Формирование компетенций ответственности у родителей по финансовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в семье
методическая разработка (старшая группа)

Костина Нина Викторовна

Будущее детей в большей степени зависит от нас, взрослых – родителей и педагогов и того с какой  ответственностью мы подойдём к вопросу воспитания. Любое взаимодействие между ребёнком и взрослым начинается с мотивации. Без мотивации со стороны взрослого у ребёнка не будет активности, не возникнут мотивы, он не будет готов к постановке целей. Зачастую перед взрослым возникает задача привлечения детей, к каким либо видам деятельности быстро и мягко.

Наряду с этим современные дети, являются частью экономической жизни семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, получая начальные экономические знания.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте является хорошей предпосылкой и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Детям важно уже с дошкольного возраста знать, как правильно пользоваться денежными средствами, понимать что заработать их можно собственным  трудом – данные  компетенции необходимо формировать и дома и в детском саду.

Применяя внешнюю мотивацию, при обучении финансовой грамотности, у дошкольника формируется понимание причинно следственной связи с заработком и достатком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Костина Нина Викторовна

воспитатель

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка –

детский сад № 19 г. Курганинска

муниципального образования

Курганинский район

«Формирование компетенций ответственности у родителей по финансовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в семье»


Пояснительная записка

Будущее детей в большей степени зависит от нас, взрослых – родителей и педагогов и того с какой  ответственностью мы подойдём к вопросу воспитания. Любое взаимодействие между ребёнком и взрослым начинается с мотивации. Без мотивации со стороны взрослого у ребёнка не будет активности, не возникнут мотивы, он не будет готов к постановке целей. Зачастую перед взрослым возникает задача привлечения детей, к каким либо видам деятельности быстро и мягко.

Наряду с этим современные дети, являются частью экономической жизни семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, получая начальные экономические знания.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте является хорошей предпосылкой и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Детям важно уже с дошкольного возраста знать, как правильно пользоваться денежными средствами, понимать что заработать их можно собственным  трудом – данные  компетенции необходимо формировать и дома и в детском саду.

Применяя внешнюю мотивацию, при обучении финансовой грамотности, у дошкольника формируется понимание причинно следственной связи с заработком и достатком.


Консультация для родителей №1

«О важности формирования финансовой грамотности у дошкольников»

Одна из важных родительских задач – дать детям воспитание, удовлетворяющее всем требованиям современного мира. Нас повсюду окружают финансовые отношения. Рёбёнку с раннего возраста приходится принимать что родителям необходимо работать для того чтобы обеспечить семью и потребности ребёнка. Приводя ребёнка в детский сад, родитель зачастую объясняет малышу необходимость остаться  именно тем, что нужно идти на работу. При этом родители часто не пытаются научить ребёнка обращаться с деньгами, развивая в нём плохие финансовые привычки. Малыш не понимает всех денежных отношений в обществе и простых экономических процессов. Избегать этого помогает финансовая грамотность для детей, которую нужно осваивать ещё до школы.

Цель каждого родителя – воспитать, послушного и целеустремленного ребенка. Добиваться этого нужно путем поэтапного процесса выстраивания правильных мотивационных ступеней.

Изучение детьми основ финансовой грамотности важно осуществлять в тесной связи с семьёй дошкольника. Семья и ДОО передают дошкольнику первый социальный опыт.

Перед взрослыми стоит задача помочь ребенку разобраться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для лёгкого понимания материала и личностного развития.

На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:

- Кто и как зарабатывает деньги в семье.

- Из каких средств формируется семейный бюджет.

- Как распределяются заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.

-Какие потребности есть у семьи.

- Как принимаются решения – тратить деньги сразу или хранить их для следующих покупок.

- Как экономить деньги.

Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе, и формируют правильное отношение к деньгам.

Воспитание финансовой грамотности помогает:

  • Понимать, что деньги зарабатывают трудом и законными способами.
  • Усвоить, как неправильное обращение с деньгами приводит к бедности.
  • Грамотно управлять деньгами и копить их.
  • Избегать потери финансов и уметь сохранять накопленное.


Консультация для родителей №2

«Как сформировать финансовую грамотность у дошкольника»

В возрасте 3-7 лет необходимо привить ребёнку понимание дохода как результата труда. Важно, чтобы он понимал, что взрослые работают и вследствие этого получают деньги. Следовательно, это правило должно распространяться и на ребёнка как субъекта общества. Чтобы получить какую либо награду – необходимо потрудиться. К данному правилу стоит употребить пословицу: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». С этого базиса и начинается формирование финансовой грамотности у детей.

По возможности покажите ребёнку место своей работы. Расскажите, как и для чего вы работаете, какую пользу приносите обществу. Объясните, что деньги – не единственное мерило отношений. Говорите с ребёнком о своих успехах и трудностях на работе. Малышу важно понимать, что в работе есть материальная сторона – зарплата и духовная – благодарность окружающих, а также моральное удовлетворение от полезного труда. Это поможет избежать стяжательства сбережениями у ребёнка.

Делая работу по дому, покажите, что выполняете её не ради вознаграждения, а потому что заботитесь о семье. Папа чинит машину для совместного отпуска, мама готовит обед для всей семьи. А вознаграждением за этот труд являются приятные эмоции и счастье близких.

Смело включайте в игру с ребёнком настоящие монеты и купюры разных номиналов. Привлекайте детей к оплате мелких покупок или услуг, давая им возможность самостоятельно действовать под вашим наблюдением. Такие игры для финансовой грамотности развивают моторику, внимание, речь, визуальную память, а также повышают интерес к математике. Сортируйте деньги по номиналу, цвету, размеру. Вместе ищите закономерности – одинаковые или лишние в ряду монеты и купюры.

Включайте мультфильмы с образовательным подтекстом. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям. В «Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться. А в мультфильме «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин. Есть и специальные мультфильмы – «Азбука денег тётушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей». В мультфильме «Простоквашино» кот Матроскин обладает предпринимательскими способностями. Учит экономии,  бережливости и трудолюбию.

В свободное время поиграйте с ребёнком в «Магазин» он же «Рынок» или «Купи-Продай». Это репетиция реального шопинга. Необязательно использовать для оплаты настоящие купюры можно предложить ребёнку создать свою валюту и нарисовать её. Расставьте на столе разные товары и закрепите на них ценники, а потом решите, кто будет покупателем, а кто продавцом. Задача первого – собрать нужную сумму на покупку и получить сдачу, а задача второго – пересчитать полученное.

Очень важно заложить в сознание детей основополагающие правила. Например, такое: прежде чем что-то получить — обычно нужно потрудиться. Важно показать различие между желаемым и действительно необходимым. Это можно сделать на примере сказок или собственных жизненных ситуаций.

Дайте ребёнку понимание того, что он так же может вносить посильный вклад в семейный бюджет. Помогая родителям – он берёжет их силы которые могут быть потрачены на игру с ним. А его бережное отношение к вещам не заставит родителей излишне тратить усилия на повторную покупку.

Для обучения экономии стоит поощрять детей в изготовлении открыток или подарков ручной работы. При этом полезно вместе с ребёнком составить список расходов, необходимых для такого «хендмейда», и объяснить выгоду: это дешевле и позволяет приобрести новые умения. Обратите внимание детей, как используются такие нематериальные ресурсы, как время, знания и творчество.

Так же стоит поощрять предпринимательские идеи. Когда ребёнок впервые сталкивается с нехваткой денег, его могут посетить предпринимательские идеи о том, как получить деньги или полезные вещи от других детей и знакомых.

Такие идеи нужно обсуждать и поддерживать, если они не переходят разумные границы. Вы всегда можете вместе подумать, как ребёнок мог быть заработать деньги самостоятельно. Понятно, что детский труд по закону запрещён, поэтому речь идёт о небольших детских проектах и обменах.

Заставлять заниматься предпринимательством ребёнка не нужно. Желание быть предпринимателем появляется далеко не у всех.

        


Мастер – класс для родителей

по созданию дидактических игр по финансовой грамотности в домашних условиях

        Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку.

        Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым – главное место в их жизни должна занимать игра. Потребность в игре необходимо удовлетворить, не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Цель: повышение педагогической культуры компетенций ответственности родителей, укрепление в целях обеспечения единства в развитии навыков финансовой грамотности через использование дидактических игр в работе с детьми.

Задачи:

1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми.

2. Привлечь внимание родителей к детской игре как к деятельности, которая наиболее полно удовлетворяет потребности ребёнка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.

3. Способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике.

Участники: родители

Форма проведения: мастер-класс.

Оборудование: мультимедиа для презентации, ламинатор, клеевые пистолеты, липучки.

Материалы для изготовления дидактической игры: рекламная газета с различной продукцией, пленка для ламинирования, карандаши, бумага цветная (синий, зелёный, оранжевый или желтый, светло зелёный), липучка двухсторонняя, клей, ножницы, картинка ребёнка.

Первый этап мастер-класса направлен на активизацию родителей. Результатом совместной деятельности станет создание дидактического пособия (игры).

На втором этапе мы познакомим родителей с уже имеющимися дидактическими играми, направленными на формирование финансовой грамотности, развитие речи детей, и предложим им поиграть в эти игры.

Ход мастер-класса:

  1. Орг. момент. (Слова приветствия)

В: - Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я представляю вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактических настольно-печатных игр с использованием технических средств и подручных материалов.

  1. Теоретическая часть:

В: - Что такое дидактические игры? Это игры, направленные на обучение и воспитание детей. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную речь взрослого, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не замечая. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познает самого себя, своё место в этом мире. Играя, ребёнок накапливает знания, общается, развивает мышление, воображение и речь.

Вот и я, уважаемые родители, предлагаю Вам поиграть, и не просто поиграть, а и изготовить игру своими руками.

Но сначала давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Игра «Ладошки»

Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните, раз пять: (хлопают в ладоши)

1, 2, 3, 4, 5.

Продолжайте потирать! (потирают руки)

Мой сосед такой хороший!

Я ему пожму ладоши (пожимают руки с одной стороны)

И другой сосед хороший –

И ему пожму ладоши (пожимают руки с другой стороны)

Руки вверх поднять пора (поднимают руки вверх)

Крикнем дружное: Ура! (машут руками)

- Спасибо.

Первый этап. 

В: - Сейчас я приглашаю Вас поучаствовать в мастер-классе по изготовлению дидактических игр и пособий. Предлагаю участникам, разделится на две группы. Каждой группе предстоит научиться изготавливать яркие, красочные, эстетичные игры из подручных материалов, с помощью технических средств.

Первой группе я предлагаю изготовить игру «Помоги Ване купить товар».

Цель:

  • Познакомить детей с понятием «товар».
  • Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость
  • Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Для этого вам понадобятся рекламные газеты с различным товаром, из них нужно вырезать тот товар, который мог бы быть интересен вашему ребенку и приклеить на картон, в форме облака - это будут желания. Затем подпишите цену каждого товара. (В зависимости от математических способностей ребёнка – счёт до десяти, до ста). Цветные картинки продавца и ребенка вырезаем и приклеиваем на игровое поле, ламинируем и приклеиваем липучки. Монеты могут быть использованы как настоящие, так и распечатанные, нарисованные. В случае печатного варианта их так же необходимо вырезать, заламинировать и приклеить липучки. В домашних условиях, если нет ламинатора, заменить его может прозрачный скотч.

Играть можно двумя способами:

На пустое облако над мальчиком крепиться облако с товаром и предлагается ребёнку помочь мальчику набрать необходимые монеты для покупки товара. При индивидуальной игре ребёнок самостоятельно выбирает товары. В работе в паре один из детей исполняет роль продавца и соотносит правильность предоставленных монет с ценой желаемого товара. (Приложение 1)

Второй группе я предлагаю изготовить игру «Сортировка товара».

Цель данного пособия: закрепление у детей представления о товаре.

Задачи:

 Обучающие: Продолжать формировать у детей представление о товаре. Учить выбирать товары по необходимости.

Развивающие: расширять кругозор, развивать речь, внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, воображение, сенсорное восприятие, мелкую моторику; стимулировать творческую активность детей.

Воспитательные: воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к семейному бюджету; воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к деньгам, умение видеть разницу между желаемым и необходимым.

        Для этого вам понадобится игровое поле разделенное на две части, на первой будут выбраны товары жизненно необходимые, на второй половине расположатся товары из вторичных потребностей. Товар вырежем из рекламных газет с различным товаром, из них нужно вырезать только товары первой необходимости и товар который мог бы быть интересен вашему ребенку и приклеить на картон, заламинировать. (Приложение 2)

Второй этап.

Обыгрывание приготовленных пособий.

Сейчас каждая группа поделится на «детей» и «взрослых». Дети меняют группу и испытывают наше игровое пособие на новой группе. «Взрослые же пробуют заинтересовать вновь прибывших участников группы и объясняют правила изготовленной игры.

  1. Рефлексия встречи.

В: - Благодарю Вас за активное участие в мастер-классе. Спасибо за внимание!


(Приложение 1)

Дидактическая игра по формированию

основ финансовой грамотности.

 «Помоги Ване купить товар!»

1. Познакомить детей с понятием «товар».

2. Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость

3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры

На пустое облако над мальчиком крепиться облако с товаром и предлагается ребёнку помочь мальчику набрать необходимые монеты для покупки товара. При индивидуальной игре ребёнок самостоятельно выбирает товары. В работе в паре один из детей выполняет роль продавца и соотносит правильность предоставленных монет с ценой желаемого товара.

помоги.jpg


помоги2.jpg


(Приложение 2)

Дидактическая игра по формированию

основ финансовой грамотности.

 «Сортировка товара»

Цель: закрепление у детей представления о товаре.

Задачи: Продолжать формировать у детей представление о товаре. Учить выбирать товары по необходимости.

сортировка.jpg

сортировка2.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы....

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье"

Подготовка нашего подрастающего поколения к жизни, к полезному труду должна быть главной задачей. Современное трудовое воспитание ребенка — залог его успешного гражданского становления....

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»...

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Патриотическое воспитание - одно из главных звеньев в системе воспитания....

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»...

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы....