Сценарий родительского собрания в подготовительной группе "Дошкольник готовится стать школьником"
материал (подготовительная группа)

Захарова Анастасия Сергеевна

Цель: актуализировать знания родителей по проблеме готовности детей подготовительной группы к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Захарова Анастасия Сергеевна, Яричина Людмила Игоревна

воспитатели,

МБДОУ «Детский сад №42 «Аленький цветочек», г.Лесосибирск

СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ДОШКОЛЬНИК ГОТОВИТСЯ СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ.»

Цель: актуализировать знания родителей по проблеме готовности детей подготовительной группы к школе.


Задачи: 

- расширить представления родителей о критериях готовности детей к школе;

- ознакомить родителей с практическими рекомендациями по подготовке детей к школе;

- укрепить сотрудничество родителей и педагогов.

Ход мероприятия:


          Добрый вечер, уважаемые папы и мамы! Сегодня мы с Вами собрались, для того, чтобы поговорить о подготовке детей к школе.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. [1]

Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. А каков же он – будущий первоклассник?

Задание для родителей «Портрет будущего первоклассника.»

Воспитатель предлагает родителям разделиться на две команды и написать на досках качества, которыми должен обладать будущий первоклассник. По результатам проводится обсуждение.
          Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребёнка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет! [3]

 Так как все дети разные и причины их трудностей в школе различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в 1 класс, а также то, что должны знать родители.

Традиционно выделяют три аспекта, из которых складывается готовность дошкольника к обучению в школе: физический, специальный и психологический. [2]

Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности дошкольника и состояние его здоровья, которые зависят от многих обстоятельств, в том числе от перинатального периода развития, генотипа ребенка и темпа его физиологического созревания. Оценка физической готовности детей при их поступлении в школу строится на многих параметрах физического развития, таких как рост, вес, объем грудной клетки, и их соответствие возрастным нормам. Также учитывается наличие или отсутствие хронических заболеваний. Опираясь на все эти показатели, специалисты выделяют четыре основные группы здоровья.

Первая группа здоровья. Ребенку по силе нагрузки гимназических классов с их максимально насыщенным учебным планом.

Вторая группа здоровья заставляет родителей задуматься, отдавать ли ребенка в класс с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме того, необходимо очень внимательно отнестись к выбору дополнительных кружков.

Третья и четвертая группа здоровья требуют выбирать нагрузки для ребенка тщательно и продуманно.

Таким образом, физическая готовность к обучению в школе определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем организма ребенка. Физическая готовность в значительной степени, но не полностью детерминирует остальные аспекты школьной зрелости.

Специальная готовность включает в себя умения и навыки старшего дошкольника, сформированные в организованном обучении либо в ДОУ, которые необходимы для освоения чтения и письма, а также счета. Существенным является то, что в большинстве случаев учителя младшей школы считают именно эти навыки необходимыми, а иногда и достаточными для успешного освоения программы первого класса. При правильно организованном обучении на базе игровой деятельности формирование навыков чтения и письма в старшем дошкольном возрасте вполне возможно у многих детей, но не у всех. Важным для осуществления интенсивного обучения письменной речи является созревание определенных зон и ассоциативных полей коры головного мозга ребенка. В противном случае обучение будет не эффективным и может отвратить ребенка от учения вообще.

Однако готовность к школе не сводится к физической и специальной готовностям. Необходима особая психологическая подготовленность к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого аспекта определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным - оно изменяется, обогащается.

Психологическая готовность - это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую ее формы.

Эмоционально-волевая готовность многими специалистами считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, и если у него формируется произвольность психических процессов.

Личностная готовность ребенка к школе предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы иерархически соподчиненных мотивов поведения.

Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла две группы мотивов учения:

- мотивы, связанные с потребностью в общении;

- мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности.

Синтез мотивов этих двух групп и формирует, по мнению автора, «внутреннюю позицию школьника». Личностная готовность проявляется также в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Подготовка ребенка к школе в рамках этого аспекта должна включать в себя формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе.

Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для усвоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность. [4]

Тест для родителей.

Предлагаем Вашему вниманию небольшой тест. Отметьте каждый утвердительный ответ 1 баллом.
1. Как Вы считаете, хочет ли Ваш ребенок идти в 1 класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли Ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т.п.)?
4. Можете ли Вы сказать, что Ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли Ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из 5 предложений?
6. Знает ли Ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли Ваш ребенок читать хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли Ваш ребенок писать простейшие элементы в тетрадке в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли Ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли Ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
14. Может ли он из 5 элементов разрезанной на части картинки за 1 минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли Ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у Вашего ребенка навыки обобщения, например: может ли он назвать одним словом «фрукты», яблоки и груши?
17. Любит ли Ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким то занятием, например: рисовать, собирать конструктор и т.д.?

Если Вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит Ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него возникнуть трудности при обучении, он с Вашей помощью сможет с ними справиться.

Если Ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то Вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые Вы ответили отрицательно, укажут Вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, Вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому Ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений. [5]

На пороге школы едва ли не самое главное - научить ребенка самостоятельности. Ведь малышу придется выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
         
Воспитание детей сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надежных - добрый пример, Вас, родителей. Почаще возвращайтесь в свое детство - это хорошая школа жизни.
Помните! Ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни! 

Для вас, родители, мы создали памятку «На пороге школы», чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. М.: Мозайка-синтез, 2019. – с.336
  2. Каменская В.Г., Зверева С.В. «К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности ребенка к школьному обучению». - М.: Детство-пресс, 2004. - c.120
  3. https://dzen.ru/media/id/5d122dd8eb090d00ae2fdbb9/kak-ne-sovershit-oshibku-pri-podgotovke-detei-k-shkole-chast-1-5d1350d728a48600aea60b45
  4. https://studfile.net/preview/3727844/page:2/
  5. https://www.единыйурок.рф/index.php/region/item/8977-seminar-praktikum-podgotovka-detej-k-shkole

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание на тему: "Дошкольник готовится стать школьником".

Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, эт...

Родительское собрание на тему "Дошкольник готовится стать школьником»

Родительское собрание на тему "Дошкольник готовится стать школьником». Рекомендовано для родителей подготовительной группы. Презентация для родителей с целью актуализации  знаний родителей п...

Родительское собрание на тему "Дошкольник готовится стать школьником"

Совсем скоро прозвенит первый школьный звонок в жизни вашего ребёнка. Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться там на 11 ле...

сценарий родительского собрания в подготовительной группе в форме квеста "Как помочь ребёнку стать учеником"

В сценарии предлагается родителям обсудить проблемы подготовки детей к школе в форме квеста. Родители активные участники при обсуждении, а не только слушатели, им предлагаются разные практические зада...

Сценарий родительского собрания на тему"Дошкольник готовится стать школьником"

Первый класс - это серьезное испытание как для детей, так и для родителей. Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе....

Конспект родительского собрания на тему "Дошкольник готовится стать школьником"

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе "ГОТОВ ЛИ МОЙ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ"

Конспект родительского собрания в подготовительной группе "Готов ли мой ребенок к школе"...