможет мешать.
  • Объясняя что-то ребёнку, пользуйтесь наглядным материалом.
  • Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
  • Лучше проводить занятие в первой половине дня.
  • Разговаривайте с малышом чётко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движение ваших губ.
  • Кроме поведения конкретных занятий читайте ребенку художественную литературу.
  • Не забывайте о том, что для вашего ребёнка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
  • Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд всё перетрут.

Таким образом, только совместные усилия, логопеда, родителей и воспитателей дадут желаемый результат.

Консультацию подготовила учитель-логопед Вонда О. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте"

В консультации для родителей раскрывается понятие "Речевая готовность ребенка к школе", говорится  об основных задачах в процессе обучения грамоте и об особенностях протекания этого процесса у де...

Рекомендации для родителей воспитывающих ребенка с нарушениями речи

Рекомендации для родителей воспитывающих ребенка с нарушениями речи...

Рекомендации для родителей воспитывающих ребенка с нарушениями речи.

Рекомендации для родителей воспитывающих ребенка с нарушениями речи для оформления стенда в логопедическом уголке....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В статье рассматривается взаимодействие различных социальных институтов: дошкольного учреждения и семьи, необходимость их тесного сотрудничества в современных условиях.  Представлены формы взаимо...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

консультации для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения

Консультациия "Готовимся к ПМПК" знакомит  родителей  с алгоритмом прохождения ПМПК, а также с пакетом  документов и процедурой обследования ребёнка....