«Речевая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и её развитие через различные формы и приемы обучения»
консультация

Ермоленко Марина Викторовна

Речь и детям, и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, познает мир, выражает желания, планирует свои действия. Родители должны знать, что речь – это приобретенная способность, а не врожденная. Поэтому развитие речи детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях должно быть на первом месте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrrrrrrr.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и её развитие через различные формы и приемы обучения»

Речь и детям, и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, познает мир, выражает желания, планирует свои действия. Родители должны знать, что речь – это приобретенная способность, а не врожденная. Поэтому развитие речи детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях должно быть на первом месте.

Развитие речи детей дошкольного возраста должно завершиться хорошим овладением родного языка, достаточным словарным запасом. К сожалению, не все дети это осваивают. В моей группе есть ребята с речевыми дисфункциями. Поэтому, еще со второй младшей группы, основной упор при работе с ними мы делаем на формирование речи. Формирование речи таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми. Работа с ребятами с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Возраст 2-3 года - важный и сложный период в развитии ребёнка. Для этого возраста актуальной задачей остаётся развитие и совершенствование речи. Нужно научить ребёнка не просто реагировать на слова, которые произносит другой человек, но и воспринимать эмоциональную окраску его речи, понимать настроение других людей и выражать через речь свои чувства и эмоции. Для решения этой развивающей задачи мы в первую очередь используем игры и игрушки, развивающие творческие способности вашего малыша. В этом возрасте ребёнок уже осознанно интересуется конструированием, поэтому мы поддерживаем его интерес. Наши занятия направлены на развитие сенсорных ощущений, мелкой и крупной моторики, координации движений. Каждый день воспитатели работают над обогащением активного словарного запаса ребенка, развитием фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударение, слышали звуки в словах. Фонетически неправильная речь препятствует общению ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками, поэтому у них имеется речевая замкнутость, нерешительность, излишняя застенчивость, резко обнаруживается неуверенность в своих знаниях. Эти личностные черты усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, снижают и без того слабую любознательность, не способствуют появлению новых интересов.

С помощью различных форм и упражнений мы помогаем детям решать эту проблему.

Все занятия по развитию речи надо проводить в игровой форме, ненавязчиво, чтобы ребенок получал удовольствие. Вот некоторые упражнения на развитие речи, которые можно использовать в детском саду и дома:

  • Назвать предметы одним словом, какого предмета не стало.
  • Упражнения на сравнение, сочинение рифмы к слову, сочинение сказок по картинкам.
  • Нахождение ошибок в описании, их исправление.
  • Назвать предметы во множественном и единственном числе.
  • Для развития артикуляции проговаривать звукоподражательные слова, имитировать голоса животных, логопедические песенки.
  • Для улучшения дикции подойдут стишки с определенной группой звуков, чистоговорки, упражнения, где ребенок должен закончить слово.
  • Упражнения на образование глаголов: добавить слово; назвать действия животных, людей; назвать все возможные действия с предметом.
  • Образовать глаголы с помощью суффиксов (на дудочке дудят, на гитаре играют).
  • Придумывание продолжения сказки, пересказ.
  • Упражнения на звучание слова, нахождение первого звука, слова на заданный звук, проговаривание слов близких и разных по звучанию.
  • Упражнения на отработку фонетической стороны речи: скороговорки, потешки, загадки, стихи.

Наиболее интересные игровые приёмы работы, которые дети выполняют с большим удовольствием: упражнения, способствующие укреплению мышц языка («Дудочка», «Футбол», упражнение «Упрямая улыбка», «Упрямая трубочка»), артикуляционные гимнастики «Путешествие язычка», «Путешествие веселого язычка». Артикуляционная гимнастика проводится практически на каждый согласный звук.

Очень любят дети проговаривать стишки с определенной группой звуков. 
С детьми 5-6 лет можно петь логопедические песенки с чередованием парных согласных: С — З, Ш — Ж, Р — Л, Г — К, П — Б, Т — Д.
      Упражнения для развития тонкой моторики, тренируют движения пальцев рук и стимулируют речевое развитие детей.

 Упражнение с поролоновым мячиком (диаметр 34 см). Выполняется сначала кистью одной, затем другой руки. Ладонь при этом плотно прижата к столу. Приподнимаются поочередно пальцы от мизинца к большому, и надавливают на поролоновый мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая прижатым к поверхности стола 5—10 секунд.

Упражнение со шнурком. Ребенок выкладывает
шнурок по заранее нарисованным взрослым разнообразным линиям (прямым — вертикальным, горизонтальным, наклонным; кривым, ломаным — разомкнутым и замкнутым) на листе бумаги формата 
А 4.

Упражнения с цветными шнурками (или толстыми нитями) и карандашами. Детям предлагается несколько цветных шнурков длиной около 50 см и цветные карандаши соответствующих шнуркам цветов. Дети самостоятельно произвольно рисуют различные линии или геометрические фигуры, подбирают соответствующие по цвету шнурки (нити) и выкладывают их по нарисованным линиям.

«Верёвочки». Ребенок раскручивает или закручивает на карандаш ленточку с игрушкой на конце, произнося протяжный звук: гласный или отрабатываемый согласный звук (ссс, ззз, ввв, ххх)

Родителям важно знать и помнить, что постоянные, систематические игровые занятия с детьми помогут им вовремя освоить правильную и грамотную речь. С самого рождения с ребенком нужно постоянно общаться. Самым маленьким рассказывайте о своих действиях и окружающих предметах. У детей постарше спрашивайте о том, как они провели день, что понравилось, запомнилось, не понравилось и почему.

Занимайтесь пальчиковой гимнастикой и играми ежедневно по 15 минут. Уже давно доказано, что мелкая моторика положительно влияет на умственное развитие ребенка. Любые действия ручками и пальчиками благотворно сказываются на речи.

Дыхательная гимнастика также способствует правильной речи за счет формирования длительного выдоха. Можно дуть на перышко, кусочки ваты как будто они снежинки, сдувать семена одуванчика.

Чтение книжек расширяет кругозор, дает повод обсудить сюжет и героев, сближает взрослого и ребенка.

В заключении, хотелось бы дать некоторые рекомендации родителям по воспитанию детей с речевыми нарушениями:

- Нельзя фиксировать внимание на дефекте речи ребенка, нельзя допускать, чтобы другие передразнивали речь ребенка. Он не должен чувствовать себя обиженным, ущемленным, нельзя подчеркивать его неполноценность, наказывать физически.

- Отношение к ребенку в семье должно быть ровным, спокойным, ласковым, но, в то же время, строгим и согласованно единым.

- Говорить с ребенком рекомендуется негромко, медленно, спокойно, мягко. Избегать повторения слов «нет» и «нельзя».

- В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

- Для ребенка необходимо создать обстановку душевного покоя, ограничить участие в шумных, играх, оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию повышенной активности.

- Необходимо ограничить ребенка от сильных впечатлений, страшных сказок и рассказов, ограничить просмотр телепередач, особенно агрессивных фильмов, сцен жестокости.

- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, лепка и т.д.).

- В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

- Большое значение имеет пение, чтение стихов.

- Поддерживайте дома четкий распорядок дня (сон, прием пищи, прогулка, игра, выполнение домашних заданий).

- Дайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег. Необходимо закаливать организм ребенка.

- А самое главное, любите своего ребенка и верьте в его силы, тогда и он сам поверит в себя.

Список литературы:

  1.  Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010. - №8. - С. 62-65.
  2. Узорова О.В. Игры с пальчиками. - М.: Астрель, 2008. - 154 с.
  3. «Как говорить с малышом? Конспекты для родителей». Юлия Гаркуша. Издательство: «Парадигма», 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые приемы в обучении изо - деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)"

Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ. С помощью определенной системы игровых приемов, используемых в изо - деятельности, можно достигнуть наилучших ре...

Опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья....

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Одной из проблем современной российской действительности является снижение здоровья детей, в частности рост детей с нарушениями речевой деятельности.Важной педагогической задачей учреждений компенсато...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Одной из проблем современной российской действительности является снижение здоровья детей, в частности рост детей с нарушениями речевой деятельности. Важной педагогической задачей учреждений компенсат...

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как способ коррекции речевого развития

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Одной из проблем современной российской действительности является снижение здоров...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ...

Представление опыта работы «Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к активному творчеству через различные виды декоративно-прикладного искусства в условиях коррекционного детского дома»

Актуальность данной темы заключается в том, что по статистическим данным разных стран, в настоящее время отмечается тенденция увеличения количества дошкольников с отклонениями в развитии. Среди них зн...