Картотека подвижных игр старшая группа
картотека (старшая группа)

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ  ИГР  СТАРШАЯ ГРУППА

  1. «Уголки»
  2. «Парный бег»
  3. «Мышеловка»
  4. «Мы веселые ребята»
  5. «Гуси-лебеди»
  6. «Сделай фигуру»
  7. «Караси и щука»
  8. «Перебежки»
  9. «Ловишки»
  10.  «Хитрая лиса»
  11.  «Встречные перебежки»
  12.  «Пустое место»
  13.  «Затейники»
  14.  «Бездомный заяц»
  15.  «Не оставайся на полу»
  16.  «Кто лучше прыгнет»
  17.  «Удочка»
  18.  «С кочки на кочку»
  19.  «Кто сделает меньше прыжков?»
  20.  «Классы»
  21.  «Кто скорее доберется до флажка?»
  22.  «Медведи и пчелы»
  23.  «Пожарные на ученье»
  24.  «Охотники и зайцы»
  25.  «Брось флажок»
  26.  «Попади в обруч»
  27.  «Сбей мяч»
  28.  «Сбей кеглю»
  29. «Мяч водящему»
  30.  «Школа мяча»
  31.  «Серсо»
  32.  «Дорожка препятствий»
  33.  «Пронеси мяч, не задев кеглю»
  34.  «Эстафета парами»
  35.  «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?»
  36.  «Кто быстрее?»
  37.  «Кто выше?

1. «Уголки (Кумушки)»

Для этой игры нужно нарисовать четырехугольник. Участников 5 человек, один из них водящий, а четверо занимают уголки. Водящий подходит к одному из игроков и говорит: «Кумушка, дай ключи!» Стоящий в углу отвечает: «Иди, вон там постучи!» в это время остальные игроки перебегают из угла в угол. Если водящий успеет занять угол, то на его место встает игрок, который остался без угла.

Вариант. Играющие встают в круг, каждый свое место отмечает камешком или очерчивает маленький кружок. В центре большого круга стоит водящий. Он подходит к одному из играющих и говорит: «Кумушка, дай ключи!». Ему отвечают: «Иди, вот там постучи!». Пока водящий идет к следующему игроку, дети меняются местами.

Водящий должен не зевать и постараться занять кружок. Игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Указания к проведению. Игра имела разные названия: «Ключи», «Соседи», «Уголки». Игру хорошо проводить на большой площадке. Вначале уголки следует располагать близко один от другого, тогда и водящему легче занять уголок. Затем расстояние можно увеличить. Если на участке есть деревья, расположенные недалеко друг от друга, то играющие встают около деревьев. Водящий может говорить и такие слова:

Мышка, мышка, продай уголок!

За шильце, за мыльце, за белое полотенце,

За зеркальце.

2. «Догони свою пару»

Дети становятся парами один за другим на расстоянии2-3 шагов на одной стороне площадки. По сигналу воспитателя первые в парах бегут на другую сторону площадки, вторые догоняют (каждый свою пару). В обратную сторону дети меняются местами (первые догоняют вторых). Игра повторяется 2-3 раза.

3. «Мышеловка»

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Дети упражняются в беге и в приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Игра способствует развитию речи.

Описание игры

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно 1/3 играющих) образует круг – «мышеловку». Остальные изображают «мышей». Они находятся вне круга.

Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая:

     Ах, как мыши надоели,

        Все погрызли, все поели,

        Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

          Вот поставим мышеловки,

    Переловим всех сейчас!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя «хлоп» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка считается захлопнутой. Играющие, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают тем самым размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.

Повторить игру можно 3-5 раз.

4. «Мы веселые ребята»

Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.

Дети хором произносят текс:

Мы, веселые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а Ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого Ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле Ловишки.

После двух-трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка.

Игра продолжается 6-7мин.

Правила игры

1)перебегать на другую  сторону можно только после слова «лови».

2) Тот, до кого дотронулся Ловишка, отходит в сторону.

3) Того, кто перебежал на другую сторону площадки за черту, ловить нельзя.

Указания к проведению игры

1)Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его выразительно.

2) Если после двух-трех перебежек Ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый ловишка.

3)расстояние между двумя чертами не должно превышать 10-12м.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Дети упражняются в беге по определенному направлению с увертыванием. Игра способствует развитию речи.

5. «Гуси-лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

- Гуси-гуси!

- Га-га-га.

- Есть хотите?

- Да, да, да.

- Гуси-лебеди! Домой!

- Серый волк под горой!

- Что он там делает?

- Рябчиков щиплет.

- Ну бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

6.  «Сделай фигуру»

Из числа играющих выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные дети бегают, прыгают с ножки на ножку по всей комнате или площадке.

На сигнал воспитателя (удар в бубен или слово «стоп») все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются.

Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим – оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям, и игра повторяется.

7.«Караси и щука»

Цель: При помощи этой игры воспитатель развивает умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя). Дети упражняются в беге и приседании, в построении в круг, в ловле.

Описание игры

Половина детей образуют круг («пруд»), расстояние между играющими 2 шага. Воспитатель назначает одного из играющих «щукой» - он находится вне круга. Остальные играющие – «караси» - плавают (бегают) внутри круга – пруда. По сигналу воспитателя «щука» быстро вбегает в круг (пруд), стараясь поймать карасей. Караси спешат занять место за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу, и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться за камешки, и уводит их к себе в дом.

Игра проводится 3-4 раза (согласно условию), после чего подсчитывается число пойманных.

Затем воспитатель назначает новую щуку, и игра возобновляется.

Общая продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Щука вбегает в круг, а караси прячутся позади стоящих по кругу (по одному за каждый камешек) после сигнала воспитателя «щука».
  2. Караси не имеют права плавать (бегать) по площадке вне круга.
  3. указание к проведению игры
  4. при повторении игры дети, стоящие по кругу и внутри круга, меняются местами.

        

8.«Перебежки»

На одной стороне площадки отделяется линией дом, на расстоянии 5-6м чертится вторая линия, за которой находится другой дом. Вдоль одной из сторон перпендикулярно домам проводится еще одна черта.

Играющие делятся на две группки – два отряда (не более 6-8 человек в каждом). Дети одного отряда встают вдоль линии любого дома. Другой отряд размещается вдоль боковой линии; у ног каждого ребенка лежит по два снежка. По сигналу воспитателя первый отряд перебегает из одного дома в другой. Дети второго отряда берут по одному снежку и бросают их в бегущих. Те, в кого попали снежком, отходят в сторону. На новый сигнал перебежка происходит в обратную сторону; дети, стоящие у боковой линии, бросают в бегущих по второму снежку. Осаленные в этот раз также отходят в сторону.

Воспитатель отмечает, кто из детей одного и другого отряда был более ловким, смелым, метким. После этого временно выбывшие из игры возвращаются в свои отряды. Отряды меняются местами, и игра возобновляется.

Примечание.

  1. Снежки для игры можно заготовить заранее и сложить в кучу, откуда дети будут их брать, а можно лепить их тут же перед началом игры.
  2. Для установления очередности (какому отряду первому бежать, а какому бросать снежки) отряды могут воспользоваться считалками.
  3. Снежки можно заменить мячами малого размера.

9.«Ловишки»

Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись к стене лицом. Остальные дети у противоположной стены.

Под музыку (И. Гайдн «Рондо») дети подбегают к ловишки, хлопают в ладоши и говорят:

Раз-два-три,
Раз-два-три.
Скорее нас лови!

Затем – бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали.

10.«Хитрая лиса»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей выдержку, наблюдательность. Дети упражняются в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание игры

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга.

Вне круга очерчивается 2дом лисы». Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится «хитрой лисой». Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса – не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) – сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят другу на друга.

Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного, т.е. того играющего, до которого она коснулась рукой, лиса отводит к себе в дом.

После того как лиса поймала 2-3 детей, воспитатель говорит: «Вкруг». Играющие снова образуют круг, и игра возобновляется.

Продолжительность игры 6-8 минут.

Правила игры

  1. Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в третий раз хором спросят: «Хитрая лиса, где ты?», и лиса скажет: «Я здесь»
  2. Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
  3. Играющий,  выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Указания к проведению игры

1. Воспитатель следит за тем, чтобы во время выбора хитрой лисы глаза у играющих были закрыты.

2. Если лиса долго не может поймать кого-нибудь из играющих, игру следует приостановить и назначить новую лису.

3. Выбирать следующую хитрую лису может, по поручению воспитателя, кто-нибудь из играющих.

4. Заканчивая игру, следует отметить лису, которая поймала большее число детей, и тех играющих, кто ни разу не был пойман.

5. Если площадка большая, нужно отметить границы ее флажками или очертить линиями, чтобы играющие, убегая от лисы, не перебегали границ.

11.«Встречные перебежки»

Две группы детей, с равным количеством играющих становятся на противоположных сторонах площадки  за линиями  в  шеренги (расстояние между детьми в шеренгах не менее шага). У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета — синие, желтые. По сигналу взрослого: «Синие!» — дети с синими лентами бегут на противоположную сторону. Стоящие напротив протягивают вперед ладошки и ждут, когда бегущие прикоснутся к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону, поворачивается и поднимает руку вверх.

12.«Пустое место»

Играющие становятся в круг, положив руки на пояс, - получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит:

Вокруг домика хожу

И в окошечки гляжу,

К одному я подойду

И тихонько постучу.

После слова «постучу» водящий останавливается, заглядывает в окошко, против которого остановился

, и говорит: «Тук-тук-тук» Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришел?» Водящий отвечает: «Бежим вперегонки», - и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу; опоздавший становится водящим, и игра продолжается.

13.«Затейники»

Цель: При помощи этой игры воспитатель развивает у детей инициативу. Дети упражняются в различных видах движений. Игра способствует развитию речи.

Описание игры

Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текс:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем…вот так.

По окончании текста круг расширяется, дети становятся на расстоянии вытянутых рук.

После слова «так» все останавливаются, затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель сменяет затейника или затейник выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра продолжается.

Продолжительность игры 5-6минут.

Правила игры

  1. Играющие должны делать те движения, которые показывает стоящий в середине круга.
  2. Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.

Указания к проведению игры.

  1. Перед началом игры воспитатель знакомит детей с текстом. Они повторяют его в процессе игры.
  2. Вначале роль затейника исполняет воспитатель, а затем сами дети.
  3. Надо стремиться разнообразить движения. Можно использовать упражнения из утренней гимнастики, имитационные, плясовые, комические движения.
  4. Заканчивая игру, воспитатель отмечает тех затейников, которые придумывали интересные движения и хорошо показывали их.

14.«Бездомный заяц»

Из числа играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой.

Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным, и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.

Эту игру можно проводить и со всей группой детей. В этом случае круг образуют взявшиеся за руки 4-5 детей. В каждом таком кружке становится по зайцу. Игра проводится по тем же правилам.

Через 2-3 минуты по сигналу воспитателя игра прерывается. Один из детей, образующий круг, меняется местами с зайцем, стоящим внутри круга. Игра возобновляется и повторяется 4-5 раз, с тем, чтобы все дети побывали в роли зайца.

15. Не оставайся на полу (на земле)

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает выдержку, ловкость, умение действовать по словесному сигналу, быстро ориентироваться в обстановке (найти свободное возвышение и взобраться на него). Дети упражняются в беге, прыжках в глубину, в ловле.

Описание игры

В различные места площадки (комнаты), ближе к границам ее, расставлены предметы высотой 25-30см, на которые дети должны взбираться: лестницы со ступеньками, доски, поставленные на возвышение, невысокие ящики, скамейки (не меньше 25см шириной). Выбирается ловишка. Ему надевают на руку повязку. Дети размещаются в разных местах площадки. Под удары в бубен дети ходят, бегают или прыгают по площадке в зависимости от того темпа и ритма, который дает воспитатель. Ловишка принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя «лови» все дети взбираются на расставленные предметы (возвышения). Пойманные садятся в стороне.

После того как игра повторена 2-3 раза, проводится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра возобновляется с новым ловишкой.

Общая продолжительность игры 5-7минут.

Правила игры

  1. Бегать по комнате после слова «лови» нельзя – надо влезать на возвышение.
  2. Занимать можно любое место.
  3. Ловить надо только после слова «лови»

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель следит, чтобы дети спрыгивали с возвышения обеими ногами и мягко приземлялись, сгибая колени.
  2. Нужно, чтобы дети разбегались по всей площадке подальше от предметов, на которые они должны взбираться.

18. «Кто лучше прыгнет»

17. «Удочка»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей внимание, ловкость, выдержку. Дети упражняются в прыжках на месте в высоту.

Описание игры

Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых  в стороны рук. Воспитатель находится в центре круга. Он вращает по кругу шнур, к концу которого привязан мешочек с песком (удочка). Играющие внимательно следят за мешочком и при его приближении подпрыгивают на месте, чтобы мешочек не коснулся их ног. Тот, кого веревка или мешочек заденет по ногам, считается проигравшим.

Когда удочка заденет  одного из играющих, делается небольшой перерыв, а затем игра снова возобновляется.

Продолжительность игры 5-7минут.

Правило игры

Подпрыгивать нужно только тогда, когда удочка приближается.

Указания к проведению игры

  1. Для проведения игры необходимо иметь шнур длиной 2м (вес с песком 100-200г)

18. «С кочки на кочку»

На земле чертят две линии – два берега, между которыми болото (расстояние между линиями 30см). Играющие распределяются парами на одном и другом берегу. Воспитатель чертит на болоте кочки-кружки (можно использовать плоские обручи) на разном расстоянии друг от друга: 30, 40см. Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остается в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подает увязшему руку и показывает прыжками путь из болота.

Правила: прыгать можно толчком одной или двух ног, выбирая маршрут по желанию; нельзя становится ногой между кочками; тот, кто нарушил, остается в болоте, пока его не выручат; выручать можно после того, как все переправятся на берег.

См. «Учите  бегать, прыгать, лазать, метать» Е.Н.Вавилова. Возраст 6-7лет.

19 «Кто сделает меньше прыжков?»

20. «Классы»

На ровной площадке или асфальтированной дорожке дети мелом (на асфальте) или палочкой (на земле) чертят так называемые классы, т.е. геометрические фигуры определенной конфигурации.

Это может быть большой прямоугольник, разделенный одной продольной и двумя поперечными линиями,  на верху которого чертится полукруг – «огонь»; или небольшие прямоугольники, по-разному расположенные на плоскости и разделенные линиями на небольшие отделения, а также классы, напоминающие по форме улиток-катушек.

Принцип игры в эти классы один: дети бросают в них плоские предметы: коробочки, камешки – и впрыгивают в них на одной или двух ногах.

В первом варианте дети делают это так. Ребенок бросает камешек в первое отделение и если попадает в него, то впрыгивает на одной ноге в этот класс, останавливается, встав на обе ноги, берет камешек и снова продолжает прыгать на одной ноге без остановки во все последующие классы, стараясь не наступить на черту. Выпрыгнув из последнего, восьмого класса, он снова бросает камешек, но уже во второй класс. Затем он делает прыжок на одной ноге в первый класс, оттуда во второй, останавливается, берет камешек и снова продолжает прыжки в последующие классы. После этого ребенок бросает камешек в третий, четвертый, пятый и, наконец, в последний класс. На этом заканчивается тур игры.

Если ребенок хочет участвовать и дальше в игре, он начинает все сначала.

Если ребенок во время прыжка становится на черту или не попадает камешком в нужный класс, право бросать камешек передается следующему. Если камешек попадает в полукруг – «огонь», ребенок должен снова начать игру, т.е. бросать камешек с первого класса.

Во втором варианте ребенок бросает камешек также в порядке последовательности, начиная с первого класса и заканчивая десятым, но прыжки делает несколько по-иному. В первые два класса он прыгает на одной ноге, а в третий и четвертый классы – на двух ногах, откуда в пятый класс впрыгивает снова на одной ноге и т.д. В конце он прыжком поворачивается и продолжает прыгать в обратном порядке.

В третьем варианте дети делят фигуру на 8-10 частей – классов, в которые они бросают камешки также в порядке очередности и впрыгивают на одной ноге.

21. «Кто скорее доберется до флажка?»

22. Медведи и пчелы

Цель: при помощи этой игры у детей воспитывается смелость, умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя). Дети упражняются в беге и в лазании.

Описание игры

Играющие делятся на две неравные группы. Одна (приблизительно треть детей) – «медведи», остальные «пчелы». На одной стороне площадки находится вышка (гимнастическая стенка) -  «улей». На противоположной стороне 8-11-0м очерчивается луг. Сбоку от вышки в 3-5м. находится берлога медведей.

Пчелы помещаются на вышке или на гимнастической стенке («улей»). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи влезают на вышку – в улей и лакомятся медом. По сигналу воспитателя «медведи» пчелы летят в улей, а медведи слезают с вышки и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят (т.е. дотрагиваются до них рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге. После того как игра проведена 2-3 раза, дети меняются ролями.

Общая продолжительность игры 6-8минут.

Правила игры

  1. Нельзя слезать с лестницы, пропуская перекладины. Прыгать на землю надо с последней ступеньки.
  2. Пчелы не ловят медведей, а только дотрагиваются до них.
  3. Воспитатель следит, чтобы медведи не оставались в берлоге после того, как пчелы улетели на луг.

23 «Пожарные на ученье»

Цель:  при помощи этой игры воспитатель развивает у детей чувство коллективизма, умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя). Дети упражняются в лазании и в построении в колонну.

На расстоянии 5-6 шагов от гимнастической стенки воспитатель проводит черту. Дети строятся лицом к гимнастической стенке в 3-4 колонны, причем первые в колонне стоят на черте. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается на рейке гимнастической стенки колокольчик.

По сигналу воспитателя «раз, два, три — беги» все дети, стоящие в колонне первыми, бегут к гимнастической стенке, влезают на нее и звонят (каждый в свой колокольчик), затем они спускаются и становятся в конец своей колонны. Отмечается, кто первый позвонил. Колонна продвигается вперед так, чтобы стоящие вторыми оказались на черте. По новому сигналу воспитателя («раз, два, три — беги») они проделывают то же, что предыдущие. Так игра продолжается до тех пор, пока дети, стоявшие в начале игры первыми, вновь не окажутся на черте. Выигрывает та колонна, где оказалось большее число играющих, успевших позвонить первыми.
Игру можно повторить 4—5 раз.

Правила игры
1) Бежать можно только после сигнала воспитателя «беги».
2) Слезать надо с рейки на рейку до последней, не спрыгивая. Нарушившему это правило, хотя бы он и позвонил первым, выигрыш не засчитывается.

Указания к проведению игры
1) Воспитатель объясняет и напоминает детям, что нарушивший правила игры подводит свою колонну.
2) Воспитатель следит за тем, чтобы дети, спускаясь с лестницы, не пропускали ступенек.
3) Воспитатель должен стоять у гимнастической стенки, чтобы в случае необходимости помочь детям при влезании и слезании с лестницы.
4) Веревки, на которых привязаны колокольчики, должны быть одинаковой длины.
4) Каждый раз нужно называть имя ребенка, позвонившего первым.

24. «Охотники и зайцы»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя). Дети упражняются в метании, в беге с увертыванием, в прыжках на обеих ногах.

Ход игры

На одной стороне площадки очерчивается место для охотника, назначаемого воспитателем. На другой стороне обозначаются кружками места нахождения «зайцев». В каждом кружке находится по 2-3 зайца.

Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе.

Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» выбегают из своих кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя «охотник» зайцы бегут в кружки, а охотник, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот заяц, в которого охотник попал мячом, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе.

После двух-трех повторений игры производится подсчет пойманных и выбирается другой охотник.

Правила игры

  1. Выбегать из кружков можно только после слов воспитателя «выбежали на полянку зайцы», а возвращаться обратно только по сигналу «охотник».
  2. Охотник должен бросать мяч в ноги убегающих (не сходя с места).

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети бросали мяч и правой и левой рукой.
  2. Для усложнения игры можно вести двух охотников.
  3. Кроме зайцев, в игру могут быть включены другие звери: лисицы, медведи и пр. в таком случае дети делятся на несколько групп и размещаются в нескольких местах комнаты: в одном месте лисицы, в другом зайцы и т.д. Выбегают  те звери, которых называет воспитатель, и делают соответствующие движения.

25. «Брось флажок»

26.»Попади в обруч»

Поделить детей на группы и посадить на  противоположных концах комнаты на скамейку вдоль стены. Посередине комнаты положить два обруча-цели. Перед каждой целью положить на линию по два мешочка весом 150 г. Расстояние от линии до цели 2-3 м. К линии выходят  дети из двух групп, берут мешочек в правую руку и по команде воспитателя "раз" бросают мешочки в цель. Затем берут мешочек в левую руку и по команде "два" бросают мешочек в цель левой  рукой. Затем мешочки собирают, кладут обратно на линию и садятся на свои места. Дальше идут бросать остальные дети из других групп. Игра заканчивается, когда все дети  бросят мешочки в цель. Воспитатель подводит итог: дети какой группы больше всего попали в обруч. Эта группа и победила.

27. «Сбей мяч»

28. «Сбей кеглю»

29. «Мяч водящему»

Участвующие в игре дети делятся на две разные подгруппы (по 5-6 человек в каждой) и строятся в колонны. Расстояние между колоннами – 3-4 шага. Перед колоннами проводится линия. На расстоянии 3м. от нее чертится вторая линия, параллельно первой.

Выбирается два водящих, которые становятся за второй линией против колон. По условленному сигналу оба водящих бросают мячи впереди стоящим в своих колоннах. Поймав мяч, играющий кидает его обратно водящему, а сам становится в конец колонны. Водящий бросает мяч второму играющему, а получив мяч обратно, - третьему и т.д.

Выигрывает та колонна, в которой последний играющий раньше вернет мяч водящему.

30.»Школа мяча»

 Берется небольшой мяч. Дети играют по одному, по двое и небольшими группами. В ходе игры ребенок, допустивший ошибку, передает мяч другому игроку. При продолжении игры он начинает с того движения, на котором ошибся.
Виды:
1.  Подбросить мяч вверх и поймай его двумя руками. Подбросить вверх и, пока он совершает полет, хлопнуть в ладоши перед собой.
2. Ударить мяч  о землю и поймать двумя руками. Ударить мяч о землю, одновременно хлопнуть в ладоши перед собой и поймать его двумя руками.
3.  Стать лицом к стенке на расстоянии двух-трех шагов от нее,  ударить об нее мяч и поймать его двумя руками.

4.Бросить мяч о стенку, дать ему стукнуться о землю, отскочить от нее, а затем уже ловить его.

5.Отбивать мяч о землю до пяти раз правой и левой рукой.

31. «Серсо»

Дети становятся друг против друга на расстоянии 4 - 5 м. У одного в руках палочка и 4 - 5 колец - деревянных или пластмассовых (диаметром 20 см), у другого - только палочка. Первый ребенок с помощью палочки подбрасывает кольца одно за другим второму, тот ловит их на палочку. Если дети не могут сразу подбрасывать и ловить кольца с помощью палочки, можно сначала подбрасывать их рукой. Выигрывает тот, кто больше поймает колец.

32. «Дорожка препятствий»

33. «Пронеси мяч, не задев кеглю»

34. «Эстафета парами»

35. «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?»

36. «Кто быстрее?»

37. «Кто выше?»

  1. «Мыльные пузыри»
  2.  «Обыкновенные жмурки» (русская народная игра)
  3.  «Кот и мыши» (русская народная игра)
  4.  «Ястребы и ласточки» (казахская народная игра)
  5. «Игра в мяч» (якутская народная игра)
  6. «Кого вам» «Тили-рам?» (чувашская народная игра.)
  7. «Серый волк» - «Сары буре» (татарская народная игра)
  8. «Раю-раю» (мордовская народная игра)
  9. «Достань шапку» (дагестанская народная игра)
  10. «Расходитесь!»
  11. «Иголка, нитка, узел»
  12. «Акса-таук»
  13. «Синие, желтые, красные»
  14. «Кошка и собака» Филиппины
  15. «Осенняя пора»
  16. «Танец в кругу»

                38. «Мыльные пузыри»

Перед началом игры выбирают «ловишку», который встает на одной стороне зала (площадки). Остальные ребята – «мыльные пузыри» - располагаются врассыпную по всему пространству. По сигналу взрослого «ловишка» начинает шагать на месте, а ребята – по всей площадке, и одновременно все вместе произносят слова:

Что за чудо-шарики в воздухе летят!

Красные, зеленые – радуют ребят.

Желтые и синие из мыла пузыри

Ветерком уносятся – их скорей лови!

После слова «лови» начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, которого запятнал «ловишка», выбывает из игры.

39. «Обыкновенные жмурки»

Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!». Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

40. Р.н.и. «Кто и  мыши»

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши.

Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймает мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

41.«Ястребы и ласточки» (казахская народная игра)

В игре участвуют неограниченное число играющих. Игроки делятся на две группы, становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду будут ястребы, во втором – ласточки. Одного игрока выбирают ведущим. Он ходит между игроками и говорит слова отрывно: лас-пауза –точка, или яс…, а  окончание слова не произносит. Тогда группа, чье название произнесено полностью, разбегается в разные стороны, а игроки неназванной группы догоняют их. Пойманные игроки считаются членами ловящей группы.

Правила игры. Разбегаться и ловить можно только по соответствующему сигналу. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.

42.«Игра в мяч» (якутская народная игра)

Играющие делятся на две равные группы   становятся шеренгами друг против друга. Крайний (любой)  бросает мяч стоящему напротив, который ловит мяч и передает его следующему стоящему напротив, и т.д. Если играющий не поймает мяч, то переходит в плен на противоположную сторону. И так до конца шеренги. Затем мяч кидают в обратную сторону в таком же порядке.

Правила игры. Выигравшей считается та группа, в которую перешло больше игроков. Перебрасывать мячи следует в строго определенном порядке.  

43. «Кого вам» «Тили-рам?» (чувашская народная игра.)

В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд стоятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15м. Первая команда говорит хором: «Тили-рам, тили-рам?» («Кого вам, кого вам?») другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшись за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.

Правила игры. Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.

44. «Серый волк» («Сары буре») татарская народная игра

Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах  или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20-30м. По сигналу все идут в лес собирают грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает ) дети хором отвечают):

- Вы, друзья, куда спешите?

- В лес дремучий мы идем.

- Что вы делать там хотите?

- Там малины наберем.

- Вам зачем малина, дети?

- Мы варенье приготовим.

- Если волк в лесу вас встретит?

- Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

Соберу я ягоды и сварю варенье,

Милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать,

А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово – туда, где прятался сам.

Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.

45. «Раю-раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребенок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

46. «Достань шапку» (дагестанская народная игра)

Игроки делятся на две команды, до десяти человек в каждой. Га расстоянии 10-15м. находится шапки. Играющие в обеих командах становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т.д.

Например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, вторые пары передвигаются на четвереньках, третьи пары идут на пятках, четвертые пары – в полуприседе, пятые пары продвигаются в глубоком приседе.

Правила игры. Взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой. Побеждает команда, набравшая больше шапок. При повторении игры лучше поменять виды движений между парами. Можно выбрать и другие движения.

47. Расходитесь!

Играющие дети становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» - и после этого бежит ловить разбегающихся игроков.

Правила игры. Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три – пять шагов). Осаленный  игрок становится водящим. Бежать можно только после слова расходитесь.

48. «Иголка, нитка, и узел»

Играющие выбирают троих водящих – «иголку», «нитку», и «узел». Кроме водящих, все соединяют руки и становятся по кругу. Водящие становятся полукругом.

Игра начинается по указанию руководителя. «Иголка» бегает зигзагом под руками игроков, стоящих по кругу. Задача водящих: «нитка» должна догнать «иголку», «узел» - «нитку». Нитка и узел бегут за иголкой в том же направлении. Если узел догонит нитку или нитка – иголку, а также если нитка и узел перепутают путь движения за иголкой, то выбирают новых водящих, и игра начинается сначала.

Правила игры.

1. Игрокам, стоящим по кругу, не разрешается трогать водящих руками и мешать им.

2. Нитка и узел должны бежать по тому же пути, что и иголка.

49. «Акса-таук»

Участники игры делятся на равные по числу команды и становятся друг против друга. Каждая команда выбирает капитана, который назначает одного из членов своей команды в разведку. Надо дойти до линии соперников, коснуться кого-либо из стоящих там и быстро бежать назад к своей команде, чтобы не дать сопернику «запятнать» себя.

Площадка, где проводится игра, обычно делится на две равные половины, длиной в 50 метров. Если убегающий успел уйти от преследования, он занимает место в своей команде, а тот, кто его догонял и не смог догнать, становится «пленником» или выбывает из игры, в зависимости от условий.

Правило. Игра кончается, когда одна из команд потеряет более половины своих участников.

50. «Синие, красные, желтые»

Дети берут ленты трех (или двух) цветов, повязывают их друг другу на руку (или заправляют конец ленты сзади под резинку спортивных брюк). Затем все выстраиваются вдоль линии по одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «Приготовились!», и все принимают положение высокого старта. Сигналом для начала бега является название цвета ленты, например «Желтые!» По этому сигналу бегут дети только с желтой лентой. Остальные должны остаться на месте. Добежав до противоположной стороны площадки, дети остаются там. Затем воспитатель называет другой цвет, потом третий. При повторении дети бегут в противоположном направлении. И так меняются 3-4 раза.

51. «Кошка и собака» (Филиппины)

Играют 6 и более человек.

Инвентарь. Шишки, палки, ветки, маска собаки.

Ход игры. На земле чертят большой круг. В середину его кладут разные предметы, изображающие кости (шишки, палки, ветки). Собака сидит в середине круга и сторожит кости. Другие (кошки) находятся за кругом. Они дразнят собаку, вбегают в круг и пытаются отобрать кости, оставаясь при этом невредимыми. Собака должна коснуться кошек, но выбегать за круг ей нельзя.

Если кошкам удается утащить все кости до сигнала «Кончай игру! И собака их не запятнает, то выбирается другая собака.

52. «Осенняя пора»

Цели игры:

  • развитие координации движений в мелких и крупных мышечных группах;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие умения согласовывать свои действия с действиями других играющих;
  • формирование правильной осанки;
  • улучшение функции дыхания;
  • развитие умения произвольно расслаблять мышцы;
  • тонизирующее и успокаивающее воздействие на весь организм ребенка.

Ход игры

Дети стоят широким кругом. Ведущий четко показывает движения, дети их повторяют. Ведущий говорит:

«Осенью клубятся большие тучи»: кругообразные движения руками перед телом; «Моросит дождик – кап-кап…»: потряхивание кистями рук.

«Все реже показывается солнышко»: поднимание полусогнутых рук вверх; улыбка (изображение солнышка), сжимание и разведение рук (солнечные лучики).

«Опадают листья с деревьев»: поднимание на носки, вытягивание рук вверх, а затем плавное опускание их и приседание с потряхиванием кистями. Показывать, как, кружась, падают на землю листья.

«Шумит ветер в лесу»: глубокий вдох через нос; выдох – будто слышится шум ветра – «ш-ш-ш…».

«На поля ложатся туманы»: поднимание  рук плавными движениями в сторону с поворотом туловища то направо, то налево и со все более низким наклоном – изобразить, как стелются туманы.

«Птицы собираются в стаи»: построение небольшими группами в колонны по одному (изображая караваны гусей), клиньями (как строятся журавлиные стаи), врассыпную (будто стайки чижей)

«Слышатся прощальные крики гусей, журавлей, голоса чижей».

«Улетают птицы в теплые края». Медленный бег по площадке, затем по знаку инструктора остановка.

«А в школе осенью уже занимаются первоклассники. Покажем, как они стройно, прямо ходят». Дети строятся в колонну по одному, ходят под счет руководителя, под музыкальное сопровождение. При выполнении проверяются носовое дыхание и смыкание губ.

Невнимательные дети «Платят штраф» - после игры выполняют разные задания руководителя.

Вариант игры: на сигнал «Птицы собираются в стаи» выдвинуть нижнюю челюсть («клюв») вперед.

53. «Танец в кругу»

Дети стоят в хороводе и выполняют движения под пение педагога. Для напева используется хорошо знакомая мелодия русской народной песни «Как пошли наши подружки».

Мы сейчас пойдем направо

Дружно – раз, два, три!

А потом пойдем налево

Дружно – раз, два, три!

В центре круга соберемся

Дружно – раз, два, три!

И на месте  все вернемся

Дружно – раз, два, три!

Мы тихонечко присядем,

Дружно – раз, два, три!

И немножечко приляжем

(дети складывают руки под щекой)

Дружно – раз, два, три!

Мы поднимемся тихонько

Дружно – раз два, три!

И попрыгаем легонько

Дружно – раз, два, три!

Пусть попляшут наши ножки

(дети притопывают ногами)

Дружно – раз, два, три!

И похлопают ладошки

Дружно – раз, два, три!

Повернемся мы направо

(кружатся в правую сторону)

Дружно – раз, два, три!

Не начать ли все сначала

Дружно – раз, два, три!

Пояснение. Игру можно проводить с Дедом Морозом возле елки. Дети выполняют движения по его показу или, напевая текс песни, сами учат Деда Мороза танцевать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР СТАРШАЯ ГРУППА

Подвижные игры для детей старшей группы детского сада....

Картотека подвижных игр (старшая группа)

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это ис...

Картотека подвижных игр старшая группа

Картотека подвижных игр старшая группа...

картотека подвижных игр старшая группа

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР СТАРШАЯ ГРУППА Подвижная игра «Хитрая лиса» Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле....

Картотека подвижных игр (старшая группа)

Картотека подвижных игр по программе "От рождения до школы" (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР. СТАРШАЯ ГРУППА

Подвижная игра – не заменимое средство пополнения ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально – волевых качеств. При проведении подвижных игр можно использ...