Семинар - практикум для родителей "Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"
материал

Лаврентьева Анна Александровна
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности.
А какие же механизмы мы задействуем, чтобы познать действительность? Какие процессы включаются?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_roditeley.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста».

Цель: выработать алгоритм развития познавательной сферы детей.

Задачи:

1.     Создать психологический настрой на совместную деятельность.

2.      Дать родителям представление о том, что такое познавательные процессы и их качества.

3.     Продемонстрировать использование игр в качестве инструмента развития познавательной сферы ребенка.

4.     Обучить родителей игровым приемам.

Материал к семинару: материал к игре «Волшебный мешочек», набор картинок для игр «Найди 10 отличий», «Что изменилось», «Отметь по образцу», «4-лишний», разрезные фигуры «Колумбово яйцо», задачи на смекалку, карточки для игры «На что это похоже» и «Узнай по описанию».

Ход семинара- практикума.

Ст. воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть на нашем собрании. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое познавательное развитие ребенка и почему оно так важно в старшем дошкольном возрасте. Но для начала давайте познакомимся и подружимся. А для этого мы с вами поиграем в игру «Мы все здесь».

(Игра « мы все здесь». Правила: нужно представиться, сказать «Я здесь» и подать руку соседу по кругу, когда все назовутся и круг замкнется, надо поднять руки и сказать: «Мы все здесь».)

Ст. воспитатель:: Отлично, продолжим. Как я уже говорила, мы поговорим о познавательной деятельности. А что это такое, по-вашему?

(Ответы родителей)

Ст. воспитатель:: Совершенно верно, хочу обобщить ваши ответы: 

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности.

А какие же механизмы мы задействуем, чтобы познать действительность? Какие процессы включаются?

(Ответы родителей)

Ст. воспитатель:Вы мыслите в правильном направлении, но давайте систематизируем все сказанное и начнем по порядку. Начинаются познавательные процессы с восприятия. Что значит восприятие?

(Ответы родителей)

Воспитатель Н.Е: Совершенно верно, воспринимать, значит чувствовать. Поэтому,

Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира с помощью всех анализаторов - зрения , слуха, обоняния, осязания, вкуса. Все виды важны, так как чем больше задействовано анализаторов, тем более полна картина мира, и тем лучше и прочнее ребенок усваивает новое.

А сейчас мы поиграем с вами в игру на развитие тактильного восприятия «Волшебный мешочек».

Воспитатель Н.Е: После нашей игры возвращаемся к психическим процессам. Рассматриваем внимание. Как вы думаете, что это такое и для чего оно нужно?

(ответы родителей)

Психолог: Хорошо, подытожим. 

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Характеристиками внимания являются концентрация (степень сосредоточения на объекте), переключение (способность быстро менять объект), распределение (способность удерживать несколько объектов) и объем (количество объектов). Внимание бывает произвольным (целенаправленным) и непроизвольным. А теперь я предлагаю вам поиграть в игры на развитие внимания.

(игра «Найди 10 отличий», игра «Зачеркни по образцу» (вариант корректурной пробы)

Воспитатель З.Х.: Переходим к следующему психическому процессу - памяти. Кто может сказать, какая бывает память?

(ответы родителей)

Воспитатель З.Х. : Отлично. Мы сказали, что память можно разделить по органам чувств на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и двигательную. По длительность хранения информации на кратковременную и долговременную. По степени осмысленности на механическую и логическую. А теперь с помощью игры выясним, какие есть плюсы и минусы у разных видов памяти.

(проводится игра на механическую память «Что прибавилось на картинке» и логическое запоминание « Назови пару»). Анализ проведенных игр.

Воспитатель З.Х.: Ну а теперь поговорим о важнейшем познавательном процессе - мышлении. Расскажите мне, что вы знаете о мышлении.

(Ответы родителей)

Воспитатель З.Х.: Итак, ученые сформулировали, что мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира,  образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.

Виды мышления:

         Наглядно - действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)

         Наглядно - образное мышление (Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти. Доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста).

         Абстрактно - логическое мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет)

 

Основные виды умственных операций:

1.    Сравнение;

2.    Анализ;

3.    Синтез;

4.    Абстракция;

5.    Конкретизация;

6.    Индукция;

7.    Дедукция;

8.    Классификация;

9.    Обобщение.

И все вышеперечисленные компоненты можно и нужно развивать в игре. Попробуем на примере.

(Игры «Четвертый лишний», складывание фигуры по образцу из «Коломбова яйца», задачи на смекалку).

Воспитатель Н.А.: Мы замечательно и плодотворно поработали и коснулись частично следующего психического процесса - воображения. Что это, как вы считаете?

(ответы родителей)

Психолог: Хорошо, сейчас научная формулировка. 

Воображе́ние — способность сознания создавать образыпредставленияидеи и манипулировать им.

Воображение оценивается по следующим параметрам:

  1. По результатам:

         Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)

         Продуктивное (творческое) воображение:

         с относительной новизной образов;

         с абсолютной новизной образов.

  1. По степени целенаправленности:

         активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;

         пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

  1. По виду образов:

         конкретное;

         абстрактное.

  1. По приёмам воображения:

         агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;

         гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;

         схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;

         типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

  1. По степени волевых усилий:

         преднамеренное;

         непреднамеренное.

Особенную ценность представляет такой вид воображения как продуктивное или творческое. Вот сейчас мы с вами и попробуем себя в этом.

(Проводятся игры «На что похоже» и «Примени не по назначению»).

Психолог: Молодцы, все проявили себя как творческие люди. Ну и наконец,  рассмотрим оставшийся процесс - речь. Как вы думаете, а по каким критериям можно оценить речь?

(Ответы родителей).

Воспитатель Н.А.: Хорошо. Теперь сформулируем, что же такое речь. 

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.

Речь может быть устной и письменной, диалогической и монологической. Сейчас мы поиграем в игру для развития монологической речи, наиболее сложной для детей.

( проводится игра «Узнай по описанию»).

Ст. воспитатель: Отлично. У вас все получилось. Это была последняя ира на сегодня. А теперь скажите, пожалуйста, что дало вам наше занятие, что понравилось и не понравилось, о чем еще хотелось бы услышать?

(Обмен мнениями.)

Ст. воспитатель: Спасибо за подробные комментарии, за внимание, за хорошую работу. Надеюсь что информация которую  вы сегодня узнали, пригодится и ждём следующих встреч. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»

Семинар-практикум  «Формирование  нравственно патриотических чувств  у детей дошкольного возраста  через познавательно – исследовательскую  деятельность» ...

Семинар -практикум «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Семинар практикум для родителей детей дошкольного возраста. Цель познакомить родителей с игровыми приёмами для развития познавательных процессов....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ТЕМА: «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для родителей "Формирование познавательной деятельности у детей дошколногот возраста"...

семинар- практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам формирования познавательной деятельности при подготовке детей к школьному обучению....

Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Семинар-практикум для воспитателей " Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"

Семинар -практикум для воспитателей.Цели.задачи, дидактические игры, загадки, мнемотаблицы....