«Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
консультация

Самсонова Ирина Владимировна

Первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка. Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pot_gramote.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе? Большинство из вас полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Сегодня я предлагаю поговорить об обучении детей грамоте.

Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка. Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы, а чтение - это перевод букв в звучащую речь.       

  Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношение звука и буквы. Ребенок - дошкольник может освоить звуковой анализ только с помощью определенного способа действия со словом - интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове, например: сссон, сооон, соннн. Способ акцентирования, выделения звука в слове ребенку легче передать в игре. Например: Ты слышал, как жужжат пчелы? Давай пожужжим так же: жжжжжжжж. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: «Давай дружжжжить. Ты где жжживешь? А я жжживу в этом жжжилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя пирожжжочком, пирожжженым, морожжженым». Дети с удовольствием играют в такие игры, сначала повторяют за взрослыми, а потом и самостоятельно находят слова со звуком [Ж], выделяя и подчеркивая его «пчелиным языком».

Для протягивания звука [В] можно разыграть встречу двух машин: - Я вввожу оввввощи, а ты что вввозишь? Ты умеешь поввворачивать на леввво? А направвво? Давввввай посоревввввнуемся, кто лучше заввводится? ВВВВ. Подражание пароходному гудку, игра «разговор двух пароходов» научит ребенка протягивать звук ууу. Акцентируя в словах звуки шшш и ссс, легко превратить обычную речь в «змеиный» язык. Когда ребенок в игровом, звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом. «Скажи, с какого слова начинается слово «муха»? Протяни этот первый звук в слове: мммуха. А есть ммм в слове «доммм»? В слове «стена»? Какие слова на звук ммм ты можешь назвать?»

Итак: овладеть грамотой или письмом в полной мере ребенок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки в потоке речи. В противном случае, при письме на слух он будет пропускать или переставлять буквы. Вот почему так важно на протяжении всех дошкольных лет уделять развитию речи и фонематического слуха ребенка, такое большое внимание.

Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.

После того, как дети научились различать неречевые звуки, переходим к звукам речевым. Эти звуки мы слышим и произносим.

Звуки бывают гласные – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки обозначаются красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых встречают преграду: губы, зубы или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твердые согласные обозначаются синим цветом, мягкие согласные - зеленым цветом.

 Какие игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

 

 

 

 

 

 

 

Игры со звуками

«Поймай звук». Взрослый произносит слоги, а ребѐнок хлопает в ладоши, когда услышит слог с заданным звуком.

 «Хлопни, если услышишь в слове звук [А]». Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным. 

«Путешествие по комнате»

1вариант игры - Побеждает тот, кто найдѐт больше предметов, обозначаемых словами с определенным звуком.

2 вариант игры - У каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребѐнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.

 «Узнай звук». Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.

 Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.

 «Определи позицию звука в слове». Взрослый называет слова, ребенок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).

 «Найди место картинке».  Различаем твердый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребенок определяет «твердость» или «мягкость» звука.

После того, как ребенок научился слышать, определять место звуков в слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов. Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идет за ним и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева

Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...

«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...

Основные принципы обучения грамоте детей дошкольного возраста

«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Обучение грамоте детей дошкольного возраста – это:-         развитие их фонематического слу...

Консультация для родителей "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"

Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Возраст от 2 до 5 лет сензитивен к звуковой стороне речи,...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...