Разновидности фольклора для развития речи детей
консультация

Григорьева Галина Викторовна

Как фольклор помогает в развитии речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznovidnosti_folklora.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

 

Разновидности фольклора для развития речи детей

Скороговорки 

Скороговорки — это короткий ритмичный текст, который намеренно создан так, чтобы затруднялось произношение звуков и слов в подвижном темпе. Существуют различные виды скороговорок, один из которых наверняка понравится ребенку.

Логопедические скороговорки.

 Этот вид скороговорок помогает исправить трудности в произношении определенных звуков. Необходимо следить за верным произнесением и поначалу не торопиться. При систематических тренировках ребенок легко научится проговаривать сложные звуки (например, Р, Л,Ш).

 *

На лугу под горкой

 Лежал сырок

 С красивой красной коркой.

 Сорок сорок в короткий срок

 Съели сырок.

*

Тара-тара, тара-ра!

 У крыльца растет трава.

*

Ай, тари-тари-тари,

Куплю Рае литари.

*

Курил турка трубку,

Клевала курка крупку:

 Не кури, турка, трубки,

 Не клюй, курка, крупки!

*

 Ехал грека через реку.

Видит грека — в реке рак.

 Сунул грека руку в реку.

Рак за руку греку — цап!

*

 Расскажите про покупки.

 Про какие про покупки?

 Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

*

В нашем озере Андрей

Тридцать выловил угрей.

Жарь, копти их и вари

 – Очень вкусные угри.

*

 У Капки – из липки палка,

На палке – липкая пакля.

Капали с палки капли,

Капали с пакли капли,

 Капли лапки испачкали Капке.

 

Смешные скороговорки

 Малыши любят смешные скороговорки. Они дарят хорошее настроение и легко запоминаются.

*

Идут бобры в сыры боры.

Бобры добры, бобры бодры.

*

 Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

*

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

 Ныне волчата галдят, как галчата.

 И, как волчата, галчата молчат.

*

У черепашьего черепашонка

На черепашьих лапчонках

Черепашьи башмачки.

*

 Топали да топали, дотопали до тополя,

 До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

*

У ежа ежата, у ужа ужата.

*

У елки иголки колки.

 Иголки колки у елки.

*

 Современные короткие скороговорки

Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту.

 Триста тридцать три коробки, а в коробке по три пробки.

 У Пашки в кармашке букашки и бумажки.

 Красный краб кричит «Ура!», резать торт пришла пора.

 Слишком много ножек у сороконожек.

 Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 Грянул гром – гроза в разгаре.

 Тощий немощный Кащей тащит ящик овощей.

 Сложные скороговорки 

Эти скороговорки понравятся старшим дошкольникам (5-7 лет).

*

 Баркас приехал в порт Мадрас.

 Матрос принес на борт матрас.

 В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

*

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

 У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

*

 Карасенку раз карась

 Подарил раскраску.

 И сказал Карась:

 «Раскрась, Карасенок, сказку!»

На раскраске Карасенка

 – Три веселых поросенка:

 Карасенок поросят перекрасил в карасят!

*

 Даже шею, даже уши

Ты испачкал в черной туши.

 Становись скорей под душ.

 Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем.

После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши,

И не пачкай больше уши.

*

 Кто хочет разговаривать,

Тот  должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

 Чтоб было всем понятно.

*

 Граф Тото играет в лото,

А графиня Тото знает про то,

Что Граф Тото играет в лото.

 Если бы граф Тото знал про то,

Что графиня Тото знает про то,

 Что граф Тото играет в лото,

То б граф Тото никогда бы в жизни

 Не играл бы в лото.

*

 Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

 Скороговорки для развития речи детей 3-4 лет

В этом возрасте подойдут короткие и несложные скороговорки с понятными словами.

*

 

Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,

 Ол-ол-ол – там морковку он нашел,

Ил-ил-ил – друг его попросил,

Ись-ись-ись – ты со мной поделись,

 Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

*

У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,

 Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.

*

У ежа ежата, у ужа — ужата.

 Не живут ужи, где живут ежи.

*

 Ой, качи-качи-качи.

Мы грачата, мы грачи.

*

На дворе трава,

На траве дрова,

На дровах детвора.

*

 На окошке крошку-мошку

 Ловко ловит лапой кошка.

Скороговорки для развития речи детей 5-6 лет

Детям этого возраста можно предложить более длинные скороговорки со старыми русскими -несложными! — словами, чтобы обогатить словарный запас. А забавные скороговорки поднимут настроение.

 *

У речушки, у речонки

Собрались одни девчонки.

 Вдоль речонки,

Вдоль речушки

Собирать пошли

Ракушки.

*

Иголка-иголка,

Ты остра и колка,

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик.

*

 Забавной обезьяне бросили бананы,

Бросили бананы забавной обезьяне.

*

 На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

*

Баран буян залез в бурьян.

*

Проворонила ворона вороненка.

*

У Кондрата куртка коротковата.

 *

Влас у нас,

Афанас у вас.

Скороговорки для развития речи детей в 7 лет

Ребятам 7 лет можно предложить сложные скороговорки, с достаточно большим количеством незнакомых старинных слов. Это расширит кругозор, словарный запас и улучшит память.

*

У нас на дворе-подворье,

Погода размокропогодилась.

*

Бежит боровок

— Белорыл, белоног,

Перерыл весь дворок.

*

Около кола — колокола,

И на колах — колокола.

Коваль Кондрат сталь ковал,

 Ковал да перековывал.

*

Неделю Емеле прясть короб кудели,

А Емелиной дочке – прясть одну ночку.

*

 Коваль ковал коня,

Конь — копытом коваля,

Коваль — кнутом коня.

*

Откуда на просеке просо?

Просыпали просо здесь просто.

Про просо просянки прознали.

Без спроса все просо склевали.

*

Щебетал щегол с щеглихой,

Щекотал своих щеглят,

А щеглиха-щеголиха

И щеглята-щеголята

По щеглиному пищат.

 Скороговорки для развития речи и дикции

Чтобы такие скороговорки принесли максимальную пользу, их следует разучивать так: сперва проговаривать беззвучно, но с артикуляцией; затем произносить шепотом, проговаривать скороговорку вслух сперва медленно, затем все быстрее. Важно следить, чтобы звуки произносились четко и правильно.

*

Свиристель свиристит свирелью.

*

 Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

*

 Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

*

Мы ели-ели ершей у ели.

Их еле-еле у ели доели.

*

У ежа ежата, у ужа ужата.

*

Все скороговорки не перевыскороговоришь.

*

Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу – грабь граблями гравий, краб.

*

Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

*

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Поговорки

Хороший способ работы с поговорками — объяснять их своими словами. Это не только развивает речь ребенка, но и учит его рассуждать.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Семь раз отмерь, один — отрежь.

Гусь свинье не товарищ.

Друга ищи, а найдешь — береги.

 Друг познается в беде.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.

 Голод не тетка, пирожка не подсунет.

 Семеро одного не ждут.

Тише едешь — дальше будешь.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

 Песни

Дети очень любят колыбельные песни. С ними можно знакомить малышей с самого рождения. Ребята постарше могут, напевая песенку, укачивать своего братика или сестренку, или любимую игрушку.

*

Люли, люли люленьки

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

 Стали гули ворковать,

 Стали Дашеньку качать,

 Стали Дашеньку качать,

Стала Даша засыпать.

*

Баю — баю — баюшки,

Да прискакали заюшки

Люли — люли — люлюшки,

Да прилетели гулюшки.

Стали гули гулевать

Да стал мой милый засыпать.

*

Уж ты, котинька-коток,

Кудреватенький лобок,

Приди, котя, ночевать,

Нашу Лидочку качать.

Я тебе ли то, коту.

За работу заплачу,

 Дам кувшинчик молока

 Да кусочек пирога,

Белей папыньки

В обе лапыньки.

Потешки

Потешками обычно сопровождают какие-либо действия (например, одевание, умывание или же просто игру). Ребенок в это время (сперва с помощью взрослого, затем самостоятельно) выполняет игровые движения по ходу потешки.

*

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

 Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

*

 Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

*

Раным-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

 А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

*

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

 А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком

*

— Котятки, котятки,

 Малые ребятки!

А кто у вас больший?

А кто у вас меньший?

— Мы все подрастем,

За мышами пойдем.

Один дедушка-кот

Будет дома сидеть

Да на печке лежать,

Нас с добром поджидать.

*

 Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

 Удивительной красы,

 Глаза смелые,

 Зубки белые.

*

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала –

 С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая».

*

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

 Выпал беленький снежок,

Ехал Ванюшка-дружок.

Ваня ехал, поспешал,

Со добра коня упал.

Упал Ваня и лежит,

 Никто к Ване не бежит.

 Две девушки увидали,

Прямо к Ване подбежали,

На коня Ваню сажали,

Путь-дорогу показали.

Путь-дорогу показали,

Да наказывали:

— Как поедешь ты, Иван,

Не зевай по сторонам!

Загадки

Отгадывание загадок развивает мышление и фантазию, знакомит ребенка с переносными значениями слов и образными выражениями.

*

Шубу два раза в год снимает.

 Кто под шубою гуляет? (Овца)

*

Явился в жёлтой шубке.

 Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)

*

Сверху кожа, снизу тоже.

А в середине пусто. (Барабан)

*

 Никого не обижает,

 А её все толкают. (Дверь)

*

 Что за зверь:

 Белый, как снег,

 Надутый, как мех,

 Лопатами ходит,

А рогом ест? (Гусь)

*

 Одиноким глазом

 Бабушка косится,

 От косы осталась

 Тонкая косица.

Но проворна бабушка,

 Словно молодица,

 Стелет стежки на холсте

Тонкою косицей. (Иголка с ниткой)

*

Маленький, пузатенький.

 А весь дом бережет. (Замок)

Пальчиковые игры

Такие игры очень нравятся малышам, начиная с одного года. Пальчиковые игры хорошо развивают мелкую моторику, а значит, и речь, и тренируют память.

*

 «Сорока-белобока»

 Сорока-белобока

Кашу варила (делать круговые движения пальцем по ладошке ребенка), Деток кормила (загибать по очереди пальчики, начиная с указательного): Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

 «Ты дров не рубил,

Печку не топил,

Кашу не варил,

Воду не носил.

Тебе нет ничего!» (взять в руки большой палец и аккуратно потеребить его).

*

«Соня-пастушок»

Вышел, вышел пастушок на лужок,

Он созвал, собрал бурёнок в кружок,

Наказал им никуда не ходить,

А коль волк придёт, его разбудить.

 Посчитал коров и сладко зевнул.

Да под белою березкой уснул».

 Пальчик ребёнка становится «пастушком», ладонь взрослого — «лугом», а его пальцы — «берёзками». «Пастушок» должен лечь под одну из «березок». «Березка» наклоняется к «пастушку» и пытается дотронуться до него: «Не спи!». Ребёнку надо успеть убрать пальчик и положить его у следующего пальца. Как только «пастушок» будет разбужен, вы меняетесь ролями.

«Братцы»

Взрослый поочередно сжимает пальчики малыша в кулачок.

Ивану — большаку — дрова рубить,

Ваське — указке — воду носить,

Мишке- среднему — печку топить,

 Гришке — сиротке — кашу варить,

А крошке — Тимошке — песенки петь.

 Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать!

Разжать кулачок малыша, поднять руки вверх.

«Домик»

Малыш держит руку вертикально, а взрослый «шагает по пальцам» на ладошке ребенка.

 В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем — семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

 На пятом сова — очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

 На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата — втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

 «Динь-динь-бом»

 Динь-динь-бом, Динь-динь-бом («Звенеть», трясти пальцами у правого уха) Ходит кошка с бубенцом.

Мыши сразу услыхали. (перенести руку к левому уху)

Динь-бом, динь-бом. Б

ыстро в норку убежали («бежать» пальцами по столу)

Динь-бом, динь-бом.

Затворили крепко дверь. (спрятать руки под стол)

Динь-бом, динь-бом. Не поймаешь их теперь. (погрозить пальчиком).

 «Пять братьев — пальчиков»

Малыш собирает пальчики в кулачок.

Раз, два, три, четыре, пять!

 Вышли пальчики гулять! (начать разгибать пальчики)

Этот пальчик — гриб нашел,

Этот пальчик — чистит стол,

Этот — резал,

Этот — ел.

Ну а этот лишь глядел!

Считалки

 Считалочки не просто помогают определить водящего в играх. Кроме этого, они стимулируют память, активизируют речь и учат чувству ритма.

*

 Раз малинка, два малинка,

Ела ягоды Маринка,

И в корзинке у Маринки

Не осталось ничего.

 Кто по ягоды пойдет,

Тот корзиночку найдет.

*

Первишки, другишки,

 Шалуны мальчишки

Стали играть,

Воду выбирать.

 Ну-ка ты, Додон,

Убирайся вон!

*

 Катится яблочко

С крутой горы.

Кто поднимет —

Тот уйди!

*

Ехала телега темным лесом

За каким-то интересом.

Стук, звон,

Выйди вон!

*

Раз, два, три , четыре, пять,

Надо солнышку вставать.

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Солнце спит, на небе месяц.

Разбегайся кто куда,

Завтра новая игра.

*

Тили-тели,

На лавочке сидели —

 Царь, царевич, Король, королевич,

Сапожник,

Портной;

А ты кто такой?

Источник Kukuriku - Все о детях и для детей: https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/folklor/?ysclid=lazd4nrvkp152835999 Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...

Значение фольклора в развитии речи детей

Уважаемые родители,если Вы хотите сделать своих детей более эмоциональными,раскрепощёнными,улучшить у них речь,внимание,память,воспитать их гармонически развитой личностью,то приобщайте детей к народн...

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»

Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Всё чаще живое общение ...