Конспект родительского собрания по теме «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
методическая разработка

Татьяна Сергеевна Шуликова

привлечь родителей к обсуждению вопроса о патриотическом воспитании ребёнка; повысить педагогическую культуру родителей, формировать обобщённое представление родителей в вопросах воспитания патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Конспект родительского собрания в старшей группе

          по теме «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у  

                                           детей дошкольного возраста».

Цель: привлечь родителей к обсуждению вопроса о патриотическом воспитании ребёнка; повысить педагогическую культуру родителей, формировать обобщённое представление родителей в вопросах воспитания патриотизма.

Задачи: раскрыть сущность и значение работы педагогов и родителей по патриотическому воспитанию дошкольника; объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно-патриотических качеств у детей.

                                               Ход родительского собрания.    

1.Вступительная часть. Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, как совместными усилиями взрастить достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Именно дошкольное детство- важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания и зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Недаром народная пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнёшь». Какие семена мы взрастим в сердцах и душах наших детей, таких членов нашего общества и получим.

2.Основная часть. Итак, тема нашей встречи «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста». Давайте вспомним, что же такое нравственное воспитание. Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

   Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, товарищество, коллективизм и др.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д..

   Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.

   Как вы считаете, уважаемые родители, какова роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребёнка? (Обмен мнениями) Правильно, всё начинается с семьи, с её традиций. Мама и папа – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. В семье. Где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное – не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми». В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей.

   Семья в свою очередь – это первая ступень в нравственном воспитании ребёнка. В семье ребёнок получает первое понятие о любви, уважении, вежливости, взаимопомощи. Именно здесь формируются первые нравственные привычки. Семья – это пример для ребёнка. А крепкая семья – это плодотворная почва для роста высоконравственного человека.

   Воспитывая ребёнка в семье не нужно делать яркого акцента на патриотизм, просто воспитывайте хорошего доброго человека, мыслящего ясно и позитивно. Читайте вместе хорошие добрые книги о дружбе, любви и взаимопомощи. Обсуждайте с ребёнком его, свои и поступки других людей. Уделите ребёнку внимание, расскажите о своих взглядах на жизнь.

  Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья даёт ребёнку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

   Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и всё же, не отдавайте ребёнку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий. Помните, что у вашего ребёнка кроме тела, есть ещё и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребёнка внесёте в его душу страшный вирус, вирус безнравственности. Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребёнок не вырастает эгоистом. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее действовать сообща.

   Социологические исследования показывают, что на воспитание ребёнка влияют: семья – 50%, телевидение -30%, детский сад – 10%, улица – 10%. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

   В нашем детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придаётся изучению старшими дошкольниками российской символики, гербов. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания о нашем городе. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек. С младшего возраста воспитатели знакомят детей с ближайшим окружением – детским садом, его работниками, с профессиями в детском саду, улицами, постройками, зданиями, родным городом…Надо показать ребёнку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребёнком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

   Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Внимание детей постарше мы привлекаем к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, дом культуры, почта, парки и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть что всё это создано для удобства людей. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требуется от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

   Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей родины. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.  Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что наш город – частица Родины, поскольку во всех местах, маленьких и больших, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех, везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу.

   Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведётся нами систематически и планомерно. Было проведено множество разнообразных мероприятий, занятий, выставок, конкурсов, развлечений. В нашей группе мы создали предметно-развивающую среду для нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Нами накоплен различный методический материал.

   А сейчас вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно? (Родители по группам зачитывают свою ситуацию и находят пути её решения).

СИТУАЦИЯ №1                               

Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт. Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта? (Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку)

СИТУАЦИЯ №2

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация? (основы трудолюбия должны закладываться с детства)

СИТУАЦИЯ №3

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на её месте? (Ребёнок нуждается в ласке и похвале)

СИТУАЦИЯ №4

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чём мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста? (в семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей).

   Цель воспитания в целом – это движение от воспитания простых чувств, к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину. Поэтому важно в любой житейской ситуации уважать и ценить личность ребёнка. Очень важно в дошкольном возрасте посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, родному посёлку и стране, традициям и обычаям своего народа. Желаю всем удачи в этом нелёгком труде!

   Уважаемые родители, чтобы наша встреча вам запомнилась, я предлагаю вам поиграть и разделиться на две команды.

   1 КОНКУРС «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД»

Команда «Пчёлки». Девиз «Пчёлки – дружная семья.

                                                Так зовёмся мы не зря…

                                                И в потехе, и в работе

                                                Мы жужжим на доброй ноте»

Команда «Рябинка». Девиз «Мы весёлые рябинки,

                                                 Вместе мы как на картинке.

                                                 Гроздью дружною живём

                                                 И играем и поём»

2 КОНКУРС «ВОПРОС-ОТВЕТ»

  1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищённость населения, оборону и безопасность страны? (Государство)
  2. Символ государства, его суверенитета: прикреплённое к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг)
  3. Официальная эмблема государства? (Герб)
  4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья)
  5. Крупная территория, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом?(Страна)
  6. Что такое патриотизм? ( Преданность и любовь к Родине, культуре, народу)
  7. Назовите нравственные качества? (Доброта, порядочность, дисциплинированность, товарищество, коллективизм)
  8. Кто основал Москву? (Князь Юрий Долгорукий, сын великого князя киевского В.В.Мономаха)
  9. Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (Нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)
  10. Почему Красная площадь так называется? (Красная – значит красивая)

3КОНКУРС «НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Командам показывают по 3 иллюстрации, на которых изображены достопримечательности разных городов и мест России. Участники должны назвать то, что изображено.

4 КОНКУРС «ДАВАЙ, СПОЁМ!»

Дети ваши прекрасно поют, а теперь вы нам покажите, на что способны вы. Вам необходимо по очереди исполнить строки из песен, в которых встречаются слова «родина, страна, мать, земля, столица».

5 КОНКУРС «БОГАТЫРСКАЯ НАША СИЛА»

Назовите богатырей, которых вы помните по сказкам и былинам. Если уж вы так хорошо помните их, тогда назовите нам, что характерно для внешнего вида богатыря. Ну а если вы и это знаете, то вам не составит труда нарисовать богатыря на его верном коне.  (мольберт, белый лист, маркер. Каждый член команды рисует по одной детали: голова, шлем, кольчуга, копьё, конь и т.д.. Победит та команда, которая справится быстрее).

6 КОНКУРС «ТАНЦУЮТ ВСЕ!»

А сейчас немного разомнёмся. Начинаем перепляс. Под мелодию песни «СЕНИ» команды встают напротив друг друга. Если кто-то из команды не участвуют в переплясе, команда рискует потерять жетон.

   А сейчас прежде чем мы подведём итоги, хочу закончить нашу встречу завершить стихами.

Семья – источник радости и счастья,

Любви неиссякаемый родник.

И в ясную погоду, и в ненастье

Хранит семья и ценит жизни миг.

Семья – оплот и сила государства.

Хранящая традиции веков.

В семье ребёнок – главное богатство,

Луч света, как маяк для моряков.

Лучи растут, становятся всё ярче

И люди жадно тянутся на свет.

Душа семьи становится богаче,

Когда царят любовь в ней да совет.

Когда царит взаимопониманье,

Тогда весь мир лежит у ваших ног.

Любовь в семье – основа Мирозданья.

Так пусть хранит все ваши семьи Бог!

РЕФЛЕКСИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Уважаемые родители! Сейчас я предлагаю поиграть в волшебный клубочек передавая и удерживая свою нитку рассказать, какую необходимую информацию вы сегодня получили, что вам понравилось, ваши пожелания, ваше мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль семьи в воспитании нравственно - патриотических чувств у дошкольников"

Взрослый посредник между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего....

Конспект родительского собрания на тему «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

-показать родителям значимость нравственно-патриотического  воспитания детей в семье;-формировать культуру общения родителей и детей;-помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов...

ТЕМА:«Воспитание нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста»

Формирование  нравственно – патриотических чувств, обогащение и углубление знаний детей о семье, Родине и малой Родине....

Доклад на родительском собрании «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Любовь к РодинеНе заменят край родимыйНикакие чудеса!Только здесь всё так любимо –Реки, горы и леса.Здесь от отчего порогаНачинается страна.Стран других на карте много,Только Родина одна!...