Охрана детского голоса
консультация

 Фоменко Надежда Александровна

Консультация для родителей. Охрана детского голоса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_ohrana_detskogo_golosa.docx107.14 КБ

Предварительный просмотр:

 Охрана детского голоса

Пение – основное средство музыкального воспитания ребёнка. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

Дети могут чувствовать эмоциональную выразительность музыки, получать от неё наслаждение, понимать красоту её звуков. С этой целью необходимо не только развивать у детей музыкальные способности, но и бережно относиться к их голосу. В саду, на занятиях, дома следует следить за тем, чтобы ребёнок не кричал, громко не разговаривал. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье. Поэтому родителям надо знать репертуар детских песен. Кроме того родители должны понимать вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду. Детям нельзя давать пить холодную воду, есть мороженное в разгорячённом состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата. Не следует поощрять пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат по телевизору. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребёнка, а особенно громкое их исполнение наносит вред слабым голосовым связкам малыша.https://documents.infourok.ru/daf62e00-11b3-42c5-a817-1b383b38ea13/0/image002.jpg

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. При соблюдении гигиенических условий, т.е. при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах подготавливают детей к урокам пения в школе. Гигиена голоса неразрывно связана с режимом жизни и общегигиеническими правилами. Под гигиеной голоса понимают соблюдение человеком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата.

Гигиена голоса – это область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается:

- изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате, особенно при его профессиональном использовании;

- выявлением возможностей избежать голосовые расстройства и заболевания. Это делается с помощью детального анализа жизненных ситуаций, после которых или при которых возникают расстройства голосового аппарата;

- изучением физических возможностей человеческого организма;

- составлением и формулированием законов, правил, норм профессионального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый аппарат.

Правила гигиены голоса:

- нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности;

- недопустимо форсированное звучание голоса, злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т.д.;

- недопустимы большие речевые нагрузки, пение во время болезни;

- необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.;

- с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;

- рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, - острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного.

Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие, тогда они будут любить этот вид музыкальной деятельности. Дети никогда не должны петь громко. Громкое, на пределе голосовых возможностей пение, «пение – крик» не соответствует ни анатомо-физиологическим возможностям детей, ни эталону звучания детского певческого голоса. Оно ставит под угрозу здоровье певческого аппарата.
     Дети должны петь звонко, легко, средним по силе звуком. По сравнению с голосом взрослого, детский голос обладает уменьшенной силой, более узкими динамическим и звуковысотным диапазонами, несколько сниженной дикцией».
      Начинать вокальные занятия с детьми необходимо с формирования правильной «певческой стойки» - положения корпуса и головы во время пения. Она способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами. У ребёнка должно быть сформировано ощущение свободно и красиво стоящего человека, который готов с удовольствием начать петь. Ноги почти на ширине плеч, носки чуть развернуты в стороны. Корпус прямой, но свободный, опирающийся на твердые, но не напряженные ноги. Руки свободно опущены вдоль туловища. Голова держится прямо, шея не напряжена.

Необходимо работать над певческим дыханием, которое является главным звеном певческого процесса. «Пение – это дыхание». Вдыхаем мы носом, как будто нюхаем розочку. Вдыхаем с удовольствием, на полуулыбке, берем не очень много воздуха. Он попадает в нижнюю часть наших легких, как бы надувая там «резиновый круг». Важно, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Следующим моментом является сохранение состояния вдоха на протяжении всей музыкальной фразы. Этот навык тоже формируется постепенно, по мере укрепления мышц, ответственных за состояние вдоха и мышц, поддерживающих «столб дыхания». «Столб дыхания» - непрерывно льющаяся струя воздуха – направляется вверх, «за зубки» - за верхние передние резцы и попадает в верхние резонаторы. Этому помогает упражнение с перышком или пушинкой, которая подвешивается на ниточке, прикрепленной к палочке. Дети делают первичный вдох, а затем медленно непрерывно выдыхают, стараясь, чтобы пушинка, которая находится на небольшом расстоянии от лица на уровне рта, отклонившись от выдоха, не опадала. В процессе этого упражнения хорошо тренируется система дыхания, укрепляются

дыхательные мышцы.https://documents.infourok.ru/daf62e00-11b3-42c5-a817-1b383b38ea13/0/image003.png

Перед тем, как педагог начинает работать над песнями, детей необходимо распеть. Распевки «разогревают» певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Известно, что занятия пением, способствуют физическому развитию детей, укрепляют их здоровье. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.

Праздник в детском саду! С каким нетерпением ждут его дети! Для них это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки, поэзии, в мир ярких зрительных восприятий, увлекательных игр и затей. Праздник является действенным средством воспитания, способствующим всестороннему развитию ребёнка. Он будит в его душе интерес к окружающему, воспитывает любовь к Родине, к труду, уважение к людям. Праздничный утренник – одна из форм организации музыкальной деятельности, все виды которой (пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах) составляют основное его содержание. Совместные переживания сплачивают ребят в дружный коллектив, вызывают чувства индивидуальной и коллективной ответственности. Комплексное воздействие различных видов искусства способствует формированию у дошкольников художественного вкуса. Праздничный утренник помогает раскрыть значимость общественно важных событий, приблизить детей к пониманию идеи и через активное участие приобщить к всенародному торжеству. Праздничный утренник – это радость, совместные переживания, исполнительская деятельность и, конечно, сюрпризы: неожиданные выступления взрослых, встреча с любимыми персонажами сказок; весёлые, занимательные игры; раздача подарков, памятных сувениров. Для того чтобы сделать праздник ярким и запоминающимся для ребят, педагогический коллектив сада должен приложить немало сил для того, чтобы идея осуществилась. Родители тоже не должны оставаться в стороне. Именно они разучивают с детьми стихи, а иногда и песенки дома, в вечернее время. И от того, с каким настроением родители выполняют данную обязанность, зависит и настроение ребёнка с которым он будет поджидать предстоящий утренник. Будет ли это для него предвкушение радости или неприятной обязанностью – зависит от нас, взрослых. Так давайте сделаем жизнь детей ярче!

 

https://documents.infourok.ru/daf62e00-11b3-42c5-a817-1b383b38ea13/0/image004.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Охрана детского голоса"

Охрана детского голоса – забота каждого взрослого.       Каждый человек, родившись, получает драгоценный и великий дар, музыкальный инструмент – голос. Необходимо лишь научит...

Охрана детского голоса

Памятка для родителей  о важном средстве  музыкального развитии детей - пении. Советы как правильно нужно учить петь....

"Охрана детского голоса"

Консультация для воспитателей "Охрана детского голоса"...

Охрана детского голоса

Охрана детского голоса, статья. Ребенок не рождается с вокальными мышцами, они формируются лишь к 5-6 годам. поэтому громкое звучание голоса у детей достигается за счет натяжения голосовых связок, име...

Охрана детского голоса

Консультации для родителей...

Охрана детского голоса при обучении пению Консультация для родителей

Материал содержит рекомендации для родителей, чтобы процесс пения с ребенком был не только приятным, но и правильным...