«Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»
материал

Фролова Евгения Владимировна

«Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Калинка»


«Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»

Выполнила учитель-логопед:

Фролова Е.В.

Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит можно тренировать и мышцы языка, губ. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали сильными, подвижными. А зачем нам тренировать язык? Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для других мышц, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять целенаправленные движения. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

  Поначалу артикуляционную гимнастику следует выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык. У взрослого человека артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

  Итак, цель проведения артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка. (Фомичева М.Ф..1989).

  Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

  Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык, щеки. Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя, чтобы все другие мышцы ребенка были расслаблены, кроме прямой спины. Упражнения выполняются от простых к сложным. Начинать гимнастику нужно с упражнений для губ. Каждое упражнение повторять по 5-7 раз.

Если у ребенка не получается сразу упражнение проделайте его вместе с ним. Чаще хвалите ребёнка и ни в коем случае не выказывайте недовольство. Это придаст ему уверенности в своих силах и снимет беспокойство за результат.

Методы и принципы коррекционного воздействия при организации проведения артикуляционной гимнастики: 

 - метод комплексного воздействия - основной метод подразумевающий опору на тактильные ощущения, визуальные образы и т.д.;

 -  метод наглядной демонстрации производимых движений на моделях, рисунках, фигурах ручной пластики;

-  игровой метод – предполагает использование различных компонентов игровой деятельности – «Сказка для язычка»;

- практический метод подражательно-исполнительских упражнений.

Принципы:

- принцип наглядности;

- принцип опоры на сохранные элементы движений;

- принцип определения зоны ближайшего развития;

- принцип организации от простого к сложному:

  В процессе выполнения гимнастики обращается внимание на объем движений, скорость, координированность, точность, плавность, на симметричность работы групп мышц, на поиск позы, удержания ее, переключаемость с одного движения на другое. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно качество их выполнения.

 Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка.
Логопед должен правильно подобрать артикуляционные упражнения с учётом формы речевого нарушения и конкретно нарушенного звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать ...

Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения.

Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения....

Мастер-класс для родителей «Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»

Мастер-класс для родителей проведен в форме круглого стола. Родители узнали о важности артикуляционной тгимнастики и вместе с логопедом поучились делать ее правильно....

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения

Статья адресована учителям-логопедам, воспитателям компенсирующих групп и родителям....

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.

Что же такое артикуляционная гимнастика? И для чего она нужна?Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготав...

Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения

Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звук...