Картотека подвижных игр вторая младшая группа
картотека (младшая группа)

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_ml.grdokument_microsoft_word.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫЕ ИНРЫ 2 МЛАДШАЯ ГРУППА

1.«Бегите ко мне!»

2.«Птички и птенчики»

3.«Мыши и кот»

4.«Бегите к флажку!»

5. «Найди свой цвет»

6. «Трамвай»

7. «Поезд»

8. «Лохматый пес»

9. «Птички в гнездышках»

10. «По ровненькой дорожке»

11. «Поймай комара»

12. «Воробышки и кот»

13. «С кочки на кочку»

14. «Наседка и цыплята»

15. «Мыши в кладовой»

16. Кролики

17 «Кто дальше бросит мешочек»

18. «Попади в круг»

19. «Сбей кеглю»

20. «Береги предмет»

21. «Найди свое место»

22. «Угадай, кто и где кричит»

1.«Бегите ко мне!»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу, двигаться в коллективе, не толкаясь. Дети упражняются в беге по прямому направлению.

Описание игры

Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. Воспитатель отходит к противоположной стене комнаты или в дальний угол площадки и говорит: «Бегите ко мне». Дети бегут к нему. Воспитатель приветливо их встречает, широко раскрыв руки.

Когда дети соберутся возле воспитателя, он переходит или перебегает на другую сторону площадки и говорит снова: «Бегите ко мне». Так проводится 3-4 раза.

Если игра проводилась с небольшой группкой, воспитатель предлагает этим детям отдохнуть и проводит игру с другой группкой. В том случае, когда в игре участвовали одновременно все дети, воспитатель возобновляет игру со всеми.

На слова воспитателя «Бегите домой» дети садятся на стулья и отдыхают.

Продолжительность игры 4-6 минут.

Правила игры

  1. Бежать к воспитателю можно только после слов «Бегите домой».

Указания к проведению игры

  1. Игру можно проводить не со всеми детьми, а с небольшими группами: пока одна группа детей играет, другая смотрит, затем они меняются ролями.
  2. Вначале дети могут занимать любой стул, а постепенно приучаются находить свои места.

2.«Птички и птенчики»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает умение выполнять движения по сигналу, запоминать свое место. Дети упражняются в беге в разных направлениях, не задевая друг друга.

Описание игры

Дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек; каждая группа имеет свой домик-гнездо. Дети изображают птенчиков, сидящих в гнездышках. У каждой группы птенчиков есть птичка-мать. По слову воспитателя «полетели» птенчики вылетают из гнезда. Они летают около дома, помахивая руками, как крыльями. Птички-матери также вылетают из гнезд, они улетают подальше, за кормом. По слову воспитателя «домой» птички-матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок, и птичка-мать кормит их воображаемыми червячками. Затем игра повторяется.

Игра проводится 3-4 раза.

Правила игры

1)Все птички и птенчики вылетают по слову воспитателя «полетели».

2) Птенчики возвращаются домой по зову птички-матери.

3) Птички-матери возвращаются домой по слову воспитателя «домой»

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель устраивает «гнезда» для птичек, делая кружки при помощи веревки, концы которой связаны, или чертит кружки на земле.
  2. До начала игры следует рассказать детям о том, как птички-матери кормят своих птенчиков.

3.«Мыши и кот»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу. Дети упражняются в беге по разным направлениям.

Описание игры

Дети- «мышки» сидят в норках – на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по сторонам площадки.

В одном из углов площадки сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель.

Кошка засыпает, и мыши разбегаются по комнате. Но вот кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места на стульях. (Воспитатель только делает вид, что хочет поймать кого-либо). После того как все мыши вернутся в норки, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место и засыпает.

Игра повторяется 4-5 раз.

Правила игры

  1. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кошка заснет.
  2. Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает.

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети выбегали из норок.
  2. 2) Воспитатель может использовать в игре кошку-игрушку или такую, которая надевается на руку.

4.«Бегите к флажку!»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Дети упражняются в беге, ходьбе.

Описание игры

Дети получают флажки двух цветов; одни – синего, другие красного.

Воспитатель становится на одной стороне площадки и держит в одной руке синий, в другой – красный флажок. Дети с флажками синего цвета свободно группируются возле воспитателя напротив синего флажка, дети с красными флажками – напротив красного. Затем воспитатель предлагает всем погулять, и дети начинают ходить и бегать по площадке. Воспитатель в это время переходит на другую сторону площадки и говорит: «Раз, два, три, скорей сюда беги!». Он протягивает в стороны руки с флажками, дети бегут к нему и собираются возле флажка соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, воспитатель предлагает поднять флажки вверх и помахать ими. Игра проводится 4-5 раз.

Правила игры

1.Расходиться по площадке можно только по слову воспитателя «Идите гулять».

2.Бежать к воспитателю и становиться против флажка своего цвета можно только после слов: «Раз, два, три, скорей сюда беги!»

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель может менять флажки, перекладывая их из одной руки в другую, чтобы дети собирались то справа, то слева от него.
  2. Воспитатель включает в игру добавочный сигнал «Стой». По этому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель тем временем бесшумно переходит на другое место площадки и говорит: «Раз, два, три, скорей сюда беги!». Дети бегут к воспитателю и становятся против флажка своего цвета.
  3. 3) Вместо флажков детям можно повязать на руку ленточку соответствующего цвета или дать в руку платочек того же цвета. С платочками дети могут поплясать, а затем по сигналу собраться возле воспитателя.

5. «Найди свой цвет»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей внимание, умение различать цвета и действовать по сигналу. Дети упражняются в беге, ходьбе.

Описание игры

Дети получают флажки трех-четырех цветов: одни красного, другие – синего, третьи – желтого и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты, площадки. В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флаг (красный, синий, желтый)

По сигналу воспитателя «идите гулять» дети расходятся по площадке (комнате) группками или в одиночку.

По слову воспитателя «найди свой цвет» дети собираются возле флага соответствующего цвета.

Воспитатель отмечает, какая группа скорей собралась. Затем игра повторяется.

Общая продолжительность игры 4-5 минут.

Правила игры

  1. Выходить из «домиков» можно по сигналу воспитателя «идите гулять»
  2. Бежать и собираться возле флажка соответствующего цвета можно только после слов «Найди свой цвет»

Указания к проведению игры.

1)Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время прогулки остановиться, закрыть глаза, и тем временем переставляет флажки, стоящие в углах комнаты.

2) Ходьбу, бег воспитатель может сопровождать игрой на бубне.

  1. «Трамвай»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает умение различать цвета (красный, зеленый, желтый) и действовать по зрительному сигналу. Во время игры дети упражняются в беге и ходьбе в колонне. Дети знакомятся с правилами уличного движения.

Описание игры

Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны (один ребенок держится правой рукой, другой – левой). Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флага – желтый, красный и зеленый. Воспитатель поднимает флаг зеленого цвета, и дети бегут – «трамвай двигается». Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флага; если поднят зеленый флаг, движение трамвая продолжается, если появляется желтый или красный флаг, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет, чтобы можно было снова двигается.

Продолжительность игры 5-6минут.

Правила игры

  1. Бежать можно только тогда, когда поднят зеленый флаг.
  2. При появлении желтого и красного флагов колонна останавливается.

Указания к проведению игры

  1. В игру можно включать не всех детей, а часть группы. В этом случае детей можно поставить не парами, а в колонну по одному.
  2. Сюжет игры можно развернуть и усложнить: устроить остановку, на которой дети сидят и ждут прибытия трамвая; когда трамвай подъезжает к остановке, он замедляет ход и останавливается; одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят. При посадке дети приподнимают шнур. Те дети, которые вышли из трамвая, садятся на стулья, стоящие у стены.
  3. До проведения игры детей следует познакомить с тремя цветами: желтым, красным и зеленым.
  4. Если детям более знаком автобус или троллейбус, можно трамвай заменить другим видом транспорта.

7. «Поезд»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Дети упражняются в ходьбе, беге друг за другом.

Описание игры

Дети строятся в колону по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне – «паровоз», остальные «вагоны».

Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звуки «чу-чу-чу»)

«Поезд подъезжает к станции», - говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.

Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.

Общая продолжительность игры 4-5 минут.

Правила игры

Поезд может двигаться только после гудка (т.е. по сигналу воспитателя).

Указания к проведению

1. Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения поезда.

2. Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка.

Вариант игры

После остановки поезда дети идут погулять: собирают цветы, ягоды, грибы, шишки. Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну.

В другой раз можно предложить детям немного поплясать под мелодию, спетую воспитателем.

Указания к проведению игры

  1. В варранте игры бежать в вагоны, т.е. строиться в колонну, можно только по гудку паровоза.
  2. В начале можно разрешить детям строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне – находить свой «вагон»

  1. «Лохматый пес»

Один из играющих изображает пса; он ложится на коврик, голову кладет на протянутые вперед руки.

Остальные дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время говорит:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой, уткнувши нос,

Тихо-смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Пес вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пес гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, пес ложится на коврик. Игра повторяется с новым водящим.

Игра проводится с небольшой группкой детей.

  1. «Птички в гнездышках»

В разных концах площадки или комнаты устраиваются 3-4 гнезда (с помощью реек или строительного материала).

Дети-птицы размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд (перешагивают через препятствие) и  разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям (клюют корм). После этого они еще немного бегают, а потом воспитатель говорит: «Птички, в гнезда». Дети бегут и, снова перешагивая через препятствия, занимают свои гнезда.

Игра повторяется 4-5 раз. При повторении можно ввести дополнительное движение, например, предложить сначала выпрыгнуть из круга на двух ногах, а затем уже лететь.

Примечание. Зимой, когда игра проходит на участке, воспитатель рисует гнезда на снегу; чтобы они были более четкими и нарядными, рекомендуется обвести их водой, подкрашенной яркой краской.

  1.  «По ровненькой дорожке»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение двигаться ритмично (согласовывать движения со словами), находить свое место. Дети упражняются в ходьбе, в прыжках, в приседании, в беге.

Описание игры.

Дети сидят на стульях, на скамейках или на траве.

Воспитатель, свободно группируются или строятся в колонну.

Воспитатель говорит ритмично, в определенном темпе, следующий текс:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам…

В ямку – бух!

При словах «по ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам»,- прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «в яму-бух» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», - говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель дает им отдохнуть, потом повторяет стихотворение.

После двух-трех повторений воспитатель произносит такой текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом –

Там мы живем.

По окончании дети бегут к стульям и занимают каждый свое место. После небольшого перерыва игра возобновляется с самого начала.

Повторить игру можно 2-3 раза.

Правила игры

  1. Движения должны соответствовать тексту стихотворения.
  2. Вставать с корточек можно только после слов воспитателя: «Вылезли из ямы»
  3. Убегать домой разрешается только после слов: «Там мы живем».

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель может удлинить или укоротить текс, повторяя каждую строчку большее или меньшее число раз.
  2. Вначале воспитатель сам идет впереди колонны. Потом отходит в сторону и следит за тем, чтобы темп и ритм движения детей соответствовали темпу, в котором произносится стихотворение.
  3. Дети не должны долго находиться в положении на корточках.

  1.  «Поймай комара»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, дети упражняются в прыжках (подпрыгивание на месте).

Описание игры

Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру.

Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут (длиной 1-1,5м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5м) картонным «комаром». Воспитатель обводит прутом (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал».

Затем воспитатель снова обводит прутом круг.

Игра продолжается 4-5 минут.

Правила игры

  1. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.
  2. Ловить комара нужно, не сходя с места.

Указания к проведению игры

  1. Подпрыгивание на двух ногах можно предварительно (2-3 раза) провести без ловли комара, предложив детям показать, как они умеют высоко подпрыгивать.
  2. перед каждым повторением игры воспитатель должен проверить, чтобы дети отступили на 1-2 шага из круга, так как они его немного сужают при подпрыгивании.
  3. Вращая прут с комаром, воспитатель должен то опускать, то поднимать его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.

Вариант

Если группа детей небольшая, воспитатель может бежать впереди, держа в руках прут с картонным комаром, а дети будут его догонять.

  1. «Воробышки и кот»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая друг друга, а также действовать по сигналу. В этой игре дети упражняются в прыжках в глубину, с места в длину и в быстром беге.

Описание игры

Дети стоят вдоль стен комнаты на скамеечках, на больших кубиках или в обручах, положенных на полу. Это «воробышки» на крыше» или в «гнездышках». Поодаль сидит кошка, роль которой исполняет воспитатель. «Воробышки полетели», - говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнездышка и, расправив крылья, т.е. вытянув руки в стороны, бегают врассыпную по всей комнате. «Кошка» тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит: «Мяу, мяу» - и бежит догонять воробышков, которые должны спрятаться от нее на крыше или в гнездышках, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе «в дом».

Правила игры

  1. Воробышки спрыгивают с возвышений или выпрыгивают из обручей по сигналу воспитателя «воробышки полетели».
  2. Воробышки возвращаются на места, когда кошка произносит: «Мяу, мяу».

Указания к проведению игры

  1. Прежде чем начать игру можно предложить детям поупражняться в прыжках – спрыгнуть несколько раз с возвышений и снова влезть на них. Следить, чтобы, приземляясь, дети сгибали колени и опускались на носки.
  2. Надо следить, чтобы во время бега врассыпную дети не наталкивались друг на друга.

  1.  «С кочки на кочку»

На земле чертят две линии – два берега, между которыми болото (расстояние между линиями 30см). играющие распределяются парами на одном и другом берегу. Воспитатель чертит на болоте кочки-кружки (можно использовать плоские обручи) на разном расстоянии друг от друга: 30, 40см. двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остается в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подает увязшему руку и показывает прыжками путь из болота.

Правила: прыгать можно толчком одной или двух ног, выбирая маршрут по желанию; нельзя становится ногой между кочками; тот, кто нарушил, остается в болоте, пока его не выручат; выручать можно после того, как все переправятся на берег.

См. «Учите  бегать, прыгать, лазать, метать» Е.Н.Вавилова. Возраст 6-7лет.

  1. «Наседка и цыплята»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу (по слову). Дети упражняются в беге по разным направлениям и в подлезании.

Описание игры

Дети изображают «цыплят», а воспитатель «наседку». На одной стороне площадки огорожено веревкой место-«дом», где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40-50см).

Сбоку, в стороне, помещается «большая птица».

Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «ко-ко-ко». По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.

Когда воспитатель говорит «большая птица», все цыплята бегут домой.

Игру можно повторить 3-4 раза.

Правила игры

  1. По зову, наседки все цыплята выбегают из дома, подлезая под веревку.
  2. По сигналу «большая птица» цыплята должны возвращаться домой.

Указания к проведению игры

  1. Веревка должна быть натянута примерно на высоте 40-50см от земли. При такой высоте дети могут подлезать на четвереньках. При большей высоте (60-70см) дети не опираются руками о пол (землю), а, подлезая, только сгибают корпус.
  2. Когда цыплята возвращаются домой, воспитатель поднимает веревку повыше, чтобы дети не задели ее.
  3. Роль наседки можно поручать со временем и самим детям.
  4. Воспитатель говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезали под веревку и немного побегали по площадке.

  1. «Мыши в кладовой»

Цель: с помощью этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу. Дети упражняются в подлезании, в беге.

Описание игры

Дети-«мыши» сидят в норках – на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута веревка на высоте 50-40см. это «кладовая». Сбоку от играющих сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель.

Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется.

Повторить игру можно 4-5раз.

Правила игры.

  1. Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет.
  2. Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает.

Указания к проведению игры

  1. В тот момент, когда мыши убегают из кладовой, воспитатель поднимает веревку, чтобы она не мешала детям, а затем опускает ее и бежит догонять мышей.
  2. Воспитатель должен следить, чтобы дети, подлезая под веревку, не задевали ее.

16.Кролики

Цель: При помощи этой игры воспитатель развивает умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Дети упражняются в подлезании, в беге, прыжках на двух ногах.

Описание игры

На одной стороне площадки  очерчиваются кружки – «Клетки кроликов». Перед ними ставятся стульчики, к которым вертикально привязываются обручи, а если нет обручей, протягивают шнур. На противоположной стороне ставится стул – «Дом сторожа», на котором сидит воспитатель. Между домом и клетками кроликов – «луг».

Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группка становится в очерченный кружок.

«Кролики сидят в клетках», - говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки – это кролики в клетках. Воспитатель, исполняющий роль сторожа, поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Бегите в клетки». Кролики бегут домой, и каждый возвращается в вою клетку, пролезая снова в обруч.

Кролики отдыхают до тех пор, пока «Сторож» не выпустит их из клетки.

Игру можно повторить 4-6 раз.

Правила игры

  1. Кролики не выбегают из своих клеток до тех пор, пока воспитатель (сторож) «не откроет клеток» и не выпустит их.
  2. Кролики возвращаются в свои клетки после сигнала воспитателя: «Скорей в клетки!»

Указание к проведению игры.

1)Для проведения игры нужны стульчики и обручи из расчета: два стульчика и один обруч на 3-4 детей.

2) Приготовить все надо до начала игры, чтобы не задерживать ее проведение.

3)Детям следует дать побегать, попрыгать на двух ногах, но следить, чтобы они не переутомлялись.

4) В каждую «клетку» можно поставить скамеечку или стульчики по числу «кроликов», находящихся в клетке.

  1.  «Кто дальше бросит мешочек»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение действовать по сигналу. Дети упражняются в метании правой и левой рукой.

Описание игры

Дети сидят вдоль стен комнаты или по сторонам площадки, лужайки.

Несколько детей, названных воспитателем, становятся на одной линии перед положенной на пол или на траву веревкой или перед начерченной на земле линией. Дети получают мешочки 3-4 разных цветов. По слову воспитателя «бросай» дети бросают мешочек вдаль. Воспитатель обращает внимание детей на то, чей мешочек упал дальше, и говорит: «Поднимите мешочки». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места. Воспитатель называет других детей, которые занимают места бросивших мешочки, и игра продолжается. Игра заканчивается, когда все дети бросят мешочки. Игра повторяется 3-4 раза.

Правила игры

Бросать и поднимать мешочки можно только по слову воспитателя.

Указания к проведению игры

  1. Мешочки с песком даются той группке детей, которая бросает.
  2. Дети, бросившие мешочки, поднимают их и передают рядом сидящим товарищам.
  3. бросать мешочки надо правой и левой рукой.
  4. Перед проведением игры воспитатель показывает, как надо встать и замахнуться, чтобы мешочек упал подальше.

  1. «Попади в круг»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение действовать по сигналу. Дети упражняются в метании правой и левой рукой.

Описание игры

Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связанны; круг может быть также начерчен на земле.

Диаметр круга 1,5-2м. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от этого круга. В руках у детей мешочки с песком. По слову воспитателя «бросай» все дети бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки», - говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, игра продолжается. При повторении игры дети бросают мешочек другой рукой.

Игра повторяется 4-6 раз.

Правило игры

Бросать мешочек нужно по слову воспитателя «бросай», поднимать по сигналу «поднимите мешочки».

Указания к проведению игры

  1. Перед началом игры воспитатель показывает детям, как держать и бросать мешочек в круг.
  2. Вместо мешочков можно бросать шишки.

19. «Сбей кеглю»

Цель: способствовать развитию глазомера

Описание игры

В игре используют пластмассовые кегли. Их устанавливают с интервалом 10-15см друг от друга.

Дети прокатывают по одному шару с расстояния 1-1,5м. Воспитатель отмечает, кто из детей попадает в кегли; помогает тем, кому это не удается, не фиксируя внимания на проигрыше.

  1. «Береги предмет»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает наблюдательность, внимание, ловкость. Дети упражняются в приседании.

Описание игры

Играющие образуют круг. Один из играющих находится в середине круга (водящий), остальные стоят, несколько расставив ноги и держа руки за спиной. У ног каждого ребенка лежит кубик (или другой предмет). Водящий старается взять этот кубик. Желая уберечь его, играющий приседает, закрывает кубик руками и тем самым не дает до него дотронуться. Как только водящий отходит, играющий встает.

Когда водящему удается взять кубик у двух-трех играющих, назначается новый водящий.

Общая продолжительность игры 4-5 минут.

Правила игры

  1. Стоящий в кругу не должен брать предмет, если он закрыт руками.
  2. Не защитивший свой кубик делает шаг назад из круга. Он один раз не участвует в игре.
  3. При перемене водящего стоявшие за кругом становятся в круг.

Указания к проведению игры

  1. Первое время воспитатель должен быть водящим.
  2. Воспитатель следит за тем, чтобы:
  • стоящий в кругу не брал предмет, если он закрыт руками;
  • играющие тотчас же вставали и быстро занимали исходное положение, как только водящий отошел от них;
  • водящий не подходит к одному и тому же играющему.

  1. «Найди свое место»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя) и находить свое место на площадке. Дети упражняются в ходьбе и беге.

Описание игры

Дети сидят на стульях или скамейках, поставленных вдоль стены комнаты или по сторонам площадки, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит: «Какая хорошая погода!» Идите гулять! Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел, - говорит воспитатель, - бегите домой!» Дети бегут к стульям и занимают свои места.

Воспитатель приговаривает: «Кап, кап, кап» - и стучит пальцами о какой-нибудь предмет, изображая, как дождь бьет по крыше.

Постепенно дождь утихает, и воспитатель снова говорит детям: «Идите гулять! Дождь перестал».

Постепенно дождь утихает, и воспитатель снова говорит детям: «Идите гулять! Дождь перестал».

Так повторяется 3-4 раза. После этого дети возвращаются в домики, а воспитатель осматривает их одежду и расспрашивает, не намочили ли они платье, ботинки.

Затем игра возобновляется.

Игру следует повторить 4-5 раз.

Правила игры

  1. Дети уходят из дома по сигналу: «Идите гулять!»
  2. Дети бегут домой по сигналу воспитателя: «Дождь пошел!»

Указания к проведению игры

  1. Игру можно постепенно усложнять: дети вначале занимают любой стул, а затем только свой.
  2. Вместо домика можно устроить переносный навес (из материи, большого платка или одеяла), растягивать которой помогает воспитателю ребенок из старшей группы. Дети прячутся от дождя под навес.
  3. Сначала дети собираются под навесом в определенном месте, а потом навес устраивается в разных местах площадки.
  4. Во время прогулки дети могут собирать грибы, ягоды.
  5. Иногда ходьбу можно заменить пляской.

  1. «Угадай, кто и где кричит»

Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает наблюдательность, внимание, активность.

Описание игры

Дети сидят полукругом на стульях, на ковре или на траве. Перед детьми, на расстоянии нескольких шагов, ставится ширма или протягивается веревка, на которою вешается занавеска. Воспитатель называет кого-нибудь по имени и тот идет за ширму. Педагог договаривается с ребенком, находящимся за ширмой, какое животное или птицу он будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы, блеяние овцы, кудахтанье курицы, лай собаки, крик петуха и другие звуки. Воспитатель предлагает одному из детей отгадать, кто кричит.

Продолжительность игры 4-6минут.

Правило игры

Отгадывать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет воспитатель.

Указания к проведению игры

Если ребенок не знает, какому животному или птице подражать, - воспитатель ему помогает.

1.Вот сидит наш пес Барбос

2. Игра с мишкой

3. Котик и курица

4. «Медвежонок»

5. «Кот Васька»

6. «С шишками»

7. «Разноцветный мячик»

8. «Заинька»
9. «Сорви яблоко»

10. «Пузырь»

11. «Собака и воробьи»

12. «Синички»

13. «Передача шаров»

1. Вот сидит наш пес Барбос

Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты.

Материал: Игрушечная собачка.

Ход игры: Взрослый сидит на стуле, в руках у него игрушечная собачка, которая «спит». Взрослый говорит:

Вот сидит наш пес Барбос,

В лапы спрятал черный нос.

Ребенок встает с места и подходит к собачке.

Ну, Барбос, скорей вставай!

И ребяток догоняй!

2. Игра с мишкой

Ход игры: Взрослый ходит по комнате, переваливаясь, и изображает медведя. Ребенок стоит в противоположном конце комнаты. Взрослый говорит:

Мишка по лесу гулял,

Наших деток искал.

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

«Мишка» садится на стул и «засыпает». Ребенок бегает вокруг, топает ногами и говорит:

Стали дети плясать,

Стали ножками стучать.

Мишка, Мишенька, вставай,

Наших деток догоняй!

«Мишка» просыпается, «рычит» и догоняет ребенка.

3. Котик и курица

Перед началом игры выбирают детей, которые будут исполнять роль котика и курицы. Они встают на противоположных сторонах зала (площадки). Остальные дети – «цыплята» располагаются по всему пространству, где будет проходить игра, и по сигналу взрослого начинают выполнять ходьбу с полунаклонами и выпрямлением (руки за спину) – «ищут червячков», а выбранные дети – произносят свои слова.

Мама-курица сидит

      И цыпляткам говорит:

             Курица Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

                                                            Не ходите далеко.

Раз, два, три, четыре, пять

(делает вид, что считает),

Может котик вас поймать.

С окончанием слов «котик» выбегает и старается поймать «цыплят». Ребенок, исполняющий роль курицы, пытается помешать ему разводя руки в стороны, все время передвигается лицом к ловящему, как бы отгораживает собой «цыпленка»; «цыплята» прячутся – забегают за спину «курицы». Ребенок, которого все-таки запятнали, выбывает из игры.

Правила игры. 1. При передвижениях «котик» и курица» не должны касаться друг друга руками.

2. «Цыплята» не трогают за спину «курицу».

Примечание. В игре 4-летних детей роль курицы исполняет взрослый.

4. «Медвежонок»

По всей площадке расставлены предметы – «деревья» (высотой 5-15см – для детей среднего возраста, 5-30см – для детей старшего возраста). Можно использовать гимнастические скамейки.

Перед началом игры выбирают «медвежат» и «пчелок». Варианты распределения ролей:

*2 «пчелки»

*Девочки – «пчелки», мальчики – «медвежата», и наоборот;

*Дети делятся поровну и запоминают, кто будет «пчелками», а кто – «медвежатами» (старший возраст).

«Пчелки» встают в круг на одной стороне площадки, а «медвежата» - около предметов. По сигналу взрослого «пчелки» начинают ходьбу по кругу с произнесением слов:

Сладкий, желтый, вкусный мед медвежонок знает.

Ох, как любит мишка мед! Он в дупло влезает.

Зы-зы-зы, жи-жи-жи – мишеньку кусают.

Это пчелки в дупле мед свой охраняют.

В это время «медвежата», передвигаясь от одного предмета к другому, выполняют подъем на них и спуск.

С окончанием слов «пчелки» кусают (пятнают) «медвежат». Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

5. «Кот Васька»

Цель: развитие быстроты, расширение словарного запаса.

Ход игры

Дети «мышки» водят хоровод. Один ребенок изображает кота, он прогуливается перед «мышками» (идет на носочках, оглядывается  то вправо, то влево, мяукает).

Взрослый и дети поют:

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

А бежит хвост трубой.

Васька кот – озорной.

Глазки закрываются.

Спит, иль притворяется?

Зубы у кота – острая игла! Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут.

Тише мыши, уходите,

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Вот проснулся Васька-кот –

Разогнал весь хоровод!

«Кот» догоняет «мышек», а они убегают от него.

6. «С шишками»

Взрослый приносит корзиночки  и предлагает детям пойти в лес за шишками. По полу рассыпают шишки, дети бегут «в лес» и «собирают шишки» в корзиночки, при этом напевая песенку:

Дети по лесу гуляли,

Дети шишки собирали.

Ай люли, ай люли!

Дети шишки собирали

И в корзиночку их клали.

Ай люли, ай люли,

И в корзиночку их клали!

После этого взрослый спрашивает, много ли шишек собрано, и просит показать наполненную корзиночку. Присев на корточки, малыши ставят корзинку на пол и отдыхают. Взрослый поет:

Сели дети отдыхать,

Захотелось им поспать

Появляется Мишка (взрослый берет игрушечного мишку). «Мишка» рычит и спрашивает: «Где мои шишки?». Взрослый, обращаясь к детям говорит: «Мишка за шишками идет, скорее, высыпай шишки и беги домой!» Ребенок высыпает шишки и корзиночки и убегает на свое место.

7. «Разноцветный мячик»

Разноцветный мячик

По дорожке скачет.

По дорожке, по тропинке,

От березы до осинки,

От осинки поворот –

Прямо к Ире (Саше)

В огород!

Играющие перекидывают мяч от одного к другому. На две последние строки получивший мяч отбивает его от пола (4 раза), после чего все убегают, а названный по имени водящий старается осалить мячом убегающих от него участников игры.

8.Сорви яблоко

Цель: обучение прыжкам.

Материал: Яблоки или шарики.

Ход игры: Взрослый изображает яблоню, в каждой руке он держит по яблоку или шарику.

Руки вытянуты на уровне головы ребенка – это «ветки», которые шевелятся от ветра. Ребенку предлагают сорвать яблоко. Он протягивает руки к нему, но «яблоня» сразу не поддается: «ветки» качаются из стороны в сторону, вверх и вниз.

Ребенок подпрыгивает, стараясь схватить яблоко, и в конце концов это ему удается.

«Сорванные» яблоки остаются у ребенка, а взрослый берет другие яблоки и предлагает «сорвать» их.

9*. «Пузырь»

Описание игры

Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки.

Вместе с воспитателем они говорят:

    Раздувайся, пузырь,

       Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опускают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.

Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, и игра возобновляется.

Игру можно повторить 3-4 раза.

Правила игры

Говорить хором «хлоп» и приседать на корточки можно только после слов воспитателя «пузырь лопнул».

Указания к проведению игры

  1. Слова «пузырь лопнул» воспитатель может словами «воздух выходит». Тогда все играющие, не разрывая сцепленных рук, медленно сходятся к центру, произнося «тсс…»
  2. После слов «да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит «полетели пузыри». Дети разбегаются, кто куда хочет (в пределах площадки), а воспитатель говорит: «Полетели, полетели, полетели!»

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Дети упражняются в приседании и построении в круг, а в варианте игры – в беге по разным направлениям. Игра способствует развитию речи.

11.«У ребят порядок строгий»

Играющие стоят в колонне по росту. По сигналу расходятся по площадке в любом направлении, повторяя за воспитателем следующие слова:

«У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселей:

Тра-та-та, тра-та-та!»

На сигнал воспитателя «становись» дети снова встают в колонну по росту.

Правила: идти ритмично; слова произносить четко, дружно; строиться в колонну быстро, не толкаясь.

13. «Еле-еле, еле-еле»

Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и говорят:

Еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.

Собака и воробьи


Скок поскок
Скок поскок
Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей
Чив, Чив, чив
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою
Чик-чирик!
(имитируешь движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)
Вдруг собачка прибежала,
Воробушек распугала.

Игра «Синички»
В эту игру можно играть дома, вдвоем с малышом, а можно и в дружной детской компании. Итак.

Дети – «синички» сидят в углу комнаты, сложив «крылышки» и закрыв глаза.
Взрослый говорит стишок, а дети выполняют действия, о которых рассказывается в стишке.

Вот в гнезде проснулись птички -
Разноцветные синички.
Тянут крылышки, встают,
Громко песенку поют.

«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат «пи-пи-пи». 

Птички, крылья расправляйте,
Поскорее вылетайте,
Корм ищите по полям,
По садам и по лесам.

Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате.

Вот нашли в кормушке крошки,
Поклевали их немножко.
Громко клювики стучат.
- Вкусно! - птички говорят.

Присели на корточки, стучат пальцами по полу «клюют». 

Осторожнее, синички,
Повнимательнее, птички!
К вам крадется кот Матвей!
Улетайте поскорей!

«Кот» (взрослый) крадется к детям. «Птички» летят в гнездо. Кот их ловит. 

«Заинька»

Цель: развивать творческие способности ребенка, ловкость и выносливость. Учить ребенка не теряться и проявлять себя с лучшей стороны, находясь в центре внимания.

В эту игру хорошо играть, когда играющих  детей много. С друзьями во дворе, с детьми и взрослыми на дне рождения или в детском саду. Тогда можно проводить игру как хороводную, т.е. все участники располагаются по кругу, а «заинька» - в центре. В этом случае «заинька» сам выбирает того, кто будет следующим «заинькой».

Но можно играть и вдвоем, поочередно становясь «заинькой», и соревнуясь, кто прыгнет лучше (выше, интересней, разнообразнее).

«Заинька» сидит в центре, остальные ходят вокруг него, приговаривая:

-Что ты, заинька, сидишь,

Что ты, заинька, грустишь?

На следующие строчки подходят к «заиньке» и отходят от него (сужают и расширяют круг):

-Ну-ка, заинька, вставай,

Прыгать, зайка, начинай!

«Заинька» встает и начинает прыгать так, как придумает: поскоком, выбрасывая ноги вперед, ноги вместе - ноги врозь, на одной ноге, с поворотами вокруг себя и т.д. Остальные участники хлопают и приговаривают:

-Прыгай, прыгай, не робей,

Прыгай, прыгай веселей!

Вот так, еще раз!

Ну и заинька у нас!

Если прыжки «заиньки» понравились ребятам, то они могут так же попрыгать, а «заинька» похлопает.

Затем «заинька» выбирает вместо себя другого, и игра повторяется. Можно устроить соревнования на лучшего «заиньку».

13. «Передача шаров»

Дети  сидят на стульях по кругу. Воспитатель дает двоим, рядом сидящим детям, по шару и предлагает передавать их (один вправо, другой влево). Когда шары встретятся, дети ударяют их друг о друга, говоря: «Стукнулись». Затем встают и бегут по кругу в противоположные стороны, остальные играющие приговаривают: «Побежали, побежали…» Вернувшись на свои места, дети говорят: «Встретились» - и отдают шары воспитателю. Он передает их другим участникам. Игра повторяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр младшая группа

Игры  с бегомКарточка 1Бегите ко мне. Дети сидят на стульях, поставленных вдоль одной из сторон площадки. Воспитатель стоит у противоположной стороны. Он говорит: «Бегите ко мне, все, все б...

Картотека подвижных игр (младшая группа)

Картотека подвижных игр по программе "От рождения до школы" (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)...

Картотека подвижных игр (младшая группа)

В  процессе проведения  подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.Подвижные игры способству...

картотека подвижных игр младшей группы

ЛазаньеМыши в кладовой. Инвентарь: маска кошки, веревка (длина 4—5 м) или резинка для вдевания. На площадке для игры обозначается линия (длина 3,5—4 м). Дети встают за черту на некото...

Картотека подвижных игр младшая группа

Картотека подвижных игр для младшей группы (3-4 года)...

Картотека подвижных игр младшая группа

Картотека подвижных игр младшая группа...