Занятие по математике дома.
консультация

Матвейшина Татьяна Викторовна

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели определенные  знания по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_-_doma.doc38.5 КБ
Файл zanyatiya_po_matematike_s_detmi_doma.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:
"Математика дома".

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:

счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);

основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

сравнивание предметов: больше-меньше, шире-уже, выше-ниже.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом».

Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Наглядность-важный принцип обучения ребенка.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Играем вместе с детьми.

Счет в дороге.

Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.

Мячи и пуговицы.

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это?

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.

Счет на кухне.

Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.

Сложи квадрат.

Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.

Разнообразить задания можно до бесконечности.

Успехов вам и вашем детям!



Предварительный просмотр:

                         Занятия по математике дома с детьми 5-7 лет.

Занятие 1

1.        Заучивание стихотворения И. Блюмкина.

Выучите с детьми стихотворение.

Эта цифра — единица. Видишь, как она гордится? А ты знаешь почему? — Начинает счет всему!

2.        Игровое упражнение «Сосчитай и нарисуй» 

Задание.

-ф- Нарисуйте под каждой карточкой столько кружков, сколько на ней предметов или геометрических фигур.

Вопросы.

■¥ Под какими предметами нарисовали один кружок? (Под яблоком, машиной.)

-ф- Под какими геометрическими фигурами нарисовали один кружок? (Под квадратом, кругом.)

3.        Учимся писать цифру 1 

Предложите детям обвести цифру 1 по точкам, а затем написать ее в каждой клеточке до конца строчки.

14

15

4.        Игровое упражнение «Закрась правильно» (лист 1,
рис. 2).

Предложите детям закрасить изображения только тех предметов, которых по одному.

Вопросы.

-Ф- Какие предметы закрасили? (Рыбку, грибок, пирамидку.)

-ф- Почему? (Рыбка — одна, грибок — один, пирамидка — одна, а елочек и шариков — по два.)

5.        Знакомство с пословицами.

Выучите одну пословицу по своему усмотрению или по желанию детей.

  • Одна пчела немного меду натаскает.
  • Одной рукой и узла не завяжешь.
  • Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  • Один раз солгал, навек лгуном стал.

5.        Физкультминутка «Смелый солдатик».

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий, Ногу левую — к груди, Да смотри — не упади, А теперь постой на левой, Будто ты солдатик смелый.

6.        Игра «Соедини правильно» 

Вопросы.

•Ф- Из какой сказки эти медведи? («Три медведя».)

■Ф- Какого они размера? (Михаиле Иванович — большой, Настасья Петровна — поменьше, Мишутка — маленький.)

Задание.

-Ф- Покажите стрелочкой и скажите, кто на каком стуле будет сидеть? (Михаила Иванович — на большом стуле, Настасья Петровна — на стуле поменьше, а Мишутка — на маленьком.)

7.        Логическая задача «Когда это бывает?» 

Спросите детей, какое сейчас время года? (Осень.)

Загадайте загадку:

В каком месяце лето кончается, а осень начинается? (В сентябре.)

Дайте задание: рисунки небольшого размера соединить с большим рисунком так, чтобы они относились к одному времени года.

16

Вопросы.

Ф Какие рисунки соединили? (На дереве мало листьев, овощи, ежик с грибком.)

-ф- С какой картинкой не соединили? (Со скворечником, скворцы прилетают весной.)

8. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Можно использовать два вида самоконтроля и самооценки: по образцу и по словесной инструкции. Желательно их чередовать.

По образцу

Покажите детям заранее приготовленную правильно выполненную работу и предложите сравнить свою работу с образцом. Если работа ребенка соответствует образцу, попросите нарисовать внизу зеленый кружок, если есть 1—2 ошибки — желтый, если ошибок 3 и более — красный.

По словесной инструкции

  1. Назовите детям предметы и геометрические фигуры, под которыми должна быть написана цифра 1 (яблоко, машина, квадрат, круг).
  2. Назовите предметы, которые должны быть закрашены (рыбка, грибок, пирамидка).
  3. Скажите детям, от какого медведя к какому стулу должна быть нарисована стрелочка (от Михайло Ивановича к большому стулу, от Настасьи Петровны к стулу поменьше, а от Мишутки к маленькому).
  4. Скажите, что нарисовано на рисунках, которые должны быть соединены с большим (деревья почти без листьев, ежик с грибком, овощи).

Занятие 2

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, знаки +, =, независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших, логическая задача на установление несоответствия, знакомство с названием месяца .

1.        Заучивание стихотворения И. Блюмкина.

Кто так может закружиться, Кто так может танцевать, Кто так может прокатиться? Ну, конечно, цифра пять!

2.        Игра «Отгадай и запиши» (лист 5, рис. 1).
Загадайте детям загадку:

Два щенка-баловника Бегают, резвятся, К шалунишкам три дружка С громким лаем мчатся. Вместе будет веселей. Сколько же всего друзей?

(Пять)

Спросите, как получилось число 5? (3 прибавить 2 будет 5.) Дайте задание написать цифры в квадраты соответственно тексту загадки (3 и 2), написать в кружках знаки (+, =), обвести по точкам в квадрате цифру 5.

Предложите детям прочитать запись решения задачи: 2 + + 3 = 5 (два плюс три равняется пяти).

3.        Учимся писать цифру 5 (лист 5, рис. 1).

Дайте детям задание обвести цифру 5 по точкам, а затем написать ее в каждой клеточке до конца строчки.

4.        Игровое упражнение «Посчитай и напиши» (лист 5,
рис. 2).

Предложите детям посчитать листочки в верхнем и нижнем прямоугольнике и написать соответствующие цифры под ними в квадратах.

Спросите, какую цифру написали? (5)

24

3 Математика (5 — 6 лет)

25

Почему? (Потому что листочков поровну, по пять.) Уточните, что листочки разного размера и расположены они на разном расстоянии друг от друга, но их все равно поровну.

5.        Знакомство с названием месяца — октябрь.

Загадайте детям загадку:

Все мрачней лицо природы, Почернели огороды. Мишка в спячку завалился, Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Скажите детям, что так называется второй месяц осени. Спросите, как называется первый месяц осени. (Сентябрь.)

6.        Физкультминутка «Ловкий Джек».

«Джек, будь ловким» — эта веселая английская песенка-игра поможет детям закрепить умение считать до пяти.

Дети образуют круг, в центре которого находится Джек. Все они произносят слова, а Джек выполняет соответствующие движения.

А вы знаете, что Джек — Очень ловкий человек? Посмотрите, как сейчас Прыгнет он вперед пять раз. Начинайте-ка считать: Один, два, три, четыре, пять! А теперь пять раз подряд Прыгнет ловкий Джек назад. Начинайте-ка считать: Один, два, три, четыре, пять!

7.        Игра «Дорисуй зернышки цыплятам» (лист 5, рис. 3).

Задания.

-ф- Дорисуйте зернышек столько, чтобы у каждого цыпленка их стало поровну, по пять.

-Ф Запишите, сколько зернышек дорисовали.

-Ф Прочитайте примеры: + 4 = 5, 2 + 3 = 5, 4 + = 5.

8.        Знакомство с пословицами, в которых встречается чис
ло пять.

Прочитайте детям пословицы. (Можно выучить одну по желанию детей.)

  • Знать, как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо.)
  • Пятое колесо в телеге. (Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.)

9.        Игра «Что перепутал художник» (лист 5, рис. 4).

Прочитайте детям стихотворение:

На улице Бассейной

Один художник жил

И иногда рассеянный

Неделями он был,

Что-то, наверное, было не так

Что же напутал художник-чудак?

Занятие 3

1. Игра «Слушай и считай» (Прочитайте детям стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей?»:

Где обедал воробей? В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решеткою у льва, Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы, Ел морковку у слона, С журавлем поел пшена, Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил.

Спросите, у скольких зверей побывал воробей? (У девяти.) (Если дети затрудняются, предложите пересчитать зверей на рисунке.)

Вопросы   и   задания.

-ф; На каком по счету месте слон? (На третьем.) -Ф На каком по счету месте медведь? (На восьмом.) ■Ф- На каком по счету месте носорог? (На четвертом.) -Ф Раскрасьте животное на втором по счету месте. (Лиса.) -Ф' Раскрасьте животного на девятом по счету месте. (Крокодил.)

51

2.        Игра «Считай и пиши»  
Вопросы   и   задания

-Ф- Сосчитайте шарики на каждой елочке и запишите цифру под рисунком в квадрате.

-Ф- Сколько шариков на елке слева? (7)

-Ф- Сколько шариков на елке справа? (8)

-ф- Сравните количество шариков на елках? (На елке слева шариков на один меньше, чем на елке справа, а на елке справа шариков на один больше, чем на елке слева.)

-ф- Раскрасьте шарики на той елке, где их больше. (На елке справа:)

3.        Физкультминутка.

Смотри п. 4 занятия 17.

4.        Игра «Сложи квадрат».

Для игры заготовьте по три квадрата из бумаги размером 8x8 см на каждого ребенка, ножницы.

Задания.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/10/11/matematika_dlya_detey_5-6_let_metodicheskoe_posobie_k_rabochey_tetradi_by_kolesnikova_e.v._z-lib.org_.doc_image31.jpg

Ф Возьмите второй квадрат, сложите его так, чтобы получилось четыре треугольника. Разрежьте по линиям сгиба.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/10/11/matematika_dlya_detey_5-6_let_metodicheskoe_posobie_k_rabochey_tetradi_by_kolesnikova_e.v._z-lib.org_.doc_image33.jpg

■Ф- Сложите третий квадрат так, чтобы получилось восемь треугольников. Разрежьте по линиям сгиба.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/10/11/matematika_dlya_detey_5-6_let_metodicheskoe_posobie_k_rabochey_tetradi_by_kolesnikova_e.v._z-lib.org_.doc_image32.jpg

-ф- Возьмите первый квадрат, сложите его так, чтобы получилось два треугольника. Разрежьте по линии сгиба.

"Ф- Выложите на столе треугольники так, чтобы снова получилось три квадрата.

Уточните, что квадрат больше треугольников.

 Занятие 4

1.        Игра «Отгадай загадку» 

Загадайте детям загадку:

Восемь кубиков у Саши, Еще один кубик — у Паши. Вы кубики эти Сосчитайте, дети!

Вопросы   и   задания.

-Ф Сколько кубиков у Саши и Паши? (9)

-ф Как получилось число 9? (Восемь и один будет девять.)

-Ф Запишите условие загадки: 8 + 1.

2.        Знакомство с цифрой 9 

Прочитайте детям стихотворение И. Блюмкина:

Цифру девять

Получить нам несложно.

Нужно только цифру шесть

Вверх ногами повернуть осторожно!

Задания.

-Ф Найдите цифры 9 среди других и обведите их по образцу. •ф Обведите цифру 9 по точкам, а затем напишите ее в каждой клеточке до конца строчки.

3.        Знакомство с крылатым выражением.

♦   Девятый вал. (Бурное, сильное проявление чего-либо грозного, наивысший подъем, взлет.)

49

4.        Физкультминутка «Зайцу холодно сидеть».

Дети выполняют движения по тексту стихотворения:

Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки подтянись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки.

5.        Знакомство с названием месяца — январь.

Загадайте детям загадку:

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь в воду — упадет Не вода уже, а лед. Повернуло солнце к лету, Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

Уточните, что это второй месяц зимы.

Спросите, как называется первый месяц зимы? (Декабрь.)

6.        Игра «Дорисуй правильно» 

Предложите детям дорисовать по одной елочке, продолжив каждый ряд.

Какого размера они нарисовали елочку в верхнем ряду? (Низкую.) В нижнем ряду? (Высокую.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике "Маша идет домой"

Программное содержание:- закрепить умения различать и называть шар (шарик) и куб (кубик), круг, квадрат и треугольник, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках;- закрепи...

Конспект занятия по математике во второй младшей группе. Тема: «Зайчик идет домой»

Цели:Образовательные:Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, классификации).Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ЗАНЯТИЯ МАТЕМАТИКОЙ ДОМА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ»

Дети в возрасте 5-6 лет начинают активно познавать и осваивать окружающий их мир. Они становятся почемучками, стремятся разобрать каждую вещь «по винтикам», чтобы понять, как она устроена,...

Конспект открытого занятия по математике во второй младшей группе «Поможем Маше вернуться домой»

Программное содержание:Закрепить умения различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.Закрепить умения находить в окружающей обстановке один и много предметов.Закрепить умение устанавлив...

Конспект открытого занятия по математике во второй младшей группе «Поможем Маше вернуться домой»

Конспект открытого занятия по математике во второй младшей группе «Поможем Маше вернуться домой» Цель:Закрепление умения различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.За...

Формат #Сидим дома с пользой. Занятие по математике «Игры с геометрическими фигурами» (27.04 -30.04.2020)

Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение.  Закреплять умение выделять цвет, форму, величину ка...

Формат #Сидим дома с пользой. Занятие по математике «Игры с геометрическими фигурами» Для детей в младшей группе. (27-30 апреля)

Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особ...