Консультация "Формирование представлений "Один-много, много-мало"
консультация

Васильева Ольга Владимировна

Образуя различные по численности группы предметов, у детей формируются основные количественные обобщения: один-много, много-мало. Учат отвечать на вопрос "Сколько?" На первых занятиях используются одинаковые предметы, чтобы ребенок фиксировал внимание на количестве, а не на качественных особенностях предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predstavleniy_odin-mnogo_mnogo-malo.docx14.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование представлений «один-много, много-мало»

    Образуя различные по численности группы предметов, у детей формируются основные количественные обобщения: один-много, много-мало. Учат отвечать на вопрос «Сколько?» На первых занятиях используются одинаковые предметы, что бы ребенок фиксировал внимание на количестве, а не на качественных особенностях предметов. Умение выделять и определять количество один, много или мало формируется детей последовательно: по подражанию, по образцу, по словесной инструкции.

Например: взрослый кладет на стол много одинаковых кубиков. На глазах у ребенка берет из кучки 1 кубик и называет количество: «Один». Все время держит кубик в руках и просит ребенка сделать так же. Далее спрашивает у ребенка: «Сколько у тебя кубиков?». При этом взрослый учит называть количество. Если ребенок не говорящий, то показывать жестом, и выделять интонацией.

     Затем переходят к выполнению заданий по образцу. Перед взрослым и перед ребенком одинаковые группы однородных предметов. Взрослый за экраном берет один (или много) предмет, и показывает его ребенку, предлагает взять столько же.

     Затем спрашивает: «Сколько ты взял (а?» При выделении по образцу ребенок не видит действий взрослого, а только видит результат этого действия. Только после того, как дети научатся брать один и много предметов по подражанию и по образцу, их учат выделять определенное количество по словесной инструкции: «Дай один, возьми много».

     Формирование первичных количественных представлений происходит так же в различных игровых и практических ситуациях. В качестве дидактического материала используются, например, песок или горох. Взрослый берет ведерки, формочки контрастных размеров и обращает внимание детей на то, что в большом ведре много песка, а в маленьком

- мало. Песок из ведерок высыпаем в две кучки, а дети могут видеть и тактильно ощущать, где много, а где мало.

     На данном этапе формируется представление о количестве пустой - полный. Зайчик приходит к детям, плачет, он по дороге в детский сад рассыпал морковку. Взрослый обращает внимание, что одно ведро полное, а другое пустое. Детям предлагается посмотреть и ощупать ведерки. Взрослый просит детей собрать морковку для зайчика. После того, как ребята выполнили просьбу, взрослый подчеркивает, что это ведерко теперь тоже полное.

     Таким образом, первые количественные представления формируются у детей на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия и обобщаются в слове. Далее на стадии закрепления используются различные игрушки и предметы, например, один мишка – много зайчиков, мало грибов – много мишек и др.

     Детям предлагаются задания: взять (принести) одну куклу, много кубиков. Задаются вопросы: «Сколько?»

     Детей учат находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке. Сначала создается специально подготовленная обстановка, когда взрослый перед занятием расставляет по одной и несколько игрушек на отдельных столах и стульчиках. Ребенку предлагается показать и назвать, где и каких игрушек много, а какая – одна. Затем учат находить один и много предметов в естественных условиях окружающей обстановке. Такая работа способствует развитию у детей восприятия количества. Это в свою очередь

закрепляется в слове – названии и приводит к формированию представлений о количестве. В дальнейшем создаются условия для применения условных количественных представлений в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Много,мало,один

Математика  в средней  группе...

Много, мало, один.

Упражнять в составлении групп отдельных предметов, учить находить сходство между ними; различать и называть форму предметов -квадратная, круглая...

Много, мало, один

 Учить Составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: один, мало, много....

Занятие по математике в младшей группе "Один-много- мало"

Учить сравнивать совокупности предметов (один-много- мало),анализировать и закреплять знание геометрических фигур....

Тема.Один,много,мало.

Дать представление детям о таких понятиях,как "один","много","мало"....

"Много-мало-один","столько-сколько-поровну"

Сравнение количества предметов в двух группах, используя слова:"столько..сколько,поровну,"  "много-мало-один"....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе "Много - мало, больше - меньше".

Цель. Учить сравнивать одну группу предметов с другой. Различать большее и меньшее количество визуально. Находить закономерность в отдельных заданиях. Развивать логическое мышление, внимание, воображе...