Консультация для родителей «Использование технологии ТРИЗ в детском саду и дома»
консультация (подготовительная группа)

Климова Ольга Павловна

Мир нового!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strukturnoe_podrazdelenie.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»

Консультация для родителей «Использование технологии ТРИЗ в детском саду и дома»

C:\Users\HP\Desktop\Новая папка\images апрол.jpg

Подготовила: воспитатель

Климова О.П.

2023г.

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, а вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что можно нового вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс- эффективная педагогическая технология ТРИЗ -теория решений изобретательских задач.

Методика ТРИЗ была разработана писателем – фантастом Г. С. Альтшуллером. Сначала эта методика была не востребована, потому что была не понята, но казалась очень интересной. В 1987 году её начали применять в детском саду.

В настоящее время ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) занимает одно из основных мест в развитии детей дошкольного возраста. Ведь ТРИЗ, с одной стороны – занимательная игра, с другой стороны – развитие умственной активности через творчество.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления: как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

В детском саду технологии ТРИЗ детей обучают педагоги. ТРИЗ-педагог должен быть универсальной личностью. Главной его целью является формирование у дошкольников сильного логического мышления. Но легче будет решить эту задачу с совместной работой с родителями воспитанников ДОУ.

      Дидактические игры ТРИЗ технологии можно использовать не только в детском саду, но и в домашних условиях. Вечная проблема, которая возникает у родителей, чем занять ребенка дома в выходные дни и вечером. Помощником в решении этой проблемы могут быть дидактические игры ТРИЗ, которые позволят вам скоротать время и интересно его провести.

Чтобы стимулировать творческую активность детей, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:

1. Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

·        как нарисовать картинку если нет карандаша;

·        как не намокнуть под дождем;

·        как оставить кусочек лета в зиму.

Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо.

2. Синектика

Это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

·        изобрази будильник, который забыли выключить;

·        покажи походку человека, которому жмут ботинки;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.).

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д.

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

3. Метод фокальных объектов (МФО).

Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов.

Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов.

4. Данетка.

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет".

5. Типовое фантазирование.

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

6. Системный оператор

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени.

7. Моделирование маленькими человечками

«ММЧ» разработан на основе синектики (символической и личной аналогии), позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов. Объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;

8. Д/ и «Волшебные домики»

Цель: формировать умения работы с именами признаков объектов и значением этих признаков, работать со схемой, обогащать словарный запас детей, умение классифицировать объекты по разным признакам, устанавливать причинно-следственные связи.

9. Д/ и «Дорожки признаков»

Цель: учить детей описывать объект, используя в речи имена признаков; соотносить значение имени признака с его графическим обозначением;

10. Пособие «Кольца Луллия»

Одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.  Игра развивает внимание, творческие способности, эмоциональную отзывчивость, речь и интеллект.

11. Игра «Паровозик времени» и «Сказочный паровозик времени»

Цель игры:

•      учить выстраивать временную цепочку («объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем», развивать логическое мышление.

•      учить выстраивать сюжет знакомой сказки по порядку, развивать речь, закрепить знания о волшебнике «Время».

12. Игра «Причина-следствие»

Цель: нахождение причинно-следственных связей. У каждой причины есть следствие, а иногда и несколько следствий.

Для игры необходима карточка. Слева карточки ставим причину, а справа следствие. Между ними значок из стрелок в разные стороны. Которые читаются: «поэтому или потому что».

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему « ТРИЗ в детском саду и дома».

Игровое пособие «Всезнайка» по типу кругов Луллия. Игровое пособие "Дидактический куб» Игровое пособие «Сенсорное ведро»....

Консультация для родителей на тему « ТРИЗ в детском саду и дома».

Цель: Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшул...

Консультация для родителей на тему "ТРИЗ в детском саду и дома".

Повысить образовательный уровень компетентностиродителей в вопросах речевого развития детей....

Консультация для родителей на тему « ТРИЗ в детском саду и дома».

Консультация для родителей на тему  « ТРИЗ в детском саду и дома»....

консультация для родителей по «Технологии ТРИЗ в детском саду.»

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности....

Консультация для родителей «Использование технологии ТРИЗ в детском саду и дома».

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, а вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс- эффективная педагог...

Консультация для родителей. "Использование технологии ТРИЗ в детском саду

ТРИЗ технология в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления:как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к но...