Мастер-класс «Использование технологии «Обучение детей составлению загадок по методике А. Нестеренко»
методическая разработка (старшая группа)

Пасаман Галина Фёдоровна

    Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Придумываем мы загадки с детьми с помощью всем известных методов ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_sostavleniyu_zagadok_po_metodike_a._nesterenko.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»

 

Мастер-класс «Использование технологии «Обучение детей составлению загадок по методике А. Нестеренко»

                                                                Подготовила:

воспитатель Пасаман Г.Ф.

Самара, 2022

Тема: «Мастер-класс Технология «Обучение детей составлению загадок по методике А. Нестеренко»

Цель: Предоставление возможности использования технологии «Обучение детей составлению загадок» по методике А. Нестеренко                                         

Задачи:

- познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;

- показать на конкретных примерах способы составления загадок.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

В ходе мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми разными способами по опорным таблицам.

Общая характеристика загадки

- В своей работе с детьми часто использую малые формы фольклора: потешки,  сказки, считалки, скороговорки, пословицы, загадки.

- Давайте вспомним, что такое загадка?

- Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

- Виды загадок: народные и авторские.

- Типы загадок: 

  • Описательные, например:

                                          Кафтан на мне зеленый,

                                          А сердце как кумач

                                          На вкус как сахар сладок,

                                          А сам похож на мяч. (АРБУЗ)

  • Загадки – звукоподражания, например:

                                         За стеклянной дверцей

                                         Бьется чье-то сердце.

                                         Бьется чье-то сердце

                                         Тихо так,

                                         Тихо так.  (ЧАСЫ)

  • Загадки –рифмы, например:

                                         В подполье, в каморке

                                         Живет она в норке

                                         Серая малышка

                                         Кто же это?  (МЫШКА)

  • Загадки - перевертыши, загадки – небылицы, например:

                                        Шерсть смотали мы в моток,

                                        Выйдет шелковый платок.

                                       Отвечайте, правда ли?  (НЕТ)

 - Использование загадок является очень эффективной  формой в работе по речевому развитию детей.

Загадки:

-  обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

-  помогают увидеть вторичные значения слов;

-  формируют представления о переносном  значении слова;

- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

- доставляют ребенку радость.

А еще загадка - это игра, а игра, как мы знаем,  ведущий вид деятельности детей. Игра в  узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно догадаться, отгадать.

 

Методика составления загадок

Ι ЭТАП.  Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы      «На что похоже?»

Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» ( на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу). Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?».

II ЭТАП.  Алгоритм составления загадок по опорным таблицам

Первая модель:

1. Составление  опорной таблицы вида:

«Какая? (какой?, какое?)»

«На что похоже?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

СОЛНЦЕ

3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»

«Какое?»

«На что похоже?»

Яркое

Круглое

Жаркое

4. Заполнение правой части таблицы:  «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»

«Какое?»

«На что похоже?»

Яркое

Круглое

Жаркое

Лампа

Колесо

Огонь

5. Вставка «слов – связки» - НО НЕ. Составление загадки о солнце.

Загадка:  Что это?

                 Яркое, но не лампа.

                 Круглое, но не колесо.

                Жаркое, но не огонь.

Вторая модель

1. Составление  опорной таблицы вида:

«Что делает?»

«Кто (что) делает так же?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). Например:

КОМАР

3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

«Что делает?»

«Кто (что) делает так же?»

Летает

Пищит

Кусается

4. Заполнение правой части таблицы:  «Кто делает  то же действие?»

«Что делает?»

«Кто (что) делает так же?»

Летает

Пищит

Кусается

Самолёт

Мышка

Собака

5. Вставка «слов – связки» - НО НЕ. Составление загадки о комаре.

Загадка:   Что такое?

                   Летает, но не самолёт.

                   Пищит, но не мышь.

                   Кусается, но не собака.

Третья модель

1. Составление  опорной таблицы вида:

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок)

Например:

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

Забор

Пила

Трава

4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

Забор

Пила

Трава

Нельзя лазить

Не пилит

Не растёт

5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске

Загадка: Что это?

                 Как забор, но нельзя лазить.

                 Как пила, но не пилит.

                 Как трава, но не растёт.

Формы работы с детьми по составлению загадок:

1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.

Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.

2. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.

3. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.

Составленные с детьми загадки оформляем в «Книгу загадок», которая может являться самостоятельным продуктом деятельности или итоговым продуктом в рамках определённой тематической недели. Составление загадки можно использовать как одно из заданий во время образовательной деятельности по любой из областей.

Работа по подгруппам.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам  с помощью этой методики  составить загадки по опорным таблицам.

Слова: огурец, заяц, автомобиль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения детей составлению загадок

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогичес...

Презентация на тему:"Технология обучения детей составлению загадок, как средство достижения планируемых результатов по ОО "Речевое развитие"

Данная технология включает в себя технологические цепочки, позволяет гарантированно научить детей 3-7 лет составлению сравнений и загадок. Начинать можно работу с детьми 3-х лет - это предварительный ...

Консультация – практикум для педагогов на тему «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия»

Цель: развитие творческого мышления у педагогов.Программное содержание:Ø  Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок; кругами Луллия.Ø  Повысить их компетен...

Презентация " Обучение детей составлению загадок. Использование моделей А.А. Нестеренко, мнемотехники, скрайбинга"

В презентации содержится краткая информация о технологии составления загадок, позволяющая развивать мыслительные процессы и речевое творчество детей....

Мастер -класс для педагогов ДОУ «Обучение детей составлению вопросов при ознакомлении со средствами музыкальной выразительности» ОТСМ-ТРИЗ технологии

Тема инновационного педагогического маршрута целью которого является - знакомство детей со средствами музыкальной выразительности, через обучение составлению вопросов....

Мастер класс «Технология обучения детей составлению загадок».

       В одной известной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму»....

Мастер-класс «Методика обучения детей составлению загадок»

Мастер-класс «Методика  обучения  детей составлению  загадок»...