Конспект родительского собрания "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"
материал (подготовительная группа)

Попова Мария Сергеевна

Конспект родительского собрания "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_rol_chteniya_hud.lit-ry.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6»

Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Родительское собрание

«Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

                                                                               Выполнила: Попова М.С.

Цель: Подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития.

Задачи:

  • расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка;
  • ·стимулировать самообразование родителей;
  • ·прививать навыки читательской культуры;
  • ·воспитывать бережное отношение к книге.

План проведения:

1. Вступительное слово воспитателя.

2. Доклад «Развитие интереса к художественной литературе».

 3. Викторина «Чудо-сказки».

4. Об акции «Буккроссинг», проведенной в группе.

5. Презентация работы клуба «Семейная суббота» при Городской детской библиотеке имени Л. Н. Толстого.

6. Рефлексия.

7. Разное.

8. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитателя Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,        

Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги, друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Юрий Энтин.

Тема нашего собрания «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста» и сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга.

2. Доклад «Развитие интереса к художественной литературе».

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, художественное произведение до них доносят взрослые. Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о традициях. Дети всё реже интересуются классикой, на которой выросло не одно поколение. В этих сказках герои не только помогают в чём – то, но и они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки. Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всё то, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

По новым требованиям ознакомление с художественной, литературой в Дошкольном Образовательном Учреждении проводится ежедневно, в эту область входят – чтение, обсуждение и разучивание. По мнению многих психологов (О.Никифоровой, Л. Выготского) именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Но надо помнить, что эту работу нужно проводить и дома – это семейное чтение книг, беседы по содержанию, зарисовки понравившихся сюжетов, заучивание стихотворений.

Сегодня, когда дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, задавайте вопросы.

Семейное чтение для детей - это ещё и общение с родителями. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный момент и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно прижаться к маме, слышать её голос, вместе с мамой сопереживать любимым героям. Когда ребёнок устал или болен, нет ничего лучше такого чтения- общения. Во многих семьях есть прекрасная традиция успокающего чтения на ночь. Лучше читать спокойные нестрашные сказки.

А сейчас расскажу приемы, которые помогут вашим детям полюбить процесс чтения.

 Презентация способы мотивации детей к чтению.

3. А сейчас я предлагаю вам, дорогие родители, проявить свои знания в детской литературе принять участие в викторине «Чудо-сказки».

1) Задание: «Отгадай, какая Сказка»

Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)

Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей, и однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит это... (доктор Айболит).

С букварем шагает в школу деревянный мальчуган. Попадает вместо школы в полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)

На сметане" мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился... (Колобок).

Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)

Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью" (Емеля.)

Он весел и незлобен, этот милый чудачек. С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель Пятачок. Для него прогулка праздник. И на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник, медвежонок… (Вини - Пух)

Многим долго неизвестный стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной мальчик – луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, он зовётся… (Чиполлино)

2) Конкурс чтецов «Продолжи стихотворение».

Сейчас мы проверим хорошо ли вы знаете сказки. Проводим викторину на сказки Чуковского. (Читаю первую строку, вы продолжаете)

- У меня зазвонил телефон… (Кто говорит? - Слон),

- «И пришла к Айболиту лиса…» («ой меня укусила оса»)

-«Ехали медведи на велосипеде, » («а за ними кот задом наперед»)

-«Всех излечит, исцелит…»  («добрый доктор Айболит»)

-«И сейчас же брюки, брюки.»  («так и прыгнули мне в руки»)

- «Тараканы прибегали» («все стаканы выпевали»)

-«Одеяло убежало, улетела простыня» («и подушка, как лягушка, ускакала от меня»)

3) Викторина с родителями по сказкам.

- О многодетной маме. («Волк и семеро козлят»)

- О ветеринаре. («Доктор Айболит»)

- Об общежитии для зверей. («Теремок»)

- О хлебобулочном изделии. («Колобок»)

- О деревянном мальчике. («Буратино»)

- О трудолюбивой девочке. («Золушка»)

4) Конкурс «Кто здесь был и что забыл?».

Я буду показывать вещи (или картинки), а вам необходимо определить произведение, из которых они взяты, а также назвать автора.

1.Телефон («Телефон» К.Чуковского),

2.Монетка («Муха-Цокотуха» К.Чуковский),

3.Мыло, полотенце («Мойдодыр» К.Чуковский),

4.Зайчик («Игрушки» А.Барто),

5.Мячик («Наша Таня» А.Барто)

Воспитатель: вот и закончилась наша весёлая и познавательная викторина, но вы читающий народ любите книгу круглый год.

4.  Bookcrossing – «Прочитал книгу сам – передай другому».

Буккроссинг — это социальное движение «книголюбов», постепенно набирающие обороты в России. История «Буккроссинга» весьма интересна и уносит нас в 2001 год. Американцу Рону Хорнбекеру однажды пришла в голову отличная мысль: а что, если все люди начнут оставлять ненужные им книги, обозначенные особым образом, в общественных местах и сообщать об этом друг другу через интернет? Уже через полгода на сайте поселилось около 300 активных участников, и с этого момента буккроссинг стал постепенно распространяться по всему миру. Это движение весьма уникально, оно ломает все стереотипы, потому что никто в истории так не обращался с книгами. Книга отправляется в путь по миру.

На сегодняшний день в нашем обществе совершенно очевидно снижается статус чтения. В век технического совершенства информации интерес к книге ослабевает. Чтобы решить эту проблему, необходимо повысить интерес подрастающего поколения к чтению, к книге.  Если в семье любят и много читают, то и ребёнок будет подражать образу жизни своей семьи.

Цель буккроссинга в детском саду — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения. Для реализации движения «Буккроссинг» в родительском уголке группы был установлен книжный стеллаж, так как там наибольшая проходимость родителей и детей. Были распечатаны рекламные листовки. Ребята и родители узнали, что процесс «Буккроссинга» состоит из простейшего действия, основанного на принципе "Прочитал - отдай другому". Книги должны читаться, а не стоять на полках. 

Мы обратились к родителям с просьбой принести в детский сад книги, которые Вы уже прочитали и готовы поделиться ими с другими.

• Посмотреть книги в своей библиотеке и «отпустить книги на волю» из «плена» книжного шкафа;

• Выбрать книги, которыми вы хотите поделиться и принести их в детский сад, дайте возможность прочитать их другим детям и взрослым; 

• В книгу желательно вложить небольшое письмо о том, чья это книга, кем и когда прочитана и тому подобное;  

  • Книги приносить в хорошем состоянии;

• Можно прийти и взять любую книгу или журнал себе, прочитать и отдать другому человеку, или вернуть обратно;

 • На нашей книжной полке каждый найдёт для себя книгу по душе;

• Принесённые книги принесут пользу, увлекут и порадуют многих читателей;

 • Просьба относиться к книгам бережно.

Был составлен список литературы, чтобы в дальнейшем отследить: пополняется ли наш уголок новыми книгами, какие пользуются большим спросом. Книга выставляются на полку для свободного доступа. Первоначально в книговороте участвовали только книги, принесенные педагогами группы, но вскоре полка с книгами начала пустеть. Книги только брали для чтения. Через некоторое время родители стали активно приносить свои книги тоже. Книги стали возвращаться обратно на полку с отзывами о прочитанном.

Одним из подтверждающих фактов значимости данного движения "Буккроссинг" стал творческий отклик родителей и детей. Семьи воспитанников, прочитав сказки В. Бианки, нарисовали понравившегося героя, что сподвигло нас на оформление вернисажа изобразительного творчества родителей и детей.

Вывод: таким образом, мы можем сказать, что «Буккроссинг» — это эффективное средство развития социального интеллекта дошкольников, а также один из главных факторов, стимулирующих возрождение семейного чтения.

Буккроссинг – это непросто интересное социальное движение «книголюбов». Благодаря ему дети в нашей группе стали проявлять интерес к литературе, просить почитать книгу. Родители активно поддержали данное движение.

5. Презентация работы клуба «Семейная суббота» при Городской детской библиотеки имени Л. Н. Толстого.

6. Рефлексия

Мне понравилось…

Что узнал нового…

Что для меня было самое интересное…

Что могу применить…

Что мне было не понятно…

7. Разные вопросы.

8. Предлагаю проект решения собрания:

- прививать у детей любовь к книге и интереса к чтению:

- ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному;

- каждой семье организовывать вечера семейного чтения;

- записаться и систематически посещать библиотеку.

Наша встреча подошла к концу.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга. Символ обсуждаемой темы- детская книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак ...

"Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

Консультация о значении чтения художественной литературы в речевом развитие дошкольников....

Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

Звучит музыка, родители проходят на места.1.Выступление воспитателя.            Добрый вечер уважаемые родители тема нашего собрания «Роль ...

Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

Данный документ отражает успешный ход собрания с полным достижением поставленой цели....

Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

Родительское собрание для родителей детей старшего возраста о значении чтения художественной литературы....