Консультация для педагогов и родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей»
консультация (старшая группа)

Бут  Наталья Николаевна

Эта консультация о развитии речи детей посредством театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 222.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» города Щигры Курской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов и родителей

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей»

 

 

 

 

Подготовила:        

                                                                                        воспитатель

 Бут Наталья Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. В ней ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
           Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка присутствует сказка. Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения дети находят в театрализации.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой. В игре формируются все стороны личности, дети, следуя требованиям роли, должны выработать способности представлять себя на месте другого, уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование выразительности речи, интеллектуальное, нравственное и художественно – эстетическое воспитание.

         Целью использования театрализованной деятельности на занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

С помощью использования различных видов театра можно решить целый ряд важных задач обучения:

  • формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную, выразительную речь;
  • стимулировать активную речь за счет расширения словарного запаса;
  • расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат;
  • способствовать развитию внимания, памяти;
  • развивать ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
  • повышать работоспособность, тонус коры головного мозга;
  • стимулировать кончики пальцев, движение кистями рук;
  • знакомить с народным творчеством;
  • передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

           Так, например, пальчиковые театральные игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию активной речи ребенка, творческой деятельности, коммуникабельности. В ходе игры, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. А пальчиковый театр помогает им в этом. Ребенок, будь он зрителем или исполнителем самой главной роли, вступает с героями спектакля в эмоциональный контакт, переживает вместе с ними. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Поэтому пальчиковая театрализованная деятельность, как один из видов театрализованной деятельности, является огромным стимулом для развития и совершенствования детской речи.     Главный принцип интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс. Театрализованная деятельность охватывает все режимные моменты (занятия, совместная деятельность ребенка и взрослого, самостоятельная деятельность ребенка, индивидуальная работа с детьми).

          В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

          В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

          При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

         Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно,  но и выражением лица, жестикуляцией. Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

    С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами. Существенно облегчают эту задачу наличие театрализованных уголков в детском саду. Они могут включать в себя такие виды театра: кукольный, пальчиковый, масок, матрешек, настольный, театр из пластилина или игрушек и т.д.

       Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений ...

Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Разнообразить речевую практику детей в детском саду мне помогает театрализованная деятельность. Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за сч...

Консультация для педагогов на тему «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая ...

Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка....

Консультация для педагогов на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему:«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности ...