Мастер-класс для родителей(законных представителей). Игровые технологии для развития мелкой моторики рук у детей группы комбинированной направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет «Путешествие в страну сказок»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Булатникова Анна Геннадьевна

Сегодня каждый родитель понимает важность полноценного развития личности ребенка. Подмечено, что при плохо развитой мелкой моторике у детей наблюдается недоразвитие речи, что приводит к проблемам с памятью, вниманием и негативно сказывается на дальнейшем обучении в школе.

Но родители далеко не всегда занимаются этим вопросом, в результате чего у детей дошкольного возраста наблюдаются выраженные моторные и речевые нарушения. Все эти проблемы приводят к трудностям овладения письмом и чтением. Важно знать, какие игры и упражнения необходимы для развития мелкой моторики, чтобы ребенок мог всесторонне развиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

(законных представителей)

Игровые технологии для развития мелкой моторики рук у детей группы комбинированной направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет

«Путешествие в страну сказок»

Подготовила

учитель – логопед

Булатникова А. Г.

Мастер – класс

Игровые технологии для развития мелкой моторики у детей с нарушением речи.

«Путешествие в страну сказок».

Цель: познакомить родителей (законных представителей) с игровыми технологиями для развития мелкой моторики у детей с нарушением речи.

Задачи:

  • познакомить родителей (законных представителей) с понятием «мелкая моторика» у детей;
  • активизация родителей для занятий с детьми;
  • вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Оборудование: компьютер, магнитофон, карта «Страны сказок», массажные мячики «Су-Джок», массажные мячики типа «Эспандер», карточки – лабиринты (по числу участников), прищепки, карточки – штриховки, «сухой бассейн».

Ход образовательной деятельности.

Логопед: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня каждый родитель понимает важность полноценного развития личности ребенка. Подмечено, что при плохо развитой мелкой моторике у детей наблюдается недоразвитие речи, что приводит к проблемам с памятью, вниманием и негативно сказывается на дальнейшем обучении в школе.

Но родители далеко не всегда занимаются этим вопросом, в результате чего у детей дошкольного возраста наблюдаются выраженные моторные и речевые нарушения. Все эти проблемы приводят к трудностям овладения письмом и чтением. Важно знать, какие игры и упражнения необходимы для развития мелкой моторики, чтобы ребенок мог всесторонне развиваться.

Мелкая моторика – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной.

Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на общие навыки ребенка. Объясняется это тем, что в процессе взаимодействия систем происходит быстрое формирование связей между нейронами.

Развитие мелкой моторики у детей проходит постепенно, потому что это индивидуальный процесс и у каждого малыша он проходит своими темпами. Поначалу движения будут неаккуратными и неуклюжими, но специальные игры помогут ему в формировании этих навыков.

Развитие мелкой моторики проходит в несколько этапов:

  • 2-3 месяца. На этом этапе ребенок активно интересуется окружающим его миром, изучая его через осязание. Он проявляет интерес к предметам и игрушкам, хватает родителей за пальцы, ощупывает свое тело. Все это дает ему четкое разграничение, где он, а где окружающие его объекты.
  • 3-6 месяцев. Малыши тянут свои руки в рот, что совпадает с этапом прорезывания первых зубов, т.е. ребенок пытается таким образом избавить себя от зуда. Это одни из первых его осознанных движений в жизни. Малыш начинает уже сам тянуться к игрушкам и предметам, которые вызывают у него интерес.
  • 8-12 месяцев. Активное взаимодействие с предметами – малыш берет их, перекладывает из одной руки в другую. Может складывать вещи в коробку. Как правило, он берет предметы указательным и большим пальцем.
  • 1 год. Дети активно подражают взрослым. К примеру, он может увидеть, как мама толкает ему игрушечную машинку и повторить за ней это действие. Ребенок начинает рисовать, но пока это не выглядит чем-то сформированным и осознанным.
  • 12-18 месяцев. С этого возраста ребенок уже умеет держать в руках карандаш, ложку и т.д. Дети могут сами снять обертку с конфеты. Начинаются более активные игры, постройка башен из кубиков и т.д.
  • 18-24 месяца. Ребенок может переворачивать по одной странице из книги, а не все сразу. На этом этапе уже есть понимание формы предметов, т.е. ребенок может поместить пирамидку (кубик, шар) в соответствующее отверстие. У некоторых детей получается переливать воду из одной емкости в другую.
  • 24-36 месяцев. Ребенок может быть занят игрой с пластилином, работой с песком и глиной. Дети уже открывают ящики у стола, могут достать оттуда все содержимое. Улучшаются навыки рисования – теперь это уже не хаотичные линии, а простейшие фигуры.
  • 3-4 года. Дети уже могут обводить контуры, строить более высокие постройки из кубиков.
  • 4-5 лет. Дети могут раскрашивать картинки, рисовать карандашом. Как правило, на этом этапе ребенок активно лепит из пластилина, может переписывать печатные буквы и сам завязывать шнурки. Рисунок становится более осознанным – на доме может появится труба, окна и т.д.
  • 5-6 лет. Дети могут вырезать предметы из бумаги и картона. Ребенок уже может писать, рисовать простые геометрические фигуры, цифры, буквы (некоторым нужен образец для этого).

В дальнейшем уже происходит полноценная подготовка к школе, поэтому занятия становятся более сложными.

Сегодня я предлагаю вам стать на место ваших детей и немного поиграть.

Логопед: В детстве вы слушали и читали сказки. Сегодня я вам хочу предложить отправиться в путешествие по стране сказок. Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете нельзя долететь. Но туда можно попасть на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим. Уважаемые родители предлагаю вам отправиться в эту страну.

А чтобы отправиться в путешествие нам надо сказать волшебные слова.

Раз – два – три – четыре – пять                     (сгибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять                                 (встают в круг)

Будем вместе мы играть                                   (берутся за руки)

В сказку мы хотим попасть                  (кружатся вокруг себя, садятся

                                                                     на коврик и  закрывают глаза).

Звучит музыка «В гостях у сказки».

Появляется карта сказочной страны.

Логопед: Смотрите, это же карта сказочной страны! А что можно сделать с помощью карты? Правильно. Отправиться в путешествие. Пора взглянуть на карту. Чтобы узнать в какую сказку мы попали в начале пути отгадайте загадку.

1. Прямо с полки, за порог...
Убежал румяный бок.
Укатился наш дружок,
Кто же это?... (Колобок)

Логопед: Правильно. Колобок предлагает вам поиграть с его любимые мячиками.

Пальчиковый массаж при помощи массажных мячей «Су-Джок».

Логопед: Предлагаю поздороваться с мячиком.

«Здравствуй, мой любимый мячик!» (кончиками пальцев держать мячик )

Скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимаю (сжимать мячик по очереди каждым пальцем)

Никуда не отпускаю.

Мячик сильно посжимаю (сжимание мячика в правой ладошке)

И ладошку поменяю (сжимание мячика в левой ладошке).

Мяч снаружи, мяч внутри (катать мяч сначала по тыльной стороне

                                                         ладони, затем по ладони)

По руке качу, смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец (выполнять действия, соответственно словам).

Логопед: Мячики с сюрпризом. Открываем мячик, достаем пружинку. (Надевание пружинки на каждый палец правой и левой рук).

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик – малышок, постучался на порог.

Вместе пальчики друзья, друг без друга нам нельзя.

Логопед: Какая же сказка ждет нас дальше?

2. Знают взрослые и дети,

Нет его сильней на свете.

Одного напомню я - это Муромец Илья (Богатырь)

Звучит музыка «Богатырская сила».

Логопед: Правильно. Это сказка о богатырях. Все знают, что богатыри очень сильные. Проверим силу ваших рук.

Сжимание и разжимание массажных мячей.

Я сожму в руке мой мяч (сжимание и разжимание мячика правой рукой)

Буду скоро, как силач.

Буду младших защищать (сжимание и разжимание мячика левой рукой)

Буду слабым помогать.

Логопед: Двигаемся дальше.

3. Он не тучка, а медведь.
Очень любит песни петь.
И еще, как говорится,
Рад он медом подкрепиться (Винни-Пух)

Звучит музыка «Песня Винни-Пуха».

Логопед: Мы в гостях у Винни-Пуха. С ним всегда случаются разные истории. Поможем Винни-Пуху и его друзьям пройти лабиринты. Но, сначала подготовим наши руки.

Пальчиковая игра «Карандаш».

Карандаш в руках катаю                 (катать карандаш в ладошках)

Между пальчиков кручу           (крутить карандаш пальцами правой руки)

Непременно каждый пальчик,        (крутить карандаш пальцами левой руки)

Быть послушным научу                          (катать карандаш в ладошках).

Лабиринты.

Логопед: Пройдите лабиринты. Помогите друзьям Винни-Пуха дойти до конца дорожки.

Логопед: Двигаемся дальше.

4. Шубка - иголки.

Свернётся он - колкий.

Рукой не возьмёшь. Кто это? (Ёж)

Логопед: Сказок про ежика много, а мы с вами попали в сказку «Трям, здравствуйте!»

Звучит музыка «Облака».

Логопед: Ежик растерял свои иголки. Поможем ему, сделаем - новые.

Игры с прищепками.

Родители надевают прищепки, имитируя иголки ежика.

Логопед: Двигаемся дальше.

5. Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни! (
Золотая рыбка)

Звучит музыка «Золотая рыбка».

Логопед: В сказке про золотую рыбку, рыбка исполняет желания. Но, сегодня рыбка предлагает вам исполнить ее желание.

Пальчиковая игра «Рыбка».

Рыбка плавает в водице          (две ладошки вместе изображают

                                                            плавательные движения)
Рыбке весело играть                         (хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница,        
(ладони поочередно сжимаются в кулак)
Мы хотим тебя поймать
         (плавное движение каждой ладонью)
Рыбка спинку изогнула,        
(хватательные движения «щепотью»)
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком вильнула,
      (плавные сходящиеся и расходящиеся

                                                           движения обеими руками)
Быстро-быстро уплыла.
 
Штриховка «Рыбка».

Логопед: А нас ожидает последняя сказка.

6. Его найти желает каждый,
Кто слышал про него однажды.
Найти его каждый рад
Большой сундук, в котором…
(клад).

Логопед: Сказок про клады и сокровища много, но вы наверняка знаете сказку «Клад», про тигренка и его друзей.

Звучит музыка «Клад».

Сухой бассейн.

Ищут в коробке с мелкими предметами угощение.

Логопед: Нам пора возвращаться домой. Сажем волшебные слова.

Звучит музыка «В гостях у сказки».

Раз-два-три-четыре-пять,        (загибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять              (берутся за руки)

Со сказкой мы прощаемся-

В группу возвращаемся           (кружатся вокруг себя и встают полукругом).

Логопед: Путешествие наше закончилось, понравилось ли вам путешествие?

Логопед: Задавайте вопросы, с довольствием на них отвечу. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

Тема: Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Вкусный опыт»

Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности через сравнение и опыт. Учить детей ставить цель, планировать свою работу.Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта....

Рабочая программа группы комбинированной направленности для детей с нарушением речи

Рабочая программа (далее – Программа)   группы комбинированной направленности  для детей (5-6 лет) МБДОУ «Детский сад № 5» с нарушением речи разработана на основе Адап...

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи

Рабочая программа  учителя-логопеда средней группы комбинированной направленности  для детей с нарушениями речи...

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи

Рабочая программа  учителя-логопеда старшей группы комбинированной направленности  для детей с нарушениями речи...

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи

Рабочая программа  учителя-логопеда подготовительной группы комбинированной направленности  для детей с нарушениями речи...