«Сказкотерапия как средство развития связной речи детей».
консультация

Тараненко Екатерина Валерьевна

Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка»

Консультация учителя – логопеда для родителей на тему:

«Сказкотерапия как средство развития связной речи детей».

Подготовила:

 учитель - логопед Тараненко Е.В.

Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

Особенность цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речи.

Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимики, поз, движений.

По сказкотерапии развитие личности и речи дошкольника осуществляется по следующим направлениям:

1. Активность. От потребности в эмоциональной зарядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

2. Самостоятельность. От ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

3. Творчество. От подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

4. Эмоциональность. От эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме, слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

5. Произвольность. От полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.

6. Связная речь. От продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Методические приемы.

В системе работы по сказкотерапии выделены 3 этапа работы с дошкольниками.

1. Познавательно-аффективная ориентировка.

Цель: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.

Игровые приемы: словесная режиссерская игра –данный прием преследует основные задачи:

- воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.

- подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.

- знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов.

Следующий игровой прием:психогимнастические этюды –использование данного приема позволяет решать 2 задачи:

- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мыщц тела.

- отображать эмоциональные образы в темпоритме.

Игровой прием – ритмические упражнения.

2. Словесное комментирование эмоционально-аффективный ситуаций.

Цель: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка.

Игровые приемы: - словесное комментирование –он решает 2 задачи:

- довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.

- подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции, активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.

- Пантомимические, ритмические и музыкальные загадки.

- Упражнения на релаксацию.

3. Выражение замещающей потребности.

Цель: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх – фантазиях по сказкам.

Игровые приемы:

Для младшего дошкольного возраста – совместная словесная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказок, при этом главными героями становятся сами дети.

- пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.

Для старшего дошкольного возраста - фантазирование по музыке (прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие по характеру, динамике, мелодике музыкального образа, и драматизируют придуманную историю).

- словесное рисование – обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний.

- пантомимические движения на преодоление телесных барьеров.

Игровые методы и приемы используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в каждой группе.

Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сказкотерапия как средство развития связной речи детей".

Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказ...

Консультация "Сказкотерапия как средство развития связной речи детей"

В конспекте раскрыта работа по сказкотерапии как одно из средств развития связной речи детей....

Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников,  в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...

«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Выступление на педагогическом совете...

Опыт работы "Сказкотерапия, как средство развития связной речи у детей 4-5 лет"

Что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем ...

"Сказкотерапия как средство развития связной речи детей"

В настоящее время, в условиях ФГОС, проблема развития речи продолжает волновать педагогов дошкольного образования. Даже если детский сад имеет в штате учителей-логопедов, задача коррекции недостатков ...