ПОДБОР ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ ДЛЯ ДИЗАЙНА ИГРЫ НА ОСНОВЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
компьютерная программа (младшая группа)

Павлова Валерия Леонидовна

В последние время актуальность использования настольных игр для детей возросла. Возникла необходимость изучить этот сегмент влияния на детей, положительные и отрицательные качества игр, а также средства воздействия (цвет) в настольных играх на дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat_ya.docx191.44 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 74

ПОДБОР ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ ДЛЯ ДИЗАЙНА ИГРЫ НА ОСНОВЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Павлова В.Л., Белоусова Я.С., Харитонова В.В.

Невский институт дизайна АНО ВО "Университет при МПА ЕврАзЭС"

Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства

E-mail: pavlova.vl@nid.life

Аннотация:

Павлова В.Л., Белоусова Я.С., Харитонова В.В. Подбор цветового решения для дизайна игры на основе психофизиологического восприятия цвета детьми дошкольного возраста. Рассмотрено влияние цвета на психическое состояние ребенка, играющего в настольную игру «Мир животных», а также влияние цвета на развитие навыков детей дошкольного возраста. Определена польза игр и настольных игр для детей дошкольного возраста.  

Annotation:

Pavlova V.L., Belousova Y.S., Haritonova V.V. Selection of a color solution for game design based on the psychophysiological perception of color by preschool children. The influence of color on the mental state of a child playing the board game "The Animal’s World", as well as the influence of color on the development of skills of preschool children, is considered. The benefits of games and board games for preschool children are determined.

Общая постановка проблемы

В последние время актуальность использования настольных игр для детей возросла. Возникла необходимость изучить этот сегмент влияния на детей, положительные и отрицательные качества игр, а также средства воздействия (цвет) в настольных играх на дошкольников.

Исследования

В данной статье будет рассматриваться влиятельная группа потребителей настольных игр – дети, покупательское поведение которых напрямую зависит от родителей. Воздействие настольных игр на развитие детей дошкольников. А также вложенные в игру определенные цветовые параметры, положительно влияющие средства выразительности дизайна на ускорение совершенствования играющего ребенка.

В нынешнее время информационных технологий, многие родители предпочитают вручить малышу в руки мобильное устройство, посадить за компьютер или планшет, которые пусть и совершенствуют ребенка, они, в каком-то смысле, лишают его возможности познать мир тактильно, купируя пространственное мышление, имея возможность взаимодействовать лишь с поверхностью и изображением/изображениями на плоскости устройства. Мелкая моторика ребенка не развивается, если он нажимает на экран мобильного гаджета, передвигая «изображения» в логическом порядке. Используя настольные игры, имеющие в комплекте предметы, которые можно взять пальцами, фишки, карточки, иные фигурки, ребенок контактирует с окружающей средой, он вовлечен в познание, имитируя какую-то деятельность на игровом поле, к примеру, жизнь животных, существующих в реальности. Ко всему прочему, передача цвета на любом устройстве искажается, красный, который может попасть под мягкое дневное освещение на смартфоне станет ярко-красным цветом и спровоцирует напряжение как на мозговую деятельность ребенка, так и на его зрение. Важно помнить, что неправильно подобранный цвет и его передача способна негативно повлиять на развитие и настроение малыша.

Настольная игра способствует психическому прогрессу, тренирует аналитическое и логическое мышление, помогая детям социализироваться и развивать внимательность. Игра основной вид деятельности ребенка, она готовит его к реальному миру, здесь важно правильно использовать графические средства выразительности, одним из которых является цвет. Грамотное применение цвета стимулирует мозговую деятельность и манипулирует настроением малыша, который занят игрой.

Говоря о современных настольных играх, следует отметить, что часто для их создания используются цифровые технологии. Многие классические настольные игры были переизданы для гаджетов и ПК, они продолжают пользоваться популярностью. Впрочем, устройства искажают светом цвет и таким образом некорректное отображение того или иного оттенка на дисплее может неблагоприятно повлиять на состояние играющего ребенка. Сенсорная интеграция фокусируется главным образом на трёх основных чувствах: тактильном, вестибулярном и так называемом проприоцептивном (мышечное чувство – ощущение положения частей тела относительно друг друга), потому важнее делать дизайн-продукт «существующим», таким, который можно потрогать и покрутить, который можно исследовать, нежели давать детям дошкольной группы играть в игры на ПК.

На примере настольной игры-конструктора «Мир животных», нацеленной на развитие способностей у детей дошкольного возраста, удалось выяснить, что смоделированная игра благотворно стимулирует желание ребенка совершенствовать пространственное мышление, она поддерживает хорошее настроение малыша и социализирует его.

Быстрые темпы роста ребенка в дошкольном возрасте, отсутствие каких бы то ни было требований к ребенку со стороны взрослого поколения, а порой и гипербеспокойство за «правильность» и «неправильность» действий играющего малыша, оставляют без должного внимания всевозможные отклонения ребенка от нормального формирования. Выявить такие отклонения очень сложно. Необходимо иметь в наличии корректирующие игры, благодаря наблюдению за процессом игры, можно будет отследить отклонения. Впрочем, важнее всего обследование детей у специалистов, а уже игры, как инструмент влияния и коррекции при необходимости. Несомненно, те игры, где цвета при создании были использованы по наитию и случайно, имея ввиду ситуации, где зеленый цвет – трава, синий – вода и никак иначе, дизайнер, создающий свой дизайн-проект может попасть в некую ловушку систематичности. Зная для кого делается продукт, необходимо проанализировать возможное воздействие на того или иного потребителя. Сложнее всего приходится с детьми, ведь дизайнер не может привычно опираться лишь на трендовые оттенки, ему важно изучить, как и каким образом будет действовать его продукт на ребенка, будет ли он выполнять все функции, заложенные в него, не будет ли он вредить развитию, не будет ли игра слишком сложной и вредить состоянию дошкольника.

Исходя из вышесказанного, выделив определенный сегмент исследования, настольная игра-конструктор влияет на хорошее настроение детей в момент игры и стимулирует их развитость. Каким образом это происходит? Изучив некоторые источники в которых объясняется воздействие цвета на психику ребенка, были выявлены закономерности:

- Оранжевый цвет, использованный в конкретном экземпляре «Мир животных», влияет на здоровье детей, этот цвет содействует эмоциональной устойчивости, радует ребенка своей яркостью, повышает его творческую активность и энергичность, что немаловажно в настольной игре с отсутствием заложенного в нее сюжета (рис. 1-2).

- Зеленый цвет, также имеющийся в настольной игре, влияет на любознательность мребенка, внушает смелость, уверенность в себе.

- Синий цвет, а также голубые оттенки, избавляют ребенка от страха и любых иных переживаний, способствует желанию развиваться, успокаивают, снимают возбуждение и возможное напряжение.

 - Красный цвет. В данном случае цвет снимающейся обложки, которую ребенок не будет видеть постоянно, возбуждает заинтересованность в предмете (настольная игра) (рис.3).

Пастельные оттенки, бежевые, кремовые, персиковые, светло-зеленые, голубые цвета на детей дошкольного возраста влияют успокаивающим образом, ими хорошо «нейтрализовать» играющего ребенка, если станет заметно, что тот чрезмерно возбужден. Интенсивность цвета можно уменьшить не только использованием определенного тона при разработке игры, еще можно уменьшить, воспользовавшись лампами накаливания, осветив помещение, где играет ребенок, теплым светом. Этим приемом можно воспользоваться при смене температуры цвета от более холодного, если игра находится в комнате, освещенной дневным светом, до более теплого.

Цвет влияет как на части продукта, так и на общее его восприятие, соответственно, если при разработке дизайн-продукта (например, настольной игры для детей) требуется сделать на чем-то акцент, интенсивность и тон цвета должен быть на главном ведущем предмете и на повторяющихся элементах, которые связаны с акцентным предметом (элементом). При всем при этом, цвета на дизайн-макете не должны «прыгать», а иметь непосредственную связь между собой. Неправильно использовать разные цвета зеленого на фигурках, на поле, на упаковке, если выбран один зеленый, этот зеленый должен быть везде, тоже касается и иных цветов групп элементов. Это обуславливается тем, что группа детей дошкольного возраста (3-7 лет) на раннем этапе (3-4 года) находится в переходном состоянии, когда от трех основных цветов игрушек, они переходят к восприятию игрушек разных цветов. Нельзя перегружать детей большим количеством оттенков, даже, если дизайнер или заказчик заинтересован в передаче всей возможной палитры, желая сделать дизайн-продукт максимально привлекательным и ярким как для детей, так и для взрослых. Требуется быть куда более лаконичным в выборе и не забывать, что повторяющиеся цвета образуют общий графический образ делая продукт более эстетичным.

Дизайнер, работающий с цветом, использует эмоции, которые предполагает вызвать. Отношение к цвету как к элементу выступает наравне с иллюстрациями и формами в дизайн проекте «настольная игра», такое отношение дает возможность использовать воздействие на играющего ребенка для облегчения восприятия формы и смысла, который вложен в дизайн-проект. Перед выбором цветового решения для настольной игры необходимо представлять степень воздействия, которую ожидаемо вызовет реакция на цвет и сочетания цветов. Таким образом, заложенное в использованную палитру реализуется, будь то оказание влияния на настроение или обучаемость.

Выводы

При создании игры, дизайн-продукта, который будет использован ребенком или группами детей, важно понимать, как будет восприниматься этот дизайн-продукт. Восприятие является активным процессом, запускающим человеческий разум, даже юный мозг активно сегментирует сенсорную информацию на части, комбинирует эти части, соединяет то, что находится перед глазами с тем, что ребенок знает или познает в процессе. Если яркость цвета, мрачность тона, грязнота будет мешать восприятию, может сложиться негативное впечатление и дизайн-продукт, каким бы по мнению дизайнера потрясающим, трендовым, развивающим он не был, пользы он не принесет и перестанет привлекать внимание. Это означает лишь одно, такой продукт не состоялся. Соответственно, при создании настольной игры или любого иного продукта, необходимо тщательно изучить детскую потребительскую группу, разделяя на подгруппы, где на детей дошкольного возраста действеннее будет пользоваться определенными примитивными мягкими формами и яркими «чистыми» цветами, тогда как для школьников подбирать уже более сложные формы и палитры.

Цвет в настольной игре-конструкторе «Мир животных» – это не просто украшательство или требование, он один из главных элементов модели, имеющий функцию воздействия на настроение и обучаемость дошкольника. Цвет в настольной игре манипулирует вниманием ребенка, успокаивает, возбуждает его интерес к процессу игры, к познанию окружающего мира. С цветом все элементы оформления игры, даже, если она максимально упрощенная по формам (деревья, трава, камни, животные) становится информативнее, ребенок гарантированно продуктивнее проведет свое время за настольной игрой, нежели за ПК или мобильным устройством.

Литература

1. Иоханнес Иттен Искусство цвета [Текст] / Иоханнес Иттен // Аронов. – 2018. – С. 83-90.

2. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве [Текст] / М. Н. Ильяина // АСТ. – 2022. – С. 42-100.

3. Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей [Текст] / М. Н. Ильяина // ПИТЕР. – 2006. – С. 43-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы развития восприятия цвета детьми

Цвет влияет на настроение и самочувствие человека,  он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски и грусти. Одни цвета успокаивают нервную систему (зеленый, синий...

"Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр"

Окружающий мир порожает цветовым многообразием и изменчивостью цвета, предметов и явлений. Цвета имеют свойства по разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого челов...

Семинар-практикум "Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр"

Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Цвета имеют свойства по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого челове...

«Основы экологического и гуманистического восприятия мира детьми дошкольного возраста»

laquo;Основы экологического и гуманистического восприятия мира детьми дошкольного возраста»...

Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...

Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...

Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа

Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов....