Консультация для родителей "Забавные опыты для детей в домашних условиях"
консультация

Резниченко Ирина Ивановна

Дети очень любят учиться чему-то новому, экспериментировать и проводить опыты с новыми вещами. Несомненно, такие занятия очень полезны для детского развития в любом возрасте! Хочу предложить вам несколько интересных и весёлых экспериментов, которые вы можете провести дома с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Забавные опыты для детей

в домашних условиях

Дети очень любят учиться чему-то новому, экспериментировать и проводить опыты с новыми вещами. Несомненно, такие занятия очень полезны для детского развития в любом возрасте! Хочу предложить вам несколько интересных и весёлых экспериментов, которые вы можете провести дома с детьми.

Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью

показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о

них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке?

Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать,

скоро состаришься». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать

очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется

пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для

этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и

конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о

свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный

экстракт, кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно

ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе. Ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте.

Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1 Установите цель эксперимента ( для чего мы проводим опыт)

2 Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3 Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4 Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5 Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего

ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста


Прыгающее яйцо. 

Нам понадобится: уксус, яйцо, чашка, ложка. Положите яйцо в уксус на 2-3 дня. Вы заметите, что скорлупа полностью растворится. Яйцо стало упругим, похожим на резиновое, можете попробовать бросить его с небольшой высоты, и оно не разобьётся)
Волшебные чернила. 

Нам понадобится: лимон, вода, зубочистка, тарелка, белая бумага, лампа. Смешаем лимонный сок с водой, затем макаем туда зубочистку и пишем послание на бумаге. Сначала будет ничего не видно. Нам нужно нагреть под лампой (или в микроволновке) лист бумаги, и мы увидим, как волшебные чернила темнеют и их становится видно.
Съедобные молекулы. Нам понадобится: зубочистки, ягоды (любые, на ваш вкус). Соединяем зубочистки и ягоды, чтобы получились молекулы, потом наслаждаемся с ребёнком химической вкуснятиной)
Лавовая лампа. 

Нам понадобится: бутылка, вода, масло, таблетка алко-зельцер (или другая шипучка, пищевой краситель. Заполните 3/4 бутылки маслом, остальное водой (воду предварительно раскрасить красителем). Плотно закроем бутылку и подождём пока образуется 2 отдельных слоя (вода и масло). Поломайте таблетку на маленькие кусочки и бросьте их в бутылку. Наблюдайте за результатом.

Делаем свечи. Нам понадобится: свеча из воска, восковые мелки, толстая нитка, кастрюля, стакан, кухонная плита. Нам нужно расплавить мелки и свечу в кастрюле на небольшом огне. Перемешаем, чтобы получился красивый узор. Вставляем в стаканчик нитку и заливаем воск. Если стакан бумажный, то можно проделать отверстие на дне и закрепить таким образом нитку (снизу скотчем или клейкой лентой). Если стакан стеклянный, то чтобы закрепить нить, нужно привязать её к палочке, которую мы положим сверху стакана, чтобы нить держалась ровно, пока мы заливаем в стакан наш воск (или сделать как показано на фото). Ждём пока воск затвердеет и свеча готова!

Цветное молоко. Нам понадобится: молоко жирное, средство для мытья посуды, пищевые красители (несколько цветов, тарелка. Нальём молоко в тарелку, затем капаем в молоко краситель (капли должны быть рядом друг с другом). Добавляем средство для посуды и смотрим как краски начинают двигаться. Для ребёнка это будет очень увлекательным зрелищем!

Зыбучие пески. Нам понадобится: кукурузный крахмал и вода. Смешиваем ингредиенты до консистенции мёда. Отдаём ребенку и пусть он пробуем засунуть туда руки, двигать ими по кругу сначала быстро, затем медленно, пусть он почувствует разницу — как реагирует эта масса на скорость движения руками.

Спрятанная картина

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из

пластика.

Ход: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку

красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет - не чистый, он

содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные

часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что

помогает им спрятаться от хищников.

Мыльные пузыри

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Ход: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку

водой и размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно

подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла

и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это

позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

«Делаем творог»

Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог

своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку.

Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и

хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось

большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка.

Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3

часа. У вас получился прекрасный творог. Полейте его сиропом и

предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот

молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с

их собственным участием.

«Жареный» сахар

Возьмите два кусочка сахара-рафинада. Смочите их несколькими каплями

воды, чтобы он стал влажным, положите в ложку из нержавеющей стали и

нагревайте ее несколько минут над газом, пока сахар не растает и не

пожелтеет. Не дайте ему подгореть. Как только сахар превратится в

желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими

каплями. Попробуйте с детьми свои конфеты на вкус. Понравилось? Тогда

открывайте кондитерскую фабрику!

«Утопи и съешь»

Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой.

Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не

верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один

утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть

много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды.

Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".

«Живые дрожжи»

Известная русская пословица гласит: "Изба красна не углами, а пирогами".

Пироги мы, правда, печь не будем. Хотя, почему и нет? Тем более что

дрожжи у нас на кухне есть всегда. Но прежде покажем опыт, а потом можно

взяться и за пироги. Расскажите детям, что дрожжи состоят из крохотных

живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы

бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют

углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, "поднимает"

тесто, делает его пышным и вкусным. Сухие дрожжи похожи на маленькие

безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы

крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде. Давайте их

оживим. Налейте в кувшин две столовых ложки теплой воды, добавьте в нее

две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешайте.

Дрожжевую смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный

шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой. Спросите у ребят, что

произойдет? Правильно, когда дрожжи оживут и начнут, есть сахар, смесь

наполнится пузырьками уже знакомого детям углекислого газа, который они

начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.

«Греет ли шуба?»

Этот опыт должен очень понравиться детям. Купите два стаканчика

мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на

блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и

хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное

мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе

мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?

Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке,

почти не растаяло. Так что же? Может, шуба - вовсе не шуба, а холодильник?

Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?

Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому

комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое

и не растаяло. Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз

надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замерзнуть». Когда человек дома

надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и

не мерзнет.

 «Упорная воронка»

Может ли воронка "отказаться" пропускать воду в бутылку? Давайте

проверим!

Нам понадобятся:

- 2 воронки

- две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру

- пластилин

- кувшин с водой

Ход: 1 Вставьте в каждую бутылку по воронке.

2 Замажьте горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы

не осталось щели.

Начинаем научное волшебство! 1 Объявите зрителям: "У меня есть

волшебная воронка, которая не пускает воду в бутылку".

2 Возьмите бутылку без пластилина и налейте в нее через воронку немного

воды. Объясните зрителям: "Вот так ведет себя большинство воронок".

3 Поставьте на стол бутылку с пластилином.

4 Налейте в воронку воды до верха. Посмотрите, что будет.

Результат: Из воронки в бутылку протечет немного воды, а затем она

прекратит течь совсем.

Объяснение: В первую бутылку вода течет свободно. Вода, текущая через

воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели

между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже

есть воздух, который обладает своим давлением. Вода в воронке тоже

обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести, тянущей

воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу

тяжести, действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку.

Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка, воздух

сможет выходить через нее. Из-за этого его давление внутри бутылки будет

падать, и вода сможет течь в нее.

«Сортировка»

Как вы думаете, возможно, ли разделить перемешанные перец и соль? Если

освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!

Нам понадобятся:

- бумажное полотенце

- 1 чайная ложка (5 мл) соли

- 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца

- ложка

- воздушный шарик

- шерстяной свитер

- помощник

Ход: 1 Расстелите на столе бумажное полотенце.

2 Насыпьте на него соль и перец.

Начинаем научное волшебство! 1 Предложите кому-нибудь из зрителей

стать вашим ассистентом.

2 Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику

попытаться отделить соль от перца.

3 Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь

посидеть и посмотреть.

4 Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер.

5 Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?

Результат: Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Объяснение: Это еще один пример действия статического электричества.

Когда вы потрёте шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный

заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет

притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных

пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика.

Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает

положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика.

Перец прилипает к шарику.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны

перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее

электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не

приобретает заряда - остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль

не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

«Гибкая вода»

В предыдущих опытах вы с помощью статического электричества отделяли

перец от соли. Из этого опыта вы узнаете, как статическое электричество

действует на обыкновенную воду.

Нам понадобятся:

- водопроводный кран и раковина

- воздушный шарик

- шерстяной свитер

Ход: Для проведения опыта выбери место, где у вас будет доступ к

водопроводу. Кухня прекрасно подойдет.

Начинаем научное волшебство! 1 Объявите зрителям: "Сейчас вы увидите,

как мое волшебство будет управлять водой".

2 Откройте кран, чтобы вода текла тонкой струйкой.

3 Скажите волшебные слова, призывая струю воды двигаться. Ничего не

изменится; тогда извинитесь и объясните зрителям, что вам придется

воспользоваться помощью своего волшебного шарика и волшебного свитера.

4 Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шариком о свитер.

5 Снова произнесите волшебные слова, а затем поднесите шарик к струйке

воды. Что будет происходить?

Результат: Струя воды отклонится в сторону шарика.

Объяснение: Электроны со свитера при трении переходят на шарик и

придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя

электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи,

которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает

положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.

Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть небольшой.

Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало,

и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды

коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в

воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому

струйка снова потечет ровно.

Экспериментируйте с детьми – это очень интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опыты для детей в домашних условиях"

Отличный инструмент для познания окружающего мира - опыты. Они будут интересны как дошкольникам, так и младшим школьникам....

Консультация для родителей "Опыты с детьми в домашних условиях"

Как развлечь ребёнка дома и разбудить его любознательность? Ответ на эти вопросы вы найдёте в данной консультации...

Консультация для родителей «Опыты для детей в домашних условиях».

https://yandex.ru/efir?stream_id=4ec54c1dff1664fcb5ae78e38430b14c&from_block=logo_partner_player...

Консультация для родителей «Опыты и эксперименты в домашних условиях»

Консультация для родителей «Опыты и эксперименты в домашних условиях»...

Консультация для родителей "Опыты и эксперименты в домашних условиях"

Консультация для родителей с детьми 4-5 лет  "Опыты и эксеременты с детьми в домашних условиях"...

Консультация для родителей «Опыты с водой в домашних условиях»

Все дети любят экспериментировать. Эксперименты, в том числе опыты с водой, — легкий способ заинтересовать ребенка естественными науками и отличный вид семейного досуга....