Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Ваш ребёнок — будущий первоклассник»
материал (подготовительная группа)

Серебрякова Виктория Вадимовна

Помощь родителям в подготовке детей к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Ваш ребёнок — будущий первоклассник»

Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания детей.

Задачи:

Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.

Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь).

Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.

Форма проведения: встреча, игровой треннинг.

Участники: воспитатели, родители.

Вступительная беседа:

Уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вам за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Всех поздравляем с началом нового учебного года. И мы предлагаем начать наше собрание с игры «Как мы провели лето».

 Хлопните в ладоши те, кто, ходил со своим ребенком в лес. (На рыбалку).

 Хлопните в ладоши те, кто плавал вместе с ребенком, загорал на пляже.

 Хлопните в ладоши те, у чьих детей от загара сгорела спина.

 Хлопните в ладоши те, кто читал детям книги.

Хлопните в ладоши те, кто купил своему ребенку мяч (или любой другой предмет для двигательной активности).

Хлопните в ладоши те, чьи дети помогали родителям в огороде.

Хлопните в ладоши те, чей ребенок научился чему-нибудь новому.

Мы видим, что вы все хорошо отдохнули во время летних каникул, набрались сил и готовы активно участвовать в жизни группы. И мы переходим к основным вопросам нашего собрания.

Вот и наступил - последний год перед поступлением вашего ребенка в школу. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданиями, но массой непривычных проблем и тревог.

Практическое упражнение «Мой ребенок будущий первоклассник».

Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учебу в школе. Возьмите фигурку человечка, напишите на ней синим цветом, те черты, которые помогут и красным цветом те черты, – которые затруднят учебу вашего ребенка. А после этого поставьте фигурку на одну из трех полосок – дорожек, ведущих к школе. Сиреневая полоска означает сильное ваше беспокойство, желтая – умеренное, зеленая полоска – нет особого беспокойства. (Родители выполняют задание и делятся своими опасениями) Ваши ответы, помогут нам в планировании работы с детьми на предстоящий учебный год.

ВоспитательПодготовка к школе – процесс многоплановый. И если ваш ребенок умеет читать, писать, считать – это еще не значит, что он готов к школе! Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребёнка. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т. к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется, а это вероятность того, что ребенок начинает отрицательно относиться к школе.

Психологи выделяют 4 вида психологической готовности к школе :

мотивационную готовность;

эмоционально-волевую готовность;

коммуникативную готовность;

интеллектуальную готовность.

Мотивационная готовность, этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию или лицей очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все : и классы, и учительница, и систематические знания – являются новыми.

Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостноначните со следующего:

• расскажите, что значит быть школьником, какие обязанности появятся в школе;

• воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;

• на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;

• воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

• никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Эмоционально-волевая готовность (умение сосредоточиться, управление эмоциями) определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Коммуникативная готовность сформирована в полном объеме, если ребенок способен устанавливать дружеские отношения, общаться и делать какое-то дело вместе со сверстниками, решать конфликты мирным путем; способен устанавливать контакт с взрослым, признавать его авторитет, понимать и принимать ролевые различия между учителем, воспитателем и родителем.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы. К 6-7 годам ребенок должен знать… (Приложение №1. Памятка «Что ребенку необходимо знать перед школой»). Мы подготовили для вас небольшой тренинг «Игры для развития интеллекта у детей» (Приложение №2).

Таким образом, можно вынести решенияподготовка ребенка к школе должна носить комплексный характер, где имеет место не только накопление знаний, но и его развитие, как личности.

Мы искренне надеемся, что наша с вами совместная деятельность позволит добиться высоких результатов в воспитании и развитии детей.

Приложение №1

Памятка «Что ребенку необходимо знать перед школой»

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт и её столицу.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные признаки)

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера. Их повадки и детёнышей.

10. Транспорт: наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Различать и правильно называть плоскостные и объемные геометрические фигуры.

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ и т. д.)

15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17. Различать гласные и согласные звуки.

18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Приложение №2

1. «Назови одним словом» : собака, кошка, свинья – домашние животные; курица, гусь, индюк – домашние птицы; стул, стол, диван – мебель; Меркурий, Венера, Земля – планеты; пенал, ручка, портфель – школьные принадлежности; ветка, ствол, листья – дерево.

2. «Найди причину» : мальчик упал потому, что…; молоко убежало…; кровать сломалась…; девочка заболела; Дима опаздал в сад…

3. «Фотоаппарат» : что изменилось? (поменять порядок предметов); опиши, что увидел (запомнить предметы и назвать).

4. «Кто (что, кем (чем) будет?» (яйцо – цыпленок, детеныш крокодила, гусенок, индюшонок; снег – водой; Мука- хлеб, печенье, булочка, блины; клубника – варенье, джем).

5. «Четвертый лишний» : курица, лось, свинья, лошадь? (почему); ручка, карандаш, пенал, шапка?; стол, стул, кресло, плита?.

6. «Каким это бывает?» : весна – ясная, зеленая, цветущая, радостная; зима – холодная, снежная, лютая и т. д.

7. «Отгадай предмет по части?» : ручка (чайник, чашка, дверь).

8. «Скажи наоборот» : большой – маленький; высокий – низкий.

9. «Что было дальше?» : жили-были Маша и Ваня….

10. «Животные» - кто больше всего назовет: рогатых (корова, коза, баран, антилопа, олень и т. д.); хищных (волк, лев, лиса и т. д.); полосатых; колючих; травоядных.

11. «Дед Буквоед»Продолжи слова: КО…. (корова, конь, колесо и т. д.); ТУ (туча, туман, турнир и т. д.).

12. «Закончи предложение» : кукла – это…; помидор – это…; банан – это; молоко – это…; роза – это…; вторник – это…; январь – это …; утро – это…

13. «Назови ласково». В волшебной стране живут ласковые дети, стол они называют столик, стул- стульчик. А как они назовут: диван, машину, книгу, хлеб, чашку, куклу, бабушку.

14. «Составь предложение из слов» : девочка, бабочка, красивая (девочка увидела красивую бабочку); слон, река, вода; снег, белый, деревья; клоун, смешной, цирк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А

План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе "Готовность речи ребёнка к школе"

конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»

Цель:  организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ваш ребёнок - будущий школьник»

Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в процесс воспит...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ваш ребёнок - будущий школьник»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе«Ваш ребёнок - будущий школьник»...