Семинар - практикум для родителей "Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_dlya_roditeley.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста».
Цель: выработать алгоритм развития познавательной сферы детей.
Задачи:
1. Создать психологический настрой на совместную деятельность.
2. Дать родителям представление о том, что такое познавательные процессы и их качества.
3. Продемонстрировать использование игр в качестве инструмента развития познавательной сферы ребенка.
4. Обучить родителей игровым приемам.
Материал к семинару: материал к игре «Волшебный мешочек», набор картинок для игр «Найди 10 отличий», «Что изменилось», «Отметь по образцу», «4-лишний», разрезные фигуры «Колумбово яйцо», задачи на смекалку, карточки для игры «На что это похоже» и «Узнай по описанию».
Ход семинара- практикума.
Ст. воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть на нашем собрании. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое познавательное развитие ребенка и почему оно так важно в старшем дошкольном возрасте. Но для начала давайте познакомимся и подружимся. А для этого мы с вами поиграем в игру «Мы все здесь».
(Игра « мы все здесь». Правила: нужно представиться, сказать «Я здесь» и подать руку соседу по кругу, когда все назовутся и круг замкнется, надо поднять руки и сказать: «Мы все здесь».)
Ст. воспитатель:: Отлично, продолжим. Как я уже говорила, мы поговорим о познавательной деятельности. А что это такое, по-вашему?
(Ответы родителей)
Ст. воспитатель:: Совершенно верно, хочу обобщить ваши ответы:
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности.
А какие же механизмы мы задействуем, чтобы познать действительность? Какие процессы включаются?
(Ответы родителей)
Ст. воспитатель:Вы мыслите в правильном направлении, но давайте систематизируем все сказанное и начнем по порядку. Начинаются познавательные процессы с восприятия. Что значит восприятие?
(Ответы родителей)
Воспитатель Н.Е: Совершенно верно, воспринимать, значит чувствовать. Поэтому,
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира с помощью всех анализаторов - зрения , слуха, обоняния, осязания, вкуса. Все виды важны, так как чем больше задействовано анализаторов, тем более полна картина мира, и тем лучше и прочнее ребенок усваивает новое.
А сейчас мы поиграем с вами в игру на развитие тактильного восприятия «Волшебный мешочек».
Воспитатель Н.Е: После нашей игры возвращаемся к психическим процессам. Рассматриваем внимание. Как вы думаете, что это такое и для чего оно нужно?
(ответы родителей)
Психолог: Хорошо, подытожим.
Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Характеристиками внимания являются концентрация (степень сосредоточения на объекте), переключение (способность быстро менять объект), распределение (способность удерживать несколько объектов) и объем (количество объектов). Внимание бывает произвольным (целенаправленным) и непроизвольным. А теперь я предлагаю вам поиграть в игры на развитие внимания.
(игра «Найди 10 отличий», игра «Зачеркни по образцу» (вариант корректурной пробы)
Воспитатель З.Х.: Переходим к следующему психическому процессу - памяти. Кто может сказать, какая бывает память?
(ответы родителей)
Воспитатель З.Х. : Отлично. Мы сказали, что память можно разделить по органам чувств на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и двигательную. По длительность хранения информации на кратковременную и долговременную. По степени осмысленности на механическую и логическую. А теперь с помощью игры выясним, какие есть плюсы и минусы у разных видов памяти.
(проводится игра на механическую память «Что прибавилось на картинке» и логическое запоминание « Назови пару»). Анализ проведенных игр.
Воспитатель З.Х.: Ну а теперь поговорим о важнейшем познавательном процессе - мышлении. Расскажите мне, что вы знаете о мышлении.
(Ответы родителей)
Воспитатель З.Х.: Итак, ученые сформулировали, что мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Виды мышления:
∙ Наглядно - действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)
∙ Наглядно - образное мышление (Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти. Доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста).
∙ Абстрактно - логическое мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет)
Основные виды умственных операций:
1. Сравнение;
2. Анализ;
3. Синтез;
4. Абстракция;
5. Конкретизация;
6. Индукция;
7. Дедукция;
8. Классификация;
9. Обобщение.
И все вышеперечисленные компоненты можно и нужно развивать в игре. Попробуем на примере.
(Игры «Четвертый лишний», складывание фигуры по образцу из «Коломбова яйца», задачи на смекалку).
Воспитатель Н.А.: Мы замечательно и плодотворно поработали и коснулись частично следующего психического процесса - воображения. Что это, как вы считаете?
(ответы родителей)
Психолог: Хорошо, сейчас научная формулировка.
Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать им.
Воображение оценивается по следующим параметрам:
- По результатам:
∙ Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
∙ Продуктивное (творческое) воображение:
∙ с относительной новизной образов;
∙ с абсолютной новизной образов.
- По степени целенаправленности:
∙ активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
∙ пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
- По виду образов:
∙ конкретное;
∙ абстрактное.
- По приёмам воображения:
∙ агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
∙ гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
∙ схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
∙ типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
- По степени волевых усилий:
∙ преднамеренное;
∙ непреднамеренное.
Особенную ценность представляет такой вид воображения как продуктивное или творческое. Вот сейчас мы с вами и попробуем себя в этом.
(Проводятся игры «На что похоже» и «Примени не по назначению»).
Психолог: Молодцы, все проявили себя как творческие люди. Ну и наконец, рассмотрим оставшийся процесс - речь. Как вы думаете, а по каким критериям можно оценить речь?
(Ответы родителей).
Воспитатель Н.А.: Хорошо. Теперь сформулируем, что же такое речь.
Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.
Речь может быть устной и письменной, диалогической и монологической. Сейчас мы поиграем в игру для развития монологической речи, наиболее сложной для детей.
( проводится игра «Узнай по описанию»).
Ст. воспитатель: Отлично. У вас все получилось. Это была последняя ира на сегодня. А теперь скажите, пожалуйста, что дало вам наше занятие, что понравилось и не понравилось, о чем еще хотелось бы услышать?
(Обмен мнениями.)
Ст. воспитатель: Спасибо за подробные комментарии, за внимание, за хорошую работу. Надеюсь что информация которую вы сегодня узнали, пригодится и ждём следующих встреч. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»
Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность» ...
Семинар -практикум «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Семинар практикум для родителей детей дошкольного возраста. Цель познакомить родителей с игровыми приёмами для развития познавательных процессов....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ТЕМА: «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста».
Семинар-практикум для родителей "Формирование познавательной деятельности у детей дошколногот возраста"...
семинар- практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам формирования познавательной деятельности при подготовке детей к школьному обучению....
Семинар - практикум «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Для родителей детей старшего дошкольного возраста...
Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...
Семинар-практикум для воспитателей " Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"
Семинар -практикум для воспитателей.Цели.задачи, дидактические игры, загадки, мнемотаблицы....