"Роль игры в жизни ребенка раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Кронберг Ольга Владимировна

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка раннего возраста" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_zhizni_rebenka_rannego_vozrasta.docx150.16 КБ

Предварительный просмотр:

«РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Задумывались ли вы, насколько велико значение игры для развития детей раннего возраста.C:\Users\ЛЕХА\Desktop\пирамидка.jpg

Игра – самое главное и ответственное дело. Именно в игре, ребёнок познаёт мир, учится обращаться с разнообразными предметами, строить отношения с другими людьми, дружить и ссориться. Маленький ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, а также непосредственно соприкасаясь с разными предметами.

В раннем детстве ребенок приобретает умение различать предметы по их внешним признакам, сравнивать их, правильно с ними действовать. В раннем возрасте малыш уже понимает обращённую к нему речь и сам начинает говорить. Это первый этап развития активной речи. Однако, этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей. Взрослый необходим ребёнку как помощник, организатор и участник совместной игры, образец для подражания. В этой ситуации ребёнок как бы говорит: «Мы вместе, я без тебя мало, что могу сделать, но я прошу тебя: покажи, учи!».

         В возрасте 1 года ребенок только становится на ноги и овладевает ходьбой, являющейся одним из видов его деятельности, которая стимулируется окружающими его предметами. Поэтому, с одной стороны, необходима достаточная площадь для двигательной активности малыша, с другой — предметы и игрушки, стимулирующие эту активность: мячи, машины, тележки, которые он повезет впереди себя.

         Ближе к году начинает активно формироваться речь. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к языковой игре, например, добавить несколько рифмующих слов.

 Ролевые игры начинают привлекать детей ближе к 2-2,5 годам. Дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети. Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу - игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной.C:\Users\ЛЕХА\Desktop\мишка.jpg

 В этом же возрасте малыш становится наиболее подвижным, ребенок любит забираться по лесенкам, преодолевать препятствия, прыгать, скакать, забираться и спускаться с горки. Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.
         Игра-возня. Это ещё одна разновидность игр, необходимых для развития ребёнка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплёскивать эмоции. Чтобы ребёнок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребёнок от подобного общения придёт в восторг, а, кроме того, научится принимать и победу, и поражение. Скорее всего, будет доволен и папа.

        Именно от года до трёх лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать своё тело, учатся управлять им. Пусть ребёнок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако, это не так. Такие игры способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища» - ощущения. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

В игре ребёнку важно, чтобы взрослый эмоционально подпитывал его, «заражал» своим отношением, поддерживал, вселял уверенность в собственные силы, вдохновлял и направлял.C:\Users\ЛЕХА\Desktop\грузовик.jpg

Как часто вы дарите ребёнку улыбку, добрый взгляд, ласково прикасаетесь? Какие эмоции накапливаются вокруг вашей совместной игры?  

Вот несколько рекомендаций для родителей, как играть с ребенком. 

•    Играя с ребёнком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.

 •    Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте размер игрушек. Слишком большие и слишком маленькие будут неудобны маленькому ребёнку.

 •    Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребёнку в неё играть. Не умея в неё играть, малыш быстро утратит к подарку интерес. •    Постепенно сокращайте своё участие в игре. Давайте ребёнку возможность проявить свою активность.

 •    Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребёнка к активной речи. •    Подберите правильное время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным, лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.

 •    Повторяйте игры. Ребёнок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность. Тем самым надоевшая игра вновь станет интересной ребёнку.

        

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В 1,5 – 2 ГОДА»

Развитие навыков самообслуживания в возрасте от 1 до 1,5 лет

Ниже перечислены те способности и действия, которыми ребёнок может овладеть на данном этапе развития:

  • самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться ложкой;
  • мыть и вытирать руки полотенцем с помощью взрослого;
  • пользоваться салфеткой с помощью взрослого;
  • снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку с помощью взрослого;
  • убирать игрушки на место с помощью взрослого.

        Если ребёнок не сопротивляется, то можно высаживать его на горшок после сна, еды. Пример может показывать игрушка или старший ребёнок. Если же малыш протестует, то не настаивайте и ни в коем случае не ругайте его, иначе у него может сформироваться негативное отношение к горшку.

        Участие в домашних делах, выполнение маленьких дел и поручений способствует развитию у ребёнка самостоятельности и ответственности.
Позвольте вашему малышу помогать вам в уборке квартиры, стирке, приготовлении пищи и мытье посуды. Ребёнку вполне по силам относить грязное бельё в стирку или споласкивать небьющиеся чашечки, стирать носочки или кукольную одежду, или размешивать в миске муку с водой.
Если вы будете терпимы к неизбежным промахам, щедры на похвалу ребёнку за его конкретные старания, то помимо развития определённых навыков у ребёнка будет формироваться сознание собственной значимости, что важно для развития полноценной личности.

       Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.

       Положите на стол салфетку. Во время обеда ставьте ему блюда по очереди: сначала первое, затем второе, а затем уже напиток. Используйте посуду, на дне которой есть рисунок, малыш, съедая всю порцию, открывает картинку. Не накладывайте сразу много еды в тарелку малышу, лучше положите добавку. И ни в коем случае не запихивайте ему еду насильно.

       Когда ребёнок ест кашу или другую густую пищу, дайте ему чайную ложку. Вложите её правильно в руку малыша. Возьмите его руку в свою и помогите ему зачерпнуть ложкой немного каши. Направьте руку ребёнка к его рту, приговаривая: “Вот как здорово у тебя получается!” Постепенно ребёнок научится самостоятельно справляться с ложкой. На первых порах ребёнок может уставать от однообразных движений. Чтобы сократить время еды и предотвратить утомление, возьмите другую ложечку и покормите малыша.

       В течении дня обращайте внимание ребёнка на грязный нос, расстегнувшуюся пуговицу, расшнуровавшийся ботинок. Делайте это тактично. Тихо сообщите об этом малышу, подозвав его к себе. Помогите устранить неполадки.

       Хорошо, если к полутора годам ребёнок научится самостоятельно обращать внимание на всё это и вместе со взрослым справляться с этими проблемами.

       В этот период нарастают осмысленные двигательные умения ребенка. Он уже хорошо знает, что ему надо делать при переодевании, принимает при этом соответствующую позу, просовывает ножки и ручки в одежду, которую держит взрослый. При раздевании сам снимает шапочку, носочки. Поощряйте эти действия малыша.

      Не следует оставлять ребенка в мокрых штанах, чтобы он к этому не привыкал. С полутора лет можно учить его самому проситься на горшок. Но даже, если малыш этого не делает в 2 года, наказывать его нельзя. Наказания могут привести к противоположному эффекту.
Основная часть детей овладевает способностью самостоятельно пользоваться горшком практически только к 3 годам.

"Расстегни и застегни". 

Научиться справляться с простейшими застёжками ребёнку помогут игры с предметами, которые можно расстёгивать и застёгивать. Дайте ребёнку кошелёчек, сумку или сшейте для его любимой игрушки костюмчик с застёжками (липучками или крупной молнией). Покажите малышу, как можно расстегнуть, а потом застегнуть застёжки. Пусть он постепенно осваивает необходимые навыки.

Если у вас возникают проблемы с одеванием, попробуйте воспользоваться какой-нибудь игрой, отвлекающей малыша:

"Перемены". 

Посадите ребёнка перед зеркалом, чтобы он мог наблюдать за переменами, которые происходят с ним в процессе переодевания.

"Песенка"

 Держа малыша на руках, напевайте ему "одевальную" песенку, например, «Оденем мы сынишке тёплые штанишки (одеваем дочке тёплые чулочки), а на ножки, а на ножки тёплые сапожки..." Песенку может заменить любимый стишок ребёнка, потешка, сказка).

"Выбиралочка". 

Предлагайте малышу одеть на выбор ту или иную кофту, шарф, шапку...

"Путаница". 

Говорите малышу, например, так: "Сейчас я возьму ботинок и надену тебе на ухо, так? Нет? А куда?" Если вдруг малыш не заметит ошибку и не исправит вас, попросите исправить ошибку игрушечного медвежонка или куклу.

Все эти игры помогают малышу спокойней переносить одевание, почувствовать свою самостоятельность.

"Умывалочка". 

Для формирования положительного отношения к умыванию используйте весёлые стихи, потешки, например,

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Купание. Во время мытья дайте ребёнку губку, чтобы он мог, подражая вам мыть свои ручки, ножки, животик. Проделайте то же самое с полотенцем во время вытирания.

        Если малыш отказывается садиться в ванной, можно мыть его стоящим под "дождиком" из лейки или душа. Чтобы снизить неприятные ощущения ребёнка от мытья головы, можно использовать специальный козырёк.

Формирование культурно-гигиенических навыков

        Формирование санитарной культуры ребенка начинается с самого раннего возраста. Гигиеническое воспитание заключается в первую очередь в обеспечении правильного гигиенического ухода за телом малыша.

        Гигиенические мероприятия в течение дня проводятся многократно. Повышенный контакт с предметами окружающей среды требует большого внимания к чистоте кожи и одежды. Надо приучить ребенка к постоянному мытью рук не только перед едой, но и по мере их загрязнения.
Утренняя водная процедура (душ, обливание или обтирание) способствует очищению кожи, но не может заменить общую гигиеническую ванну.
На втором году жизни ребенка можно купать через день или даже 2 раза в неделю. Однако ежевечернее купание пойдет только на пользу ребенку. При кожных высыпаниях экзематозного типа частые водные процедуры не показаны (могут вызвать обострение). Водные процедуры утренние и вечерние не исключают обливание ног, так как это не только гигиеническая, но и закаливающая процедура.

        Для закрепления и развития гигиенических навыков нужно широко использовать подражательные способности. Дети, которые не видят, как умываются взрослые, трут себе ладошкой одни глаза и иногда нос. То же относится и к уходу за волосами. Их надо стричь таким образом, чтобы ребенок сам мог причесываться.

        Ребенок, как ему ни объясняй, не поймет смысла полоскания рта и чистки зубов, но он всегда повторит и довольно ловко все эти действия за взрослым. Малышу до трехлетнего возраста, после того как он поелозил зубной щеткой во рту, необходимо помогать чистить зубы с пастой: сначала губную поверхность, а потом нёбную. Необходимо сочетать продольные движения мягкой щетки с поперечными. Таким образом удаляются все застрявшие между зубами частицы пищи, а зубная эмаль очищается от солей, образующих зубной камень. Зубы надо чистить вечером перед сном (после этого ребенку ничего не нужно давать в рот) и во время утреннего его туалета. Ребенка нужно научить споласкивать зубную щетку, обмывать стакан или чашечку и ставить щетку сушить.

!!! Всё, что малыш в состоянии делать самостоятельно, он должен делать без вашей помощи!!!

Развитие навыков самообслуживания от 1,5 до 2 лет

        В развитии ребёнка наступает момент, когда он изъявляет желание активно участвовать в происходящем. Не стоит пугаться заявлению ребёнка: “Я сам!” Постарайтесь поддержать его стремление к самостоятельности.
      На данном этапе развития самостоятельные действия для ребёнка новы и поэтому интересны. Частые упражнения приводят к желаемому результату. Ребёнок растёт самостоятельным, увлечённым.

       Вы считаете, что он ещё слишком мал, что во время самостоятельной еды много проносит мимо рта и пачкается? Пусть это вас не тревожит – немного терпенья, и малыш научится есть аккуратно. Но, если Вы настоите на своём, и не дадите малышу проявлять самостоятельность, вам следует приготовиться к тому, что, когда вы посчитаете, что он достаточно взрослый, и должен есть сам, малыш скажет: “Корми меня! Я ещё маленький!” Потом вы будете делать за него всё, кормить, убирать постель, делать уроки. Не хотите? Тогда наберитесь терпения, и вы облегчите дальнейшую жизнь и себе и ребёнку.

       Для начала, ребёнку предстоит научиться самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, умываться, мыть и вытирать руки, следить за тем, чтобы выглядеть опрятным.

       Ниже перечислены те способности и действия, которыми ребёнок может овладеть на данном этапе развития

  • самостоятельно мыть руки после прогулки и перед едой (взрослый только включает воду);
  • правильно пользоваться полотенцем;
  • самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться ложкой;
  • пользоваться салфеткой по словесному указанию взрослого;
  • с помощью взрослого пользоваться носовым платком;
  • снимать колготки, носки, ботинки, шапку и надевать их с небольшой помощью взрослого;
  • аккуратно складывать одежду;
  • убирать игрушки на место с помощью взрослого.

        Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.

        Положите на стол салфетку. Во время обеда ставьте ему блюда по очереди: сначала первое, затем второе, а затем уже напиток. Используйте посуду, на дне которой есть рисунок, малыш, съедая всю порцию, открывает картинку. Не накладывайте сразу много еды в тарелку малышу, лучше положите добавку. И ни в коем случае не запихивайте ему еду насильно.

        Каждый раз перед едой предлагайте ребёнку вымыть руки. Объясняйте ему, что и в какой последовательности вы делаете: “Сейчас мы засучим рукава, чтобы не намокли. Теперь возьмём мыло”.

        Многократно показывайте ребёнку, как правильно выполнять разнообразные действия. Постепенно давайте ребёнку самостоятельно выполнять некоторые действия. Объясняйте, что водичку надо включать тек, чтобы она не сердилась и не брызгалась, а текла тихо и ласково. Тогда, если малыш сделает что-то не так, можно спокойно посоветовать: “Что-то твоя водичка сердится. Успокой её”. Вытирая ребёнку руки, объясняйте, что это его полотенце, что каждый должен вытираться своим полотенцем и вешать его на место.

        Даже, когда малыш научиться делать всё самостоятельно его надо контролировать, чтобы вовремя прийти на помощь.

        Перед едой повязывайте ребёнку салфетку. Покажите малышу, как ею пользоваться – вытирать рот по мере надобности. Хвалите малыша, когда у него получается есть опрятно и не ругайте за промахи.

        Учите ребёнка после прогулки раскладывать свои вещи по местам, после игры убирать свои игрушки, перед сном складывать свою одежду аккуратно, вешать на место полотенце. Всё это ребёнок может делать самостоятельно, но взрослые, принимающие участие в воспитании ребёнка, должны одинаково требовательно, но ласково, без нажима формировать эти умения и навыки. Непоследовательность и не согласованность требований может привести не только к отказу выполнять то или иное поручение, но и к срывам его нервной системы.

        Не следует оставлять ребенка в мокрых штанах, чтобы он к этому не привыкал. С полутора лет можно учить его самому проситься на горшок. Но даже, если малыш этого не делает в 2 года, наказывать его нельзя. Наказания могут привести к противоположному эффекту.
Основная часть детей овладевает способностью самостоятельно пользоваться горшком практически только к 3 годам.

       Для того, чтобы ребёнок тренировался в самостоятельных действиях со шнурками и различными застёжками, сшейте для его любимой игрушки (куклы, зайки, мишки) одёжку с 2 – 3 пуговками, молнией, кнопками; пинетки на шнуровке с 2 – 4 дырочками.

        Покажите сначала, как действовать с какой-нибудь застёжкой. Сопровождайте свои действия словами: “Сейчас мы оденем лялю, застегнём молнию. Вот так”. После этого предложите ребёнку справиться с застёжкой самостоятельно. Для начала, пусть расстегнёт её сам, а потом учиться застёгивать.
       Постепенно добавляйте кукле в гардероб одежду с другими застёжками, каждый раз, терпеливо показывая ребёнку как обращаться с застёжкой. Постепенно навыки из игры войдут в обычную его жизнь.

Формирование культурно-гигиенических навыков

        Формирование санитарной культуры ребенка начинается с самого раннего возраста. Гигиеническое воспитание заключается в первую очередь в обеспечении правильного гигиенического ухода за телом малыша.

        Гигиенические мероприятия в течение дня проводятся многократно. Повышенный контакт с предметами окружающей среды требует большого внимания к чистоте кожи и одежды. Надо приучить ребенка к постоянному мытью рук не только перед едой, но и по мере их загрязнения.
Утренняя водная процедура (душ, обливание или обтирание) способствует очищению кожи, но не может заменить общую гигиеническую ванну.
На втором году жизни ребенка можно купать через день или даже 2 раза в неделю. Однако ежевечернее купание пойдет только на пользу ребенку. При кожных высыпаниях экзематозного типа частые водные процедуры не показаны (могут вызвать обострение). Водные процедуры утренние и вечерние не исключают обливание ног, так как это не только гигиеническая, но и закаливающая процедура.

        Для закрепления и развития гигиенических навыков нужно широко использовать подражательные способности. Дети, которые не видят, как умываются взрослые, трут себе ладошкой одни глаза и иногда нос. То же относится и к уходу за волосами. Их надо стричь таким образом, чтобы ребенок сам мог причесываться.

         Ребенок, как ему ни объясняй, не поймет смысла полоскания рта и чистки зубов, но он всегда повторит и довольно ловко все эти действия за взрослым. Малышу до трехлетнего возраста, после того как он поелозил зубной щеткой во рту, необходимо помогать чистить зубы с пастой: сначала губную поверхность, а потом нёбную. Необходимо сочетать продольные движения мягкой щетки с поперечными. Таким образом удаляются все застрявшие между зубами частицы пищи, а зубная эмаль очищается от солей, образующих зубной камень. Зубы надо чистить вечером перед сном (после этого ребенку ничего не нужно давать в рот) и во время утреннего его туалета. Ребенка нужно научить споласкивать зубную щетку, обмывать стакан или чашечку и ставить щетку сушить.

!!! Всё, что малыш в состоянии делать самостоятельно, он должен делать без вашей помощи!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль фольклора в жизни ребенка раннего возраста"

Фольклор- это народное творчество, душа русского искусства. Самых маленьких детей знакомят в первую очередь с произведениями устного народного творчества, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоцио...

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка раннего возраста"

Игры на развитие восприятия,внимания,памяти.Развитие словесной и зрительной памяти.Игры на развитие творческих способностей.Основные правила развития игры....

Консультация для родителей "Роль фольклора в жизни ребенка раннего возраста"

Фольклор- это народное творчество, душа русского искусства. Самых маленьких детей знакомят в первую очередь с произведениями устного народного творчества, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоцио...

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста».

Рекомендации для родителей по использованию сказок в развитии детей...

Консультация для родителей « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14 г.Кропоткин

Консультация  для  родителей « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14  г.Кропоткин...

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста. Воспитатель Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста.Воспитатель Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин...

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста.

Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста....