Консультации для родителей
консультация

Ганеева Гульшат Шамилевна

Консультации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развиваем речь, играя» (домашняя игротека)

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во - первых, выражает свое отношение к окружающему, во — вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник  учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих.  Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.

По дороге из детского сада (в детский сад).

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Приготовим сок»

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;

 - Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Корень, стебель, листья, лепестки.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

«Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

«Перепутанница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр.

Консультация для педагогов

Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»

                                                                  Истоки способностей и дарований

 находятся на кончиках пальцев детей.

Сухомлинский  В.А.

Актуальность проблемы «Значение мелкой моторики в формировании речи у детей» вызвана тем, что 30 % детей имеют разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые не только затрудняют обучение ребенка, но и влияют на его интеллектуальное развитие.

На развитие мозга особое влияние имеет  движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика. Эта связь была установлена еще во II веке до н.э. В Китае очень популярны деревянные шарики, в Японии – грецкие орехи.  В России эту связь руки и мозга установил Бехтерев. Было точно установлено, что мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно  и речь.

Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.

Начало развития дает рука, как же рука обследует предметы.

  1. Прикосновение, позволяет убедиться в наличии предмета, в его t0, влажности
  2. Постукивание, дает возможность получить информацию о свойствах предмета.
  3. Надавливание, дает возможность определить мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.

Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя со зрительным, слуховым представлениями.

Начинать развивать мелкую моторику у детей необходимо с раннего возраста, но мы остановимся на старшем возрасте 5-7 лет.

Остановимся более подробно на некоторых видах, в которых используется мелкая моторика и развивается речь.

  1. Пальчиковая гимнастика  (стихи, песенки, потешки)

Игры с пальцами – это театр актеров, которые всегда с нами. Дети с удовольствием рассказывают стихи руками. «Снегопад», «Вот моя деревня». Очень важно заранее знать слова, кроме того можно не только произносить, но и петь. Таким образом пальчиковые игры моделируют окружающие предметы, мир ребенка.

Советы.

  1. Убедитесь, что малыш знает слова, персонажей стихов.
  2. Перед проведением пальчиковой игры убедитесь, в том, что руки у детей теплые.
  3.  При проведении пальчиковой игры, текст читайте медленно, что бы ребенок успел сказать слова и показать движения.
  4. Не торопитесь обновлять репертуар, в повседневном активе должно быть 2-3 игры, новые игры вводите постепенно (но через некоторое время возвращайтесь к старым играм).
  1. Массажи с растиранием пальцев.

Используются массажные мячики, волчки, палочки, камешки. Очень хорошо использовать сухие бассейны.

  1. Физические упражнения и игры.

Это игры и упражнения с мячом: перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку; подбрасывание мяча на разную высоту и ловля двумя руками одной, (с хлопками пред собой, приседания).

  1. Дидактические игры, такие как: «шнуровочка», «мозаика», «заплети косичку» подобные игры помогают вырабатывать у детей необходимые навыки самообслуживания. Дети быстро и ловко шнуруют ботинки, застегивают пуговицы и молнии на пальто, рубашках, а так же убирают за собой игрушки.
  2. Игры с природным материалом – кладовая для развития детского творчества, это совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе, глаза и руки, координацию движений, их точность. Для ручного труда используются шишки, хвоя, орехи, желуди, кора, ветки, листья, солома, мох, семена, птичьи перья, ракушки.  

Еще очень доступный материал для поделок – бумага. Она применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. А поделки из бумаги используются в играх, инсценировках, оформлении праздников. Дети испытывают радость, когда сделанная самостоятельно игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке.

Во время изготовления игрушек и поделок дети общаются между собой, мастерят игрушки сообща.

  1. Пальчиковые театры  (теневой театр, театр картинок, настольный театр, театр Петрушки).

Дети очень любят игры, напоминающие театральные представления, где одна часть является зрителями, а другая – артистами. Это пьесы-инсценировки на основе народных сказок, песенок-потешек, стихотворений. В театре теней особенно четко просматриваются контуры персонажей, характер их поз и движений. Дети становятся более раскрепощеннее, активнее, свободно общаются как со взрослыми, так и со сверстниками.

  1. Ниткотерапия – бисер, клубки нанизывания бус, не просто хаотично, а чередуя. Здесь развивается координация движений, ритм, эстетический вкус.
  2. Работа в клетке.

Возраст 5-7 лет – это возраст подготовки детей к школе. Это развитие графических навыков у детей. Но для этого необходимо ориентироваться в тетради. Дети находят верхний и нижний угол, правый и левый угол, центр страницы. Карандаш постепенно заменяется на ручку. Дети учатся ориентироваться в клетке, рисовать прямые и косые линии, различные фигуры по точкам (сначала обвести по точкам, затем без точек).          А в дальнейшем нарисовать квадрат, но уже не отрывая руки от тетради.  

Детям предлагается штриховка, книги-раскраски, различные логические упражнения.

        Перечисленные виды деятельности используются в ежедневной работе с детьми, т.к. эпизодическая деятельность не может дать положительного результата.

Эти упражнения необходимо сделать регулярными, используя в различных видах деятельности, режимных моментах (самостоятельной работе, прогулке, образовательной деятельности, индивидуальной работе, продуктивной деятельности, утренней гимнастике, самообслуживании).

        Развивая мелкую моторику рук систематично, можно увидеть, что меняются не только качественные показатели устной и письменной речи, но и  личностные характеристики детей. Дети легче вступают в контакт, конфликтные ситуации сводятся к минимуму. Нарушение речи и профилактика в дошкольном возрасте являются одной из самых актуальных проблем. Поэтому ранее выявление, диагностика и своевременная работа необходима и актуальна.

Формы взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста

    Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если  воспитатели и родители будут действовать согласованно. 

От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.
     Коллективные формы. На групповых собраниях родителей в начале года педагог знакомит их с новыми задачами воспитания, рассказывает, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени, знакомит с основными ошибками в речи детей.

 Важно, чтобы на одном из родительских собраний воспитатель заострил внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, на том, какую помощь в овладении ребенком звуковой стороны речи может оказать семья. Он должен довести до сведения родителей, как развивается речь их ребенка, указать какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается.

Интересными и полезными для молодых родителей являются собрания, на которых выступают и делятся своими впечатлениями о развитии речи в условиях семьи сами родители. Воспитатель может заранее договориться с некоторыми из них, попросив рассказать, как они совместно с педагогами детского сада устраняли те или иные недостатки в речи своего ребенка.

Можно использовать такие формы, как тематические лекции, беседы и консультации специалистов по проблемам речи. В беседах и консультациях воспитатель знакомит родителей с вопросами речевого развития детей. Полезно ознакомить родителей с процессом формирования речи детей. Лучше всего для этого показать комплексное занятие, состоящее из простых упражнений (в старших группах — словесные упражнения, звуковой анализ слов), которые родители могут повторить в семье. Родителей старших детей следует познакомить с содержанием работы по подготовке детей к школе. Полезны и открытые занятия по развитию речи, где могли бы участвовать родители.

Эффективны  организации стендов, где даются сведения сформированности звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются таблицы  с указанием правильного ударения в трудных для детей словах; небольшие заметки, статьи, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста.

     В групповом родительском уголке рекомендуется помещать на стенде материалы о состоянии развития речи детей. Здесь должны быть отражены задачи развития речи, основные виды занятий в данной группе, на примере показан уровень речевых умений ребенка данного возраста (запись разговоров или рассказов, трудные по значению слова, грамматические формы, которыми он должен овладеть, и т. п.).

Необходимо составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил вежливой речи.

В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений), которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.

      Вопросы методики развития речи находят свое место и в таких сложных формах педагогической пропаганды, как родительские конференции, «круглые столы»,  устные педагогические журналы, организуемые сотрудниками детского сада на производстве. 

Взаимодействие по развитию речи с родителями можно реализовать через разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями:

  • информационно – аналитические формы организации общения с родителями;
  • досуговые формы организации общения с родителями;
  • познавательные формы организации общения с родителями;
  • наглядно- информационные формы организации общения.

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.

Потому как только на аналитической основе возможно построение грамотного общения с родителями. Формы работы:

  • составление социального паспорта семьи;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • целевое посещение семьи;
  • проведение социологических срезов и др.

Досуговые формы организации общения с родителями помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. Формы работы:

  • тематические развлечения;
  • литературные вечера;
  • фольклорные праздники;
  • ярмарки;
  • КВН;
  • введение речевых традиций;
  • вечер вопросов и ответов.

Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными тогда, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить свои знания.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами развития речи детей.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей выполняют выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей.

Наглядно – информационные формы организации общения условно разделены на две подгруппы: информационно – ознакомительные и информационно – просветительские.

Задачами одной из них - информационно – ознакомительной - являются ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

В информационно-ознакомительную форму мы включаем проведение Дней открытых дверей и открытых занятий. Здесь так же можем говорить о данных формах общения как о нетрадиционных, в связи с тем что дошкольное учреждение стало более открытой системой. У родителей имеются возможности увидеть не только стиль общения педагогов с детьми, но и самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов.

Родители стали активным участником жизни детей при посещении группы. Они могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и др.

Данная педагогическая разработка позволяет нам решить поставленные проблемы и плавно включает родителей в образовательный процесс как равноправных участников.

Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.

     Кроме коллективных форм работы, существуют индивидуальные. Воспитатель информируют родителей о состоянии речи их ребенка, отмечают положительные сдвиги, дают рекомендации. Эта работа дополняется посещением семьи, во время которого воспитатель может поинтересоваться подбором игрушек, картинок, книг.    В процессе работы с родителями педагог указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребенок не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям.

Для совместной работы педагогов и родителей по речевому развитию можно проводить совместные игры детей с родителями. Выпускать в детском саду газету для родителей, где будут даваться в доступной форме советы родителям, разъяснение значения той или иной работы по развитию речи детей, знакомство с дидактическими играми, которые родители смогли бы проводить с детьми по дороге из детского сада домой, дома.  

Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.

 Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...