Статья: "Игровой тренинг для родителей воспитанников и педагогов: «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности» "
статья

Лилия Васильевна Полякова

В статье говорится о значении театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы ребёнка. О том, что самый короткий путь развития эмоциональной сферы ребенка - это путь через игру, фантазирование, театрализованную деятельность. В связи с этим возрастает роль специально организованного общения в процессе театрализованной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._igrovoy_trening_po_teatralnoy_deyatelnosti.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой тренинг для родителей воспитанников и педагогов:

 «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности»

Цели: раскрытие значения театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы ребёнка.

Задачи:

- способствовать активному вовлечению родителей (педагогов) в совместную театрализованную деятельность с ребёнком в условиях семьи (ДОУ);

- формировать интерес к театрализованным играм;

- содействовать сплочению родительского (педагогического) коллектива, вовлечению взрослых в жизнедеятельность детского сада.

Ход встречи

      Рады Вас приветствовать! Предлагаем Вашему вниманию следующую тему для обсуждения: «Играем в театр».  Великие люди говорили о театре: «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!» (Мерзлякова С.И.), Николай Гоголь: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Да. Действительно, театр – это игра. А, ведь ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в ребенке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. Здесь большую роль играют показы отрывков из сказок, где присутствуют любимые сказочные персонажи, а также выступления перед большой аудиторией.

 Театрализованная деятельность формируется поэтапно.
1 этап – подготовительный – «педагог – ребёнок» - предполагает создание положительного эмоционального контакта с детьми, выработку интонационной и мимической выразительности, автоматизацию звуков.
    На этом этапе используют упражнения и этюды на развитие мимики и эмоций, игры-имитации на развитие умений изображать человека, животных, растения, игры-импровизации под музыку на развитие воображения, творчества и пластики, однотемные бессловесные игры – импровизации по текстам стихов и потешек, которые читает логопед. Работа с куклой помогает
совершенствовать мелкую моторику и координацию, проявлять через куклу те эмоции, которые в обычной жизни ребёнок стесняется проявлять.
2 этап – основной – «ребёнок – ребёнок, ребёнок – дети» - предполагает развитие общения со сверстниками. Вначале ребёнок учится вступать в контакт с одним сверстником, развивается диалогическая речь, ребёнок учится следить не только за своей речью, но и за речью своего напарника. В диалогах отрабатывается звукопроизношение, интонация (вопросительная, восклицательная). Диалог персонажей ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Постепенно, когда речь ребёнка становится более чистой, уверенной, выразительной, он вводится в небольшую группу детей для создания минисценок, где дети учатся играть в небольшом коллективе (3-5 человек).
    На этом этапе используют речевые игры и упражнения на развитие дыхания, ролевые диалоги героев сказок, инсценировки фрагментов сказок, освоение пальчикового, плоскостного, настольного, кукольного театра с речевым сопровождением, минипостановки по текстам народных и авторских стихов.
3 этап – заключительный – « дети – взрослые» - предполагает подведение итогов проделанной работы, которое заключается в закреплении полученных навыков и показе спектаклей, где дети представляют спектакль сами, как артисты.

     При организации театрализованной деятельности в группе мы все сталкиваемся с главной проблемой - это неумение ребенка отобразить выразительный образ принятого на себя персонажа, его стеснение, зажатость, не умение выразить эмоции.

      Далее предлагается встать всем участникам встать в круг, ведущий встает в центр и предлагает каждому участнику, передавая маску, по очереди представиться. Далее проводиться маленький эксперимент. Для этого нужен один человек из зала. Задание: - Исполните фрагмент любой детской песни.

- Расскажите о своих ощущениях. Какие чувства Вы испытали, выходя сюда и исполняя песню? (страх, волнение, неуверенность, замешательство)

- С чем это связано? (много людей, трудно петь перед большой аудиторией)

      Вот это состояние страха провоцирует психологическую зажатость. Взрослому было страшно, неловко. Представляете, что испытывает ребёнок? В такой ситуации он оказывается часто. Конечно, есть смелые, активные дети, но сколько робких, застенчивых, но по-настоящему талантливых детей, чувствующих, но не умеющих выразить свои чувства. Наша задача снять эту психологическую зажатость:

1. Научить раскрепощаться, обрести уверенность в себе.

2. Затем обучить детей навыкам проявления различных эмоций с помощью мимики, жестов, интонации.

3. Воспитать в детях способность сопереживать, определять эмоциональное состояние других.

     Сегодня на мастер-классе я принесла то, что помогает мне решать эти задачи.

Какой ведущий вид деятельности у дошкольников? (Игра). Поэтому первое, что я беру в руки - игрушка (зайка). Теперь Зайка исполнит песню из того же репертуара.

- Что изменилось в ощущениях? - Почему с игрушкой исполнять легче? (всё внимание публики концентрируется на игрушке и есть возможность справиться с волнением и страхом и выполнить задание).

      Этот приём можно использовать на любом занятии, при чтении стихов, при ответах на вопросы, помочь ребёнку побороть страх.

Не будем забывать, что любое переживание сопровождается напряжением какой-либо группы мышц и при помощи некоторых упражнений, игр можно ослабить мышечное и эмоциональное напряжение (артикуляция, гимнастика, психогимнастика, музыкальные игры, упражнения на расслабление мышц). Проделаем несколько упражнений: «Штанга» (мышцы рук и кистей, «Любопытная Варвара» (мышцы шеи). Эмоционально раскрепоститься помогает и психогимнастика. Приглашаю сюда 2 человека. Я прочитаю стих Т. Волгиной: «Два друга», а вы будете выполнять движения по тексту:

Пришли два юных друга

На речку загорать.

Один решил купаться –

Стал плавать и нырять.

Другой сидит на камушке

И смотрит на волну,

И плавать опасается:

«А вдруг я утону?!».

Пошли зимой два друга

Кататься на коньках.

Один стрелою мчится —

Румянец на щеках!

Другой стоит растерянный

У друга на виду.

«Тут место очень скользкое,

А вдруг я упаду?!».

Гроза дружков застала

Однажды на лугу.

Один пробежку сделал –

Согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком,

И вот дела плохи:

Лежит под одеялами-

«Кха-кха!..

Апп-чхи!!».

Мы увидели выразительные движения и разные выражения лица.

Как объяснить ребёнку, что такое эмоции?

И помогут в этом пиктограммы. Детям мы всегда предлагаем для начала исследовать предмет. Обратите внимание на форму и представьте на что похож этот предмет. Ваша задача изобразить молча этот предмет в действии, а наша задача догадаться что это. (Например, ложка, помешать, поесть). Вы нам донесли информацию с помощью жестов- это одна из составляющих проявления эмоций.

Следующая составляющая – мимика. Теперь обратим внимание на изображение пиктограммы здесь чётко обозначены признаки того или иного настроения (положение бровей, уголков рта, глаз). Детям это помогает научиться определять эмоции, выражать их на своём лице. Чем мы сейчас и займёмся. Вспомните известную сказку про царицу, которая любуется в зеркало и разговаривает с ним «Свет мой - зеркальце, скажи да всю правду доложи, я ль на свете всех милее и румяней, и белее?». Представьте, что это зеркало. Вам нужно, глядя в него произнести эти слова с интонацией и мимикой соответствующей тому, что изображено на пиктограмме. А мы определим ваше эмоциональное состояние (вы замечательно сыграете свою характерную роль).

Существуют определенные этапы  работы  над  образом  персонажа.

Первый этап - Определение характера образа. Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему.

И так мы взяли образ лисы. Наша задача показать многогранность этого образа, показать, что лиса может быть разной в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей, которые она преследует. Для этого лучше всего использовать метод "Начитывание контрастных отрывков" из худ. произведений о этом герое.

      В наше время, мы имеем возможность не только прочитать отрывки, но и показать детям эпизоды из художественных или мультипликационных фильмов

Для примера покажем детям отрывок из кинофильма: «Буратино», где Алиса и Базилио делят деньги, отнятые у Буратино. Дети наблюдают как Лиса Алиса, с целью завладеть всеми монетами, сначала бессовестно пытается запутать и обмануть «друга», но поняв, что это ей не удалось, вступает с ним в жестокую драку, в которой «приятели» безжалостно избивают друг друга.

      Для контраста показываем отрывок, из детского спектакля, где лисичка –сестричка, включив все своё обаяние, поет песенку о том, что ей одиноко и негде переночевать. После просмотра, дети дают характеристику увиденным поступкам обеих лисиц, таким образом выделяя их основные черты.

      Давайте и мы поговорим об этом. Какой предстала перед вами лиса Алиса? Какие поступки она совершала? (дралась - значит она агрессивная, злая, жестокая, безжалостная; обманывала - хитрая, лживая; Хотела все монеты забрать себе - жадная, корыстная, алчная; обманывала самого близкого ей друга -  не умеет дружить, любит только себя;)

      Какую вы увидели лисичку-сестричку? Какой поступок она совершала?
(пела и очень старалась всем понравиться)

      Какой она была, когда хотела всем понравиться? (красивая, добрая, ласковая, обаятельная, дружелюбная,)

      А она на самом деле, что делала? (всех съедала)

      Значит какой поступок она совершала? (притворялась добренькой - двуличная; обманывала всех хитрая, лживая, притворщица и т.д.)

      Итак, дети увидели два совершенно разных образа лисы:

      В первом случае - это хищница: агрессивная, жестокая, алчная, идущая на пролом для достижения своей цели.

      Вторая лиса - притворщица. Для достижения своей цели она предстаёт обаятельной, ласковой, добродушной, наивной. Её цель - усыпить бдительность окружающих, заставить их поверить ей, и уж тогда показать всем свою сущность.

      Вывод: Таким образом, с помощью приема «Начитывания контрастных отрывков», сравнивая два контрастных персонажа, ваши дети без труда составляют обобщенный образ лисицы: Лиса в сказках – это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё - будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. 

Второй этап - работа над мимикой. Его задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью  мимики.  Остановимся подробнее на приёме «Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние».

       Предлагаем детям ряд иллюстраций с изображением детей в различных эмоциональных состояниях. Задание - выбрать те иллюстрации, на которых мимика этих детей подходит к образу вашего персонажа, аргументируйте ваш выбор и изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа.

Вывод: Таким образом, мы видим, что приём "Работа с иллюстрациями" даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.

Третий этап - работа над жестом и движением. Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа.      

Решить эту задачу нам поможет игровой метод ЗФД «Запоминание физических действий». Используем игру: "Повторяйка". Для её проведения приглашаю четырёх человек из подгруппы лисы Алисы  

       Правила игры: первый участник показывает одно движение, присущее Лисе Алисе, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ. Затем упражнение повторяет вторая подгруппа (образ лисички - сестрички)

Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест и движения:"жест - образ".

Четвёртый этап - работа над голосом.  Его задача - эмоциональная окраска речи персонажа.

      Здесь нам поможет прием - "Интонационная выразительность". Задание для первой подгруппы - проговорить фразу Лисички-сестрички "Где вы, зайчики? Я хочу с вами поиграть!". Задание для второй подгруппы - проговорить фразу Лисы Алисы: "Вот они мои денежки... Ладно, давай делить". Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние изображено на вашей картинке

        Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.

Вывод: Таким образом, с помощью приёма "Интонационная выразительность" ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.

Пятый этап – Этюды.  Его задача - применить изученные методы и приёмы на практике.

     Используем прием - инсценирование диалогов: детям предлагают обыграть короткие диалоги других лис с персонажами героев из других сказок. Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить об эмоциональном состоянии лисицы в данный момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса.

Сценки для обыгрывания

  1. Медведь - Лиса:

Пошел медведь к избушке и зарычал:

Ступай, лиса, вон!
А она ему с печи:

Как выскочу, как выпрыгну,

пойдут клочки по закоулочкам!

  1. Петух-Лиса: Петух:

Ку-ка-ре-ку!

Иду, на ногах в красных сапогах.

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи –

пошла лиса вон с печи!

Лиса:

- Ой-ой-ой! Собираюсь,

шубу надеваю.
Петенька, голубчик,

уже убегаю!

3. Волк - лиса

Волк:

Ловись, рыбка, и мала и велика,
Ловись, рыбка, и мала и велика!

Лисица: Гасни, гасни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!

Волк:

Что ты там, кума, все говоришь?
Лиса:

А я тебе помогаю,

рыбку на хвост нагоняю.
А сама опять:

Гасни, гасни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!

  1. Лиса - Колобок

Лисица:

Здравствуй, милый Колобочек,

Ты куда спешишь, дружочек?

  Колобок:

Я Колобок, от всех ушёл,

и от тебя убегу

Лисица:

Ах, совсем глуха, я стала.

Сядь ко мне на язычок, 

да пропой еще разок

Заяц: Колобок, не вздумай сесть,

 она хочет тебя съесть!

      С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Я предлагаю вам сегодня посмотреть и собрать вместе с детьми «Ладошку сказок» пальчиковый театр. Перед вами силуэт ладони:

1. Детям предлагается вспомнить название каждого пальчика. Сравнить со своей. Провести пальчиковую гимнастику.

2. Затем предлагаются картинки со сказочными героями. У нас сказка «Репка».

3. Даём задание расположить героев по порядку, вспомним и расскажем всю сказку.

4. Наклеиваем сказочных героев на ладонь.

Театрализованные игры способствуют совершенствованию связной и диалогической речи. Например, игра-перевоплощение «Заколдованный лес» способствует совершенствованию диалогической речи. 
Игра «Заколдованный лес».
Цель этой игры – познакомить с различными видами реплик, упражнять в их употреблении, развивать быстроту реакций, всё это с применением элементов театрализации.

Все стоят врассыпную по комнате. Это лесная поляна. Ведущий свободно ходит по комнате, затем подходит к любому игроку и спрашивает: «Ты кто?». Игрок должен назвать имя любого сказочного персонажа. Ведущий: «Зачем пришел?», игрок должен найти объяснение своему присутствию на лесной поляне. Например, помочь Красной Шапочке, защитить семерых козлят, помочь поросятам построить домик, пришел в гости к Бабе Яге и т. д.
Ответив, игрок становится за ведущим. Теперь они вдвоем подходят к следующему игроку, и ведущий опять спрашивает: «Ты кто? Зачем пришел?» Ответив, следующий игрок присоединяется к ним и т. д., пока все игроки не станут «заколдованными». По сигналу ведущего игроки хлопают в ладоши, и таким образом «расколдовываются». 

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность даёт возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи. Желаю вам, чтобы это настроение сохранялось до конца дня. Хотелось бы отметить в завершении, что все эти приёмы, которые я использую в своей работе по развитию эмоциональной сферы детей универсальны для любой деятельности с дошкольниками. Если ребёнок эмоционально благополучен, то он полноценно развивается: и творчески, и интеллектуально, и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.

Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность"....

Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.

Статья "Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность"...

Сообщение из опыта работы «Развитие эмоциональной сферы детей посредством театрализованной деятельности»

Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся боле...

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности

Консультация может быть использована в работе с родителями и педагогами. Они могут воспользоваться соетами, как раскрыть творческий потенциал ребенка через театрализованную деятельность в условиях ДО ...