Консультация для родителей "Как научить ребенка быть любознательным?"
консультация

Кондратьева Наталия Александровна

Каждый ребенок по своей природе любознателен, ведь познание мира невозможно без постоянных маленьких и больших открытий. Проводники и помощники в этом - взрослые. В консультации даются  советы родителям по развитию познавательного интереса у дошкольников, рекомендация игр и игровых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Как научить ребенка быть любознательным?»

(Консультация для родителей)

       Детей, которые не задают вопросы, на свете не существует. Просто кто-то начинает делать это раньше, а кто-то позже. Вот тут от родителей и зависит: будет ли ваш малыш любознательным, станет ли он «почемучкой», будет ли его «антенна» настроена на прием нового и интересного или нет. Как же сделать так, чтобы не заглушить росточки детской любознательности?

       Не оставляйте без внимания детские вопросы. Не прозевайте период «почемучки» и извлеките из него пользу. Какую? Научите ребенка самостоятельно искать ответы на вопросы. Полка с детскими иллюстрированными энциклопедиями всегда должна быть под рукой, и малыш легко должен дотягиваться до книг без помощи взрослого. Лучше всего помогают энциклопедии тематические: «Животные», «Космос», «Рыцари», «Растения». Между прочим, желание узнать ответ на свой вопрос стимулирует и чтение.

       Ответ на вопрос должен быть «шире», чем сам вопрос. То есть рассказывайте больше, чем нужно. Переходите в смежные области знаний. Скажем, спросил вас малыш про бабочек, о том, чем они питаются, а вы вместе с рассказом о цветочном нектаре можете рассказать и о строении цветка.

                       Хвалите ребенка за то, что он проявляет интерес. Тогда ему захочется узнать еще больше. Скажите малышу: «Молодец, ты задал очень интересный вопрос!», «Как здорово, что ты об этом спросил!»

Игры для развития любознательности

     Поиграйте с ребенком в игры, которые помогут ему увидеть взаимосвязь процессов и явлений.

    «Города»

    Сначала в эту старую, всем знакомую игру можно играть с картой. Даже если ребенок еще не научился читать, можете показывать ему города на карте и называть их. Постепенно малыш запомнит их расположение и названия. Потом вы сможете ввести обыкновенные правила этой игры: назови город на ту букву, которой заканчивается название предыдущего города.

      «Связка вопросов»

    Начните задавать ребенку бесконечную цепочку вопросов, начиная, например, с вопроса: «Откуда берется вода в озере?» Примерный ответ: «Когда идет дождь, в озере накапливается вода». Затем вы спрашиваете: «Почему идет дождь?». Эту цепочку можно продолжать и продолжать, пока ребенок не будет в состоянии на них отвечать.

    Время от времени может блеснуть собственными познаниями, особенно если малыш затрудняется с ответом. Ну, а если некоторые вопросы поставят вас в тупик, не бойтесь признаваться в этом, ведь главное не знания, а желание и умение их получать!

       «Для чего это нужно?»

     

     Вокруг нас множество привычных предметов, и мы знаем с детства, как их использовать. А что если придумать необычные новые способы применения обычных вещей? Например, что можно сделать с обычным веником, вилкой или туалетной бумагой? Эта игра прекрасно развивать фантазию, и играть в нее может сколько угодно человек. Вот список предметов, которым вы с ребенком придумаете новое применение: клюшка, ботинок, катушка, гвоздь, шапка, пирог, телевизор, стакан, сачок, свечка.

    «Кто плавает, кто бегают, кто летает?»

    Выберите ведущего. Лучше, если в начале эту роль будет выполнять взрослый. Ведущий задает вопросы, а остальные игроки – отвечают. Например, первая серия вопросов обо всем, что плавает. «Рыба плавает?», «Слон плавает?», «Самолет плавает?», «Лягушка плавает?». Дети должны как можно быстрее сообразить и ответить на вопросы. А теперь спрашиваем, кто ползает: «Лошадь ползает?», «Утка ползает?», «Машина ползает?», «Рак ползает?».

     Теперь будем задавать вопросы о том, что летает: «Воробей летает?», «Огурец летает?», «Воздушный шар летает?». И так далее.

    «Кто на свете всех умнее»

    Устройте веселые соревнования. Кто знает больше всех предметов, например, квадратной или прямоугольной формы? Телевизор, дом, холодильник, стол… Кто больше? Кто знает больше всех чего-нибудь холодного? Сосулька, снег, мороженое, холодец, Дед Мороз… Кто знает больше всех названий конфет? Кто больше знает всех названий деревьев? И так далее.

    «Что каким бывает?»

    Что бывает, например, длинным? А что бывает маленьким? А большим? Взрослый спрашивает, а ребенок отвечает. Например, длинным может быть канат, дорога, червяк и так далее. Задача – назвать как можно больше предметов, отвечающих заданному требованию. В этой игре можно сравнивать: что выше – дерево или человек; что длиннее – дорога в детский сад или в магазин? С помощью этой игры дети научаться сравнивать, обобщать и понимать значение таких абстрактных, отвлеченных слов, как «высота», «длина».

     «Продолжения»

     Возьмите небольшой мячик. Его вы будете передавать друг другу, в зависимости от того, чья наступает очередь говорить. Игра заключается в том, что вы будете начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Например, вы говорите: «Вода в море соленая…», а ребенок заканчивает фразу: «…а в реке – нет».

«Яблоки растут на дереве, а морковка……»

«Во Франции говорят по-французски, а в Англии……»

«Зимой холодно, а летом……»

«Слон большой, а мышка……»

«Лимон кислый, а конфета…..»

«Девочки носят юбки, а мальчики…….»

«Самолеты летают, а корабли…….»

      «Продолжи слово»

      Эта игра похожа на предыдущую. Вы называете первый слог или начальную часть слова, а концовку придумывает ребенок. Можно несколько раз предлагать одно начало, но при этом заранее договориться, чтобы конец всегда был разным. Поменяйтесь с ребенком, пусть теперь он придумывает начало, а вы – окончание. Для малыша это хорошая возможность пополнить свой словарный запас.

КОРО.. (-ва или -на)

МОЛО.. (-ко или -ток)

САМО.. (-вар или -лет)

КРО.. (-кодил или -вать)

       Играйте с удовольствием. Придумывайте игры сами. Ваши старания обязательно принесут пользу, научат ребенка видеть взаимосвязь между предметами и явлениями, а вас приобщат к пониманию собственного умника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЫТЬ ДОБРЫМ"

Каким я хочу видеть своего ребенка? Добрым, жизнерадостным, смелым, умным, уверенным в себе. Сознательно ставлю качество «доброта» на первое место в своей иерархии ценностей. Потому что, хочу чтобы, м...

Консультация для родителей "Как научить ребенка быть благодарным"

Консультация для родителей "Как научить ребенка быть благодарным"...

Консультация Как научить ребенка быть самостоятельным?

Тема консультации, которую можно сделать темой родительского собрания или круглого стола и которая волнует всех родителей....

Консультация для родителей "Как научить ребенка быть добрым"

Консультация для родителейКАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЫТЬ ДОБРЫМ....