Родительское собрание «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ»
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Тырлова Людмила Анатольевна

 

На собрании пойдёт разговор о нравственности, о роли семьи в воспитании нравственных ценностей в ребенке.

План собрания:

1.Теоретическая часть (Педагогический всеобуч)

2. Тестирование родителей

3. Работа в группах

4.Подведение итогов собрания

5. Памятки для родителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание
«РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ
В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ»

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады  встретиться с вами. Тема нашего собрания будет актуальна всегда. Сегодня мы поговорим о нравственности, о роли семьи в воспитании нравственных ценностей в ребенке.

Слайд №2

Воспитатель: Мы предлагаем вам следующий план собрания:
1.Теоретическая часть (Педагогический всеобуч)

 2. Тестирование родителей
3. Работа в группах
4.Подведение итогов собрания
5. Памятки для родителей

Слайд №3

Вас приветствуют ваши дети и желают вам хорошего вечера.

 Слайд № 4

 

Воспитатель: Собрание мы хотим начать со слов … Эриха Фрома.

Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.

I. Педагогический всеобуч

Воспитатель: А теперь о серьёзном.

Как часто мы слышим слова  

Слайд № 5

 «нравственность»,

«безнравственный поступок»,

 «высоконравственный человек».

Что же понимают под нравственностью?

Слайд №6

Воспитатель: По словам русского писателя Михаила Михайловича Пришвина, нравственность «есть отношение силы разума к силе чувств». Если проще сказать, это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственность не передается по наследству как интеллектуальные способности, ее надо воспитывать.

Сочувствие, терпимость, доброжелательность, гуманное отношения к людям, животным и другие нравственные качества надо прививать с раннего детства. А в значимый для ребёнка круг общения в этом возрасте входят самые близкие люди – родители. Именно в семье закладываются основы нравственности.

Воспитатель: По выражению Василия Александровича Сухомлинского, важнейшим принципом «является внушение воспитанникам мысли о том, что мы…живём среди людей».

Воспитатель: Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что настоящий человек может быть воспитан в той среде, где чтят традиции и обычаи поколений.

Воспитатель: Лев Николаевич Толстой писал, что невозможно воспитать человека добрым, если он живёт в обстановке злобы, подавления свободы.

Слайд №7

Воспитатель: Формирование нравственных категорий (это нравственные нормы, нравственные ценности, качества, принципы и идеалы) осуществляются по трём направлениям.

Во-первых, у ребёнка надо воспитать желание приносить добро.

 Во-вторых, родителям следует поощрять добрые поступки детей, радоваться за ребёнка, проявлять к нему самому сочувствие, сердечность.

 В-третьих, необходимо дать ребёнку знания о моральных нормах, правилах, идеалах.

Слайд №8

Воспитатель: Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

  • Семья - 50%
  • СМИ, телевидение - 30%
  • школа - 10%
  • улица -10%.

Итак, в настоящее время возросла роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка.  

Слайд №9

Воспитатель: - Как вы думаете, что означает слово «семья»?         

Воспитатель: Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.

Слайд №10

 Семья – это группа живущих вместе родственников, объединение людей, сплоченных общими интересами. (толковый словарь С. И. Ожегова).

 С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте–ка  их вспомним:

Слайд №11

 - В гостях хорошо, а … (дома лучше).

 - Не красна изба углами, а … (красна пирогами).

 - Какого на дому, такого и … (самому).

 -Дети не в тягость, а … (в радость).

 - Когда семья вместе, и … (сердце на месте).

 - Семья сильна, когда … (крыша над ней одна).

 - Семья в куче, не страшна и … (туча).

Вот что отвечали нам дети на вопрос, что значит для них семья:

Воспитатель: Действительно, семья — это первая и самая важная ступень в жизни человека. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Воспитатель: Можно выделить четыре основных фактора, влияющих на нравственное воспитание детей в семье и подготовки их к самостоятельной жизни:

 Слайд №12

 социальное единство семьи с целями общества, предъявление со стороны родителей высоких требований к себе, к своему труду, к своему поведению, необходимость делиться с детьми своими успехами в трудовой и общественной жизни, и вместе с тем проявлять большой интерес к успехам детей;

  совместная трудовая деятельность в семье родителей и детей, разумное разделение труда между всеми членами семьи;

 организация бытового уклада семьи: порядка и точности в семейном хозяйстве; планового распределения семейного бюджета, порядка хранения вещей, общего режима дня, определение, для каждого, рабочего места, места для занятий, соблюдения семейных правил.

 создание благоприятных отношений в семье: участие в жизни членов семьи, взаимопонимание, дружба и уважение между старшими и младшими (дети быстро взрослеют и родителям необходимо признавать за ними право на самостоятельность, уважать их как личность)

Слайд №13

Воспитатель: Глубоко прав был Антон Семёнович Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение… А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Слайд №14

Воспитатель: Ребенка с малых лет следует приучать к послушанию.

1 Послушание — это начало воспитания. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая создается в семье. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут, за что получит поощрение, должна быть четкая иерархия ценностей в каждой семье. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное.

Воспитатель: Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться 2 сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду или пожилой женщине, а не сажают ребёнка к окну и следят за тем, чтобы его никто не потревожил. И, конечно же, обязательно нужно рассказывать детям о том, как вам самим в трудных жизненных обстоятельствах помогали люди.

Воспитатель: Если вы хотите воспитать в детях чувство

3 ответственности, вы должны в первую очередь дать им возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами. Если у ребёнка что-либо не получается, то родители должны проявлять терпение, а не возмущаться неумением ребёнка, раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны в присутствии посторонних людей, иногда даже членов, семьи жаловаться на ребёнка или ругать и обсуждать его поступки, повышать голос, оскорблять. Ребёнка нельзя унижать, нужно ему разъяснить его ошибки и поддержать. Дети и родители должны быть всегда едиными.

Воспитатель: Душа ребенка требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребенку или не будете следить за тем, что предлагается ребенку в качестве идеала, то он будет подражать не тому, чему вы хотели. Ребенка нужно буквально окружать теми образами и примерами, которые вы считаете полезными. Русские сказки, добрые старые советские фильмы и мультфильмы — вот, что может наполнить душу ребенка прекрасными, добрыми и мудрыми образами.

Слайд №15

Воспитатель: "Лукошко сказок "

Вспомним русскую народную сказку: «Очень показательна сказка «Репка», которая символизирует крепкую связь разных поколений. Сама репка - это то огромное количество важных знаний, которое накоплено в течение многих лет разными представителями одного большого семейства. Основной смысл этой сказки - преемственность поколений, предложение жить полной дружной семьей, потому что одному человеку ну никак не осилить весь огромный родовой опыт.

Воспитатель: Слайд №16

В сказках - кладезь мудрости воспитания. Окончание сказки «Колобок» свидетельствует, что идея главного героя уйти из дома была неудачной. Его стремление выйти из-под родительской опеки привело лишь к тому, что он попал в беду. Сказка о Колобке раскрывает детям неверные мотивы поведения. Если бы он остался с бабкой и дедом, все бы сложилось иначе. Комфорт и любовь были ему обеспечены, но он предпочел неизвестность и приключения, обернувшиеся негативно. С другой стороны, все случилось по недосмотру бабки и деда. Это уже урок, который сказка преподает родителям, которые могут не уследить за проказами малышей.

Воспитатель: Слайд №17

Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нем заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести.

Воспитатель: Слайд №18

Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы - символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины.

Воспитатель: Слайд № 19,20,21 Тест “Мой стиль воспитания ребенка в семье”

Воспитатель: Слайд №22

 Василий Александрович Сухомлинский писал:

«Отец и мать - величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок - одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее - тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».

Воспитатель: Сейчас некоторые, а может быть, даже большинство родителей считают, что ребенок должен знать все стороны жизни. «Пусть ребенок знает все! А то вырастет в тепличных условиях, выйдет в жизнь, встретится с правдой жизни и не выдержит свалившиеся на него испытания». По поводу таких рассуждений нужно отметить три момента.

Во-первых, задача воспитания, конечно же, не в запретах, задача воспитания в том, чтобы развить у ребенка вкус и понимание, что такое хорошо и что такое плохо.

Слайд № 23 

«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»,- утверждал В. А. Сухомлинский.

Слайд № 24 (1) 

Воспитатель: Во-вторых, чтобы ребенок мог сам оценивать, ему надо сначала дать образец, с которым он будет все сравнивать. (2) Поэтому очень важно, чтобы в раннем детстве ребенок духовно питался только из чистых источников.

Надо оберегать детей от уличной грязи, и той, которая проникает в их души через телевидение. Необходимо знать круг общения своего ребёнка, где, с кем и как он проводит свободное время, сочетается ли это времяпрепровождение с нравственными нормами поведения человека в обществе.

Воспитатель: Другая задача – (3) разумный выбор телепередач. Родительский запрет (если ребенку очень хочется что-то посмотреть, а родители знают, что этого смотреть никак нельзя) должен быть обоснован.

Воспитатель: Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых вы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?

Рассмотрим некоторые законы семейной жизни

Слайд №25

СИТУАЦИЯ№1:

Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

Слайд №26

Воспитатель: СИТУАЦИЯ №2:

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

Слайд №27

Воспитатель: СИТУАЦИЯ№3:

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.Дом для ребёнка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

Слайд №28

Воспитатель: СИТУАЦИЯ№4:

Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Воспитатель: Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

Слайд №29

Воспитатель: СИТУАЦИЯ №5:

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

Слайд №30

Воспитатель: СИТУАЦИЯ №6:

«Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам. Что вы будете делать?

ЗАКОН: и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности»

Слайд №31

ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Воспитатель: Практическое задание родителям

«Загибаем лист»:

Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Воспитатель: Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.

Слайд №32

Если:

4. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).

5. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).

6. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).

7. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).

8. Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).

9. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).

10. Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).

11. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).

12. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).

13. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).

Слайд №33

Воспитатель: Детский сад также занимается вопросами духовно-нравственного воспитания дошкольников. Происходит это и на занятиях, при проведении бесед о нравственности. Но никакие самые замечательные мероприятия не помогут решить глобально эту проблему: необходим, прежде всего, личный пример родителей, опыт поведения.

Слайд №34

Воспитатель: Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Главное не забывайте и чаще себе задавайте вопрос:

Для чего вы завели ребенка?

 Малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет, ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Однако ваш ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек.  Раз у вас есть ребенок, то это накладывает на вас ответственность за его развитие, воспитание и обучение.

Слайд №35

Воспитатель: "В лучах родительского солнца"

В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите по очереди, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.

На память о собрании мы дарим вам памятки:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Вопросы нравственного воспитания детей в семье и в детском саду...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ»

Цель:·         Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;·         ...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ» (старшая группа)

Цель:·         Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;·         ...

Родительское собрание на тему "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Собрание для родителей старшего дошкольного возраста по формированию нравственных качеств у детей.  Форма проведения поисково- апробационная игра....

Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей. Выявить  особенности взаимоотношений между ребёнком и родителями....

Родительское собрание «Роль родителей в воспитании своих детей»

Родительское собрание «Роль родителей в воспитании своих детей»...