Консультация для родителей «Художественно – эстетическое восприятие как средство развития речи детей».
консультация (младшая группа)

Савина Елена Игорьевна

Роль развития речи ребёнка впервые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды деятельности детей и «социализацию» ребёнка.

В раннем возрасте педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию детей, способствуя развитию коммуникативной деятельности, путём создания условий и побуждения ребёнка, с использованием невербальных и вербальных способов общения со взрослым и сверстниками.

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми.

Развитие речи детей происходит во всех видах деятельности. Рассмотрим проблему развития речи детей раннего возраста через реализацию направления «художественно-эстетическое развитие».

Художественно-эстетическое развитие предполагает

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нягани

Детский сад №5  «Дубравушка»

Консультация

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетические средства»

Подготовила воспитатель:

Савина Е.И.

Нягань

2022г.

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться говорить…

Ахальцева Е.

Роль развития речи ребёнка впервые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды деятельности детей и «социализацию» ребёнка.

В раннем возрасте педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию детей, способствуя развитию коммуникативной деятельности, путём создания условий и побуждения ребёнка, с использованием невербальных и вербальных способов общения со взрослым и сверстниками.

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми.

Развитие речи детей происходит во всех видах деятельности. Рассмотрим проблему развития речи детей раннего возраста через реализацию направления «художественно-эстетическое развитие».

Художественно-эстетическое развитие предполагает

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Роль рисования в развитии речи

Когда ребёнок изображает простейшие предметы и явления, он познаёт их, у него формируются первые представления. Сначала малыши просто черкают карандашом или фломастером, потом начинают рисовать округлые линии и прочие загогулины. Специалисты называют такой период доизобразительным. Сейчас для ребенка не важен результат. Ему интересен сам процесс! Придумываем вместе с ребенком, что же это он нарисовал, спрашиваю, что это… Такое внимание подстегнет интерес крохи к рисованию. Вскоре он будет не только «закалякивать» лист бумаги, но и объяснять: «Это – курочка, ко-ко-ко, зернышки клюет. А это – машина поехала…би-би-би».

Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Они придают нарисованному предмету движения (машина едет, на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог.

Маленьким художникам очень нравится рисование пальчиками и ладошками. Пальчиковые манипуляции способствуют развитию речи и психики. Работа с красками положительно влияет на цветовосприятие и память малыша. Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, способствует развитию речи. Центр, отвечающий за движения, расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.

Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Роль лепки в развитии речи

Во время работы с пластилином у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Во время занятия просим малыша рассказать о своих действиях, о том, что он собирается вылепить, какой формы и величины должно быть его изделие, где его надо расположить, как потом раскрасить – все это стимулирует речевую деятельность малыша.

Кроме того, в беседе ребенок усваивает много новых слов. Следовательно, лепка положительно влияет на расширение пассивного и активного словаря дошкольника.

На занятиях по лепке, рисованию часто используем художественное слово как стимул к поисковым действиям, или отклик на затруднительное положение героя, например: «Вышел кот на порог, кот слепил себе пирог, а пока лепил и пек, ручейком пирог утек…» - испечем пирог. Или «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых парусах.» - нарисуем волны нашему кораблику.

Кинетический песок

Не так давно появился новый инновационный материал для творчества детей -кинетический песок. Песочная терапия помогает ребенку раскрепощаться, способствует развитию связной речи, снятию мышечного напряжения. Игры с песком, как ничто другое, развивают творческие способности малыша, а рисование на песке помогает преодолеть ребенку комплекс плохого художника. Мы лепим из него пирожки, разрезаем их стекой на кусочки, рисуем на песке, строим различные постройки и сооружения.

В моей группе дети очень любят рисовать и лепить. Эти виды деятельности предполагают совместное творчество взрослого и ребенка, развивают речь, фантазию и творчество.

Роль аппликации в развитии речи

Аппликация - полезный и интересный вид деятельности, необходимый для полноценного развития ребенка. В переводе с латинского аппликация - значит прикладывание. Это изобразительная техника, основанная на вырезывании, наложении деталей на фон, закреплении.

Первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно – двигательного восприятия. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.

Занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведется непрерывный разговор с детьми, взрослый эмоционально комментирует происходящее на занятии. Игровая организация деятельности детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание. Можно говорить о том, что занятия аппликацией стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

Роль конструирования для развития речи

Мелкая моторика тесно связана с развитием речи, поэтому конструирование из мелких деталей широко используется при коррекции речи: мелкий конструктор LEGO, мозаика, воспроизведение плоских фигур и орнаментов из счетных палочек.

На занятиях по конструированию у детей развивается сложная координация движений кисти рук, формируется способность комбинировать и чувствовать форму, создавать объемные поделки и умение пространственно мыслить.

Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить партнерские отношения. Перед каждым занятием проводим артикуляционную гимнастику, она создает положительный микроклимат, атмосферу близости и доверия друг к друг.

Речь – результат развития и взаимодействия различных психических функций, в том числе слухового внимания и слухоречевой памяти. Для их развития использую многоступенчатую инструкцию: «Никита, положи перед собой синий кубик, справа от него поставь зелёный конус, а жёлтый кирпичик отдай Варе». Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: "Африканские звери заболели" - строим самолет для доктора Айболита.

При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Например: при строительстве дома или крепости до детей доводятся сведения о том, что дом начинаем строить с фундамента и заканчиваем крышей) Этим дети обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании, развивают речевую активность.

Таким образом, конструирование является важным видом деятельности детей дошкольного возраста, но для развития речи важны не только манипуляции, но и оречевление совершаемых действий.

Роль музыки в развитии речи

Большую роль в развитие речи играет и обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

  • совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;
  • культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;
  • формирование навыка сольного пения закладывает основу монологическойречи;
  • развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

О целебной силе музыки свидетельствуют многие научные исследования. В античных источниках множество свидетельств, как с помощью пения и музыкальных инструментов людей избавляли от тяжелых болезней. В настоящее время, музыка чаще используется в психотерапевтических целях. Но, определенное влияние музыка оказывает на здоровье человека в целом, в том числе и на его речь.

Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии! Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.

Речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Приговаривая при этом веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико», можно превратить развивающие упражнения в увлекательное развлечение. Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Получается, что мы «раскрашиваем» песню с помощью простых движений.

Для улучшения детского звукопроизношения предложила родителям комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики. Также в течение года я разработала несколько рекомендаций и консультаций для родителей на темы: «Учим с ребенком стихи», «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей», «Пестушки, потешки и прибаутки», «Воспитание детей через художественное слово», «Научите ребенка красиво говорить».

Таким образом, можно сделать вывод, что художественно – эстетическое развитие детей - это важный информационный и коммуникативный канал, где тесно сплетаются речь и творчество. Музыкальная деятельность, лепка, рисование, аппликация, конструирование даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Именно эти виды творческой деятельности ярко и эмоционально окрашены, включают различные способы взаимодействия ребенка, как со взрослым, так и с детьми своего возраста.

Список использованных источников:

  • Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста».
  • Скоцкая Л. А. «Организация педагогического процесса в развитии речевой деятельности дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Раннее детство – это фундамент общего развития ребёнка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья, интеллекта. Главным событием в интеллектуальном развитии ребёнка считается овладение р...

Консультация для родителей на тему "Поэзия как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Автором разработана консультация по теме "Поэзия как средство развития речи детей"....

Консультация для родителей. Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи детей»

laquo;Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна...

«Использование логоритмики в художественно — эстетической области, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

На своих музыкальных занятиях я использую логоритмику, пальчиковые гимнастики, речевые игры, игры с аккомпанементом звучащих жестов – всё это не только развивает чувство ритма и музыкальность, а...