Консультация для родителей "Адаптация ребенка к школе"
консультация (подготовительная группа)

Левчук Анна Михайловна

Здесь даны рекомендации родителям по снижению тревожности у дошкольников при поступлении в первый класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №97

Консультация для родителей

«АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

 (подготовительная группа)

Воспитатель:

                                                                                 Левчук Анна Михайловна

                                                           Тверь, 2022

                 


Школа — это новый, важный и трудный этап воспитания сына или дочки. К нему ребенка следует готовить заранее. И эта подготовка не заключается в материальном обеспечении ребенка всем необходимым. Это важный элемент получения знаний, который должен базироваться на психологической, социальной и физиологической адаптации вашего чада к науке.

Как же правильно готовить ребенка к школе и в чем заключается адаптация?

Роль взрослых в адаптации ребенка к школе

   Проблемы с адаптацией происходят потому, что в жизни ребёнка меняется все и даже взрослые, которые его окружают. Нет рядом любимой воспитательницы, а появляется учительница , возможно, и другие учителя, ведущие вспомогательные предметы. Ваш сын или дочка попадают в совершенно новую среду со своими правилами, с новыми людьми, с которыми нужно строить новые отношения. На уроках нужно соблюдать правила, которые устанавливает учитель, школа. Это нелегко, поэтому поддержка, помощь, стимуляция в виде похвалы обязательно нужны ребенку, как со стороны учителя, так и со стороны родителей.

    Важно, чтобы папа с мамой с первых дней активно включились в школьную жизнь своего чада. Не менее важно, чтобы и учитель нашел «ключик» к каждому ученику и сумел активизировать его сильные стороны и снизить проявление негатива.

   Общая задача учителя и родителей — сделать так, чтобы ребенок хотел идти в школу.

Физиологическая адаптация к школе

    Педагоги делят адаптацию ребенка на психологическую, социальную и физиологическую. С последней и начнем. Как же физиология совмещается с адаптацией маленького школьника к новой жизни?

   Природным состоянием детей в возрасте 6-7 лет является постоянное движение. Поэтому стандартный урок для него с самого начала учебного года является испытанием на усидчивость, умение сконцентрироваться на новом и не всегда понятном.    

   Если говорить о среднем времени адаптации к школе, то это от двух до шести месяцев.

   У многих детей процесс адаптации затягивается на полгода. Они не могут включиться в учебный процесс, часто отвлекаются на уроках, играют, болтают с соседом по парте, не реагируют на замечания учителя, мешают работе класса. У таких детей возникают проблемы с усвоение учебного материала. Некоторые малыши проявляют отрицательные эмоции, они часто обижаются, плачут, плохо себя ведут.

 Процесс адаптации  ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

    Для того чтобы этого избежать, родители должны чётко контролировать режим дня ученика. Распорядок его активно насыщается, но это не значит, что вы должны запрещать ребенку спать после уроков, если ему этого хочется. Возможно, он не скажет вам об этом, но умная мама всегда определит, что нужно дочке или сыну. И если ребёнок трет глаза и засыпает за обедом, то лучше пусть он поспит. Старайтесь сразу после школы дать своему ученику отдых, как минимум, на час. Идеальным вариантом такого отдыха будет совместное проведение времени за любимым занятием ребенка. Возможно, это рисование, конструирование и чтение вами сказки.

   Обычно в первом классе домашние задания не задают, но это не всеобщее правило. Если такие задания есть, то ни в коем случае не откладывайте их выполнение на поздний вечер. Садиться за умственный труд ребенку перед сном нельзя! Нужно помнить, что самое благоприятное время для мозговой активности первоклассника — 15-16 часов. А вот вечером лучше всего ему погулять, чтобы запастись кислородом перед сном.

  Психологи рекомендуют первокласснику проводить на свежем воздухе не менее трёх часов в день. Это является лучшим способом выравнивания баланса нагрузки и его двигательной активности. А еще педиатры и психологи советуют ребёнку такого возраста спать не менее 11 часов в сутки. Поэтому целесообразно уложить ребёнка спать в 9 часов вечера. Такой режим позволит вашему ученику легче адаптироваться к школе и вставать по утрам. Выспавшись, он сможет успеть сделать утреннюю зарядку и бодрым идти на занятия.

Психологическая адаптация

  От этой составляющей зависит способность ребенка воспринимать и решать задачи, желание учиться. Процесс психологической адаптации состоит из эмоционального настроя родителей и эмоций, которые они передают детям.    Нередко случается так, что папа с мамой, тяжело пережившие в свое время адаптацию к школе, сами негативно настроены на обучение своего ребёнка.      

   Но и слишком оптимистичное их отношение может рождать у ребёнка фееричные представления о школе. Результатом такого радужного восприятия школы в мыслях ребенка бывает серьезное разочарование действительностью. Соприкосновение с первыми трудностями порождает конфликт, нежелание идти в школу, ступор. Ребенок начинает думать, что все хорошо и легко справляются с задачами на уроках, а он один похож на белую ворону, что не получается только у него.

    Поэтому родителям нужно правильно настраивать малыша на трудности, а не рисовать радужную картину обучения. Следует объяснять, что учеба — это трудно, но он с этим справится, и родители в этом обязательно помогут.

В итоге у ребенка будет формироваться взрослость: понимание трудностей и путей их преодоления с поддержкой родителей.

    Вам, дорогие родители учеников, нужно ежедневно хвалить ребёнка, применять действенные и важные для него поощрения. Сделайте такой подход поощрением за усидчивость и аккуратные тетрадки своего ученика. Если же маленький ученик постоянно не успевает, не хочет слушать учителя, то объясните, что учеба — это его работа, как и ваша, а труд учителя нужно всегда уважать.

     Нередко прилежный и спокойный ребенок в школе начинает хамить, обижать других детей, не слушать учителя. Вы должны понять причину этого, а не сразу наказывать своего сына, дочку. Наказывать ученика во время адаптации к школе нельзя! Но поощрять грубость тоже запрещается. Поэтому задача родителей — найти нить взаимопонимания и предложить вариант выхода из ситуации либо проблемы, которую ученик испытывает. Если ребенок грубит, протестует, плачет, то остудите его гнев спокойствием. Можно просто выйти из комнаты и не обращать внимание. А можно взять его за руку, обнять и спокойно спросить, чего он хочет? Обычно такая нейтрализация действует на капризулю прекрасно.

   Во время адаптации к школе важно «не перегнуть палку» с помощью ребенку. Это значит, что вы не должны постоянно сидеть с малышом и делать уроки, задания. Самостоятельность должна быть присуща ему даже в этот сложный период. Контроль — вот то, что должно применяться родителями по отношению к их первоклассникам.

Социальная адаптация

   В школе ученик не только ровно сидит и выполняет задачи учителя. Он еще и заводит новые знакомства, новых друзей. От того, как ваша дочка или сын зарекомендуют себя в классе, зависит их положение в дальнейшем. Не ругайте и не ограничивайте звонки ребёнка одноклассникам и их совместное времяпровождение после школы. Это является частью социальной адаптации вашего маленького ученика, и к такому следует привыкать родителям.        

   То, как пройдет адаптация у ребенка, во многом зависит от его самооценки и темперамента.  Намного труднее будет в школе застенчивым и замкнутым детям, с флегматичным или меланхоличным темпераментом. Нередко они даже игрушки берут с собой в школу. Не надо этому препятствовать, ведь кукла или машинка являются для ребенка частью его старого, привычного мира. Только объясните дочке либо сыну, что играть теперь можно лишь на переменах.

Итак, родители, бабушки с дедушками обязаны в период начала учебного года быть особенно внимательными к своим чадам.

Хорошая адаптация — залог успешности вашего ребенка в школе, его авторитета и положительного отношения к учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Готов ли ребенок к школе"

Если ребенок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно....

Консультация "Речевая готовность ребенка к школе"

К  моменту поступления в школу словарный запас ребенка достигает 5000-6000 слов, и он правильно употребляет их в речи....

Консультация "Психологическая готовность ребенка к школе"

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться». (Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер)...

Консультация "КАК подготовить ребенка в школу "

Данным материалом  могут воспользоваться воспитатели детских садов...

Консультация. Речевая готовность ребенка к школе.

Речевые навыки и умения, которыми должен  овладеть ребенок к школе....

Консультация "Готов ли ребенок в школу?"

Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет та...