Консультация для родителей "Познавательное развитие детей дошкольного возраста".
статья

Комарова Татьяна Владимировна

В статье показаны цели и  задачи взаимодействия педагогов и родителей по вопросам познавательного развития ребенка, дидактические игры по познавательному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

С первых минут жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность. Для этого природа щедро одарила его познавательной активностью. Малыша интересует все! Поэтому, используя все доступные ему средства – взять в руки, попробовать, подействовать, - он стремится к познанию мира.

Но один ребенок с этой задачей не справится, поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастет в познавательную активность младшего дошкольника. Это значит, что родители и педагоги, объединив усилия должны сообща решать следующие задачи:

  • Побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов;
  • Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
  • Направлять поисковую деятельность детей;
  • Помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;
  • Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Цель познавательного развития дошкольника – развивать познавательные интересы, потребности, способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально – чувственного опыта.

Расширение кругозора

Природа

  • Рассказывать о различных представителях живой природы (растениях и животных).
  • Учить наблюдать за ними (на примере домашних животных и растений), отмечать их особенности.
  • Читать сказки о природе и детскую познавательную литературу.
  • Рассказывать о неживой природе (о сезонных явлениях; о частях суток). Связывать рассказы с реальной жизнью ребенка.
  • Делиться воспоминаниями из своего детства, связанными с домашними животными, интересными местами (море, лес, река, горы и пр.), удивительными встречами и находками.

Человек

  • Рассказывать ребенку о целевом назначении и функциях, свойствах и качествах различных рукотворных предметов (орудия труда, бытовая техника, мебель), используемые в хозяйстве и жизни семьи, познакомить с правилами безопасности при работе с ними.
  • Формировать элементарные представления о семье (посредством рассматривания семейных альбомов, видеофильмов о жизни близких, семейных праздниках, традициях.
  • Познакомить с трудовой деятельностью людей (в первую очередь близких); с профессиональной деятельностью; с бытовой деятельностью (домашние обязанности); с увлечениями и хобби членов семьи.
  • Закреплять полученные представления в посильной практической деятельности (домашние дела, трудовые поручения. Обращать внимание на значимость его труда для близких людей, заботы близких для него самого.
  • Объяснять ребенку назначения некоторых хорошо знакомых ему общественных мест. Упражнять в культурном и безопасном поведении дома и в общественных местах (транспорте, магазине и т.д.)
  • Рассказывать о России, Родине; о ее богатствах, просторах, народах, населяющих ее и известных людях.

Развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление) и мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) в соответствии с возрастной нормой.

  • Развивать познавательные способности ребенка.
  • Предлагать различные развивающие игры и упражнения
  • Наблюдать окружающую природу и социальный мир; отмечать происходящие в них изменения; совместно действовать в зависимости от увиденного и замеченного.

Создание условий, способствующих выявлению и поддержанию избирательных интересов.

  • Определить познавательные интересы, привязанности ребенка путем наблюдений за ним в свободной и игровой деятельности, через анализ вопросов, просьб.
  • Учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно – развлекательных, культурных мероприятий в семье.
  • Ввести традиционные просмотры познавательных телепередач. Проводить беседы о прочитанном, увиденном и услышанном.

Формирование позитивного отношения к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.

  • Собственным примером демонстрировать внимательное и заботливое отношение к людям (в первую очередь к близким); заинтересованное, бережное и созидательное отношение к природе.
  • Посещать места, где можно встретить представителей живой природы (лес, зоопарк, цирк).
  • Формировать чувство гордости за своих родителей, Родину.
  • Способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности; иметь личные вещи, использовать личное время по своему усмотрению).

Развивающие игры и игровые упражнения, способствующие развитию познавательных процессов.

  • Найди отличия
  • Составь картинку
  • Какой игрушки не стало?
  • Что бывает по два, три, четыре, пять, семь?
  • Что бывает круглой (треугольной, квадратной) формы?
  • Что бывает … цвета?
  • Когда это бывает? (части суток, времена года)
  • Третий (четвертый) лишний.

Перед ребенком поставить или нарисовать два (три) предмета общего родового понятия (посуда, мебель, овощи, транспорт  и т. д.) и один предмет отличный от них. Назвать лишний предмет.

  • Наоборот (широкий – узкий, белый – черный и т. д.)
  • Расставь или назови по порядку (в порядке возрастания, убывания, дни недели, счет).
  • Куда пойдешь, что найдешь? (определение предметов, которые находятся в различных направлениях: внизу – земля, справа – дом, слева – дерево и т. д.)
  • Конструирование из счетных палочек (геометрические фигуры, домик, елочка, лодка, самолет и т. д.)
  • Дорисуй предмет.
  • На что похоже?    Нап-р:        6      П
  • Назови животное, птицу, цветок, и т. д.
  • Лабиринты
  • Соедини по точкам и т. д.
  • Несуществующее животное

Дети рисуют животное и дают ему имя

  • Обведи и заштрихуй
  • Отгадай загадку
  • Не зевай, дни недели называй
  • Весенние (зимние, летние, осенние) слова

Подбор прилагательных и существительных, характеризующих весеннее (или любое другое) время года.

  • У кого какое жилище?
  • Кто где живет?
  • Кто чем питается?
  • Что где растет?
  • Собери урожай
  • Кто как кричит?
  • Отгадай по описанию
  • Мамы и детеныши.
  • Кто больше назовет действий?

(Например, воробей. Что делает? Летает, клюет, чирикает, сидит и т.д.)

  • Что из чего сделано?
  • Ездит, летает, плавает

Классификация видов транспорта по способам передвижения.

  • Вершки и корешки

По внешнему виду овощей дети подбирают вершки к корешкам.

  • Птицы, звери, рыбы
  • Назови профессию
  • Что нужно для работы (профессия)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений, реализующих ФГОС ДО....

Консультация "Характеристика музыкального развития детей дошкольного возраста"

Характеристика музыкального развития детей      На втором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционал...

Консультация «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»

laquo;Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»...

Консультация. «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях»

laquo;Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях»....

Консультация "Социально - личностное развитие детей дошкольного возраста"

О проблеме социального развития подрастающего поколения и что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным....

Консультация для родителей "Развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

laquo;Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире    сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок»...