Папка-передвижка «Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники»
консультация (младшая группа)

Михайлова Ю.C.

Папка-передвижка «Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники»



Сегодня многие дети дошкольного возраста не хотят идти в детский сад, так как не умеют наладить отношения с другими детьми - не желают делиться с игрушками, отнимают их у других детей и бьют всех, кто пытается им противостоять. Им не нравится, что воспитатели запрещают им громко кричать, бегать и заставляют выполнять их требования. Причина этого в том, что современные родители много внимания уделяют тому, как их ребенок одет, накормлен и материально обеспечен, а вот научить их как себя вести считают не так важным. По их мнению, маленькие дети не обязаны соблюдать этикет. "Это же ребенок" - вот главное оправдание для родителей, когда их чадо что-нибудь натворило.

Между тем, неправильно думать, что ваш малыш - счастье для всех. Не разрешайте ему обращаться ко всем без разбора вопросами и громко разговаривать в общественном месте, а если он случайно испачкал или порвал кому-то одежду, обязательно извинитесь и предложите пострадавшему компенсировать стоимость. Не каждый ее возьмет, но задача родителей сделать подобное предложение. Родители должны следить за собой и обдумывать каждое слово и каждый шаг, так как они служат примером для своего ребенка. Нельзя думать, что невзначай оброненное ругательное слово в присутствии малыша останется незамеченным для детских ушей. Как себя ведут дома родители, так ведут себя и их дети.

Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необходимо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо. Есть несколько правил, которые нужно помнить,обучая малыша правилам этикета. 

Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно! Превращение каждого случая в повод для разбирательства только увеличит болезненную застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного подхода, спокойствия. Пытаясь преподать ускоренный курс, родители вызовут только раздражение и неповиновение малыша по другим не менее важным сторонам жизни. 

Первые уроки основ этикета малыш получает дома. Если семье свойственны соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У таких родителей не возникнет вопрос: "А как же научить ребенка здороваться?" Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искренней симпатии к окружающим, ребенок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами. Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам поведения. 


Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому "дрессировка" хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого взрослого человека. Заставляя и принуждая детей желать доброго утра или доброго вечера, родители могут неосознанно мешать природному развитию эмоций у малышей. И как следствие, некоторые чувства можно приглушить навсегда. Если обучение своего ребенка основам вежливости родители мотивируют желанием хорошо выглядеть перед людьми, то есть риск, что тот научится прятать свои истинные чувства от окружающих, а затем и от близких ему людей. Родителям важно задуматься, что для них важнее: воспитать чуткого, отзывчивого человека или безукоризненно вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам. Чуткие люди не могут быть невежливыми. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, говоря "Доброе утро!", он желает человеку добра. 


Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности. Слова "Здравствуйте!", "Доброе утро!", "До свидания!" не только общепринятая форма общения, но и имеют семантическое наполнение. Маленькие дети чувствительны к фальши и лицемерию. "Доброе утро!" для них – это действительно, радость, улыбка и добро. И если мама с утра хмурая и недовольная, то маленькому мальчику или девочке очень трудно поверить, что утро действительно доброе. 

Итак, все обычные методы воспитания – от убеждения до наказания – оказываются негодными для развития способности чувствовать и любить людей. А значит, помогут вырастить лишь внешне кажущегося вежливым человека.

Способы воспитания вежливости


Личный пример. Каждый день родители, взрослые в семье люди здороваются друг с другом легко и непринужденно, с радостью. Также здороваются с малышом, не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и это является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте малыши копируют старших до мелочей. 


Самый простой способ научить малыша здороваться – это 
пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Если хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями, – здоровайтесь с ними первыми и громко. Ему останется только повторить за вами. Ведь часто он просто не успевает вспомнить, что нужно сказать. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить "Привет!", нельзя требовать от малыша здороваться по-другому. 

Игра. Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова приветствия. 

Чтение. Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом. Непременно объясните ребенку, для чего это надо. Меньше всего ему понравится ответ: "Так принято, все так делают!" Расскажите, что через приветствие мы передаем людям любовь и хорошие пожелания. Или придумайте сами сказку "Что случится, если люди перестанут здороваться?". Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от такого общения. Попросите малыша стать соавтором сказки. 


Предоставление права выбора. Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали "Здравствуйте!", ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов. 


Похвала. Похвала для маленьких детей – замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения малыша восторженными словами. Дети очень хорошо улавливают позитивную реакцию мамы или папы и так приобретают жизненный опыт. Фразы "Мне понравилось, как ты поздоровался с…" или "Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!" помогут принять детям правила человеческой жизни. 

Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными, что ваш ребенок вырастет воспитанным, доброжелательным и приветливым человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники».

laquo;Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники»....

Консультация для родителей "Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники"

Своим ежедневным примером, родители воспитывают у подрастающего поколения вежливость, внимательность и заботу к окружающим....

Консультация для родителей: «Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники»

Сегодня многие дети дошкольного возраста не хотят идти в детский сад, так как не умеют наладить отношения с другими детьми - не желают делиться с игрушками, отнимают их у других детей и бьют всех, кто...

Памятка для родителей «Навыки этикета, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста»

Сервировка стола и поведение за столом: Знать разнообразные варианты сервировки стола;Уметь пользоваться столовыми приорами;Непринуждённо сохранять правильную осанку;Знать, какими приборами надо ...