Консультация для родителей "Стили семейного воспитания и их роль в воспитании детей"
консультация

Скотынянская Надежда Анатольевна

Данный материал полезен родителям как дошкольников, так и учеников школы. Материал содержит описание существующих стилей семейного воспитания, особенности влияния каждого стиля на развитие личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stili_semeynogo_vospitaniya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка»

        Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания детей.

        Задачи:

- информировать родителей о существующих стилях воспитания;

- показать родителям важность и значимость семейного воспитания;

- способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями;

- содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания;

- помочь родителям  определить  свой  стиль воспитания детей в семье;

-дать практические рекомендации по воспитанию детей.

        

        Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта.

        Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. 


        
В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях: 

• как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; 

• как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений, 

• как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств; 

• как старший друг и советчик, которому можно доверять. 


        Внутри семьи, родители создают для своих детей определенную среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают развивающие игры и игрушки, книги; заботятся о положительных примерах и образцах поведения).

        Воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых. При этом каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, то есть различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала и зависят результаты воспитания.

        В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. 

Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения.

        В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей.

Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания. 

В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен.

Существует 3 основных стиля воспитания:

Авторитарный

демократичный

либеральный.

Они по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка.
        Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.
        
При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят.  Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки. 

        Рекомендации для родителей, применяющих авторитарный стиль воспитания:
• откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;

• не предъявляйте ребенку завышенных требований;

• замените приказы и требования, просьбами и предложениями;

• учитывайте интересы и желания ребенка;

• будьте немного уступчивее по отношению к ребенку;

• не ограничивайте самостоятельность ребенка;

• поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.

        Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения.
Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, придерживающимися других стилей воспитания.

        При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.
Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.

        Рекомендации для родителей, использующих либеральный стиль воспитания:

• уделяйте больше внимания воспитанию своих детей;

• интересуйтесь их проблемами и успехами;

• оказывайте ребенку помощи в преодолении трудностей и решении проблем;

• чаще контролируйте поведение ребенка;

• создайте в семье атмосферу любви, тепла и доверия.

Наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение.

        Также хотелось бы отметить, что большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. 

 В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении.

Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче.


        Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за воспитание не только своих детей, но и последующих поколений.

        

 

Приложение 1

Тест: «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?»

 (модификация Р. В. Овчаровой)

Инструкция: выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов. 


1. Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами?
А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит; 

Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться; 

В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе. 

2. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без спросу чужую игрушку?
А) отругаете его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться; 

Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему право самому принять правильное решение; 

В) предоставите возможность детям самим разбираться в своих проблемах. 

3. Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение?

А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так». 

Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас молодец; 

В) порадуетесь; 

4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка? 

А) строго накажу;

Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не 
принято; 

В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы.

5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать? 

А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание; 

Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются; 

В) займетесь своими делами. 

6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он  под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримите?

А) разозлитесь и отругаете ребенка;

Б) расскажите ему о своих планах и попросите одеваться быстрее;

В) попытаетесь сами быстренько его одеть.

7. Какова ваша стратегия воспитания? 

А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его; 

Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком; 

В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача  родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков. 

8. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации?

А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать;

Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в кровати

В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время.

9. Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы предпримите?

А) заставите его выполнить ваше поручение; 

Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме;

В) ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.

10. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А) постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить;

Б) попробую разобраться, что его побудило солгать;

В) расстроюсь.


Обработка результатов:

        Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В.

Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания.

А – авторитарный 

Б – демократичный 

В – либеральный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Семейные традиции и их роль в воспитании детей.

Консультация для родителейСемейные традициии их роль в воспитании детей....

Консультация для родителей "Семейные традиции и их роль в воспитании детей"

Одной из основных задач, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями является воспитание нравственно – патриотических чувств у детей. Главным условием является тесная взаимосв...

Консультация для родителей «Семейные традиции и их роль в воспитании детей»

Одной из основных задач, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями является воспитание нравственно – патриотических чувств у детей. Главным условием, которой является тесная взаим...

Консультация для родителей "Семейные традиции и их роль в жизни детей"

Ценности семьи невозможно описать словами. Проще всего привести в пример ребёнка. Первое слово, которое он произносит, это «мама», он совершает свои первые шаги, учит алфавит, познаёт мир....

Консультация для родителей "Семейные традиции и их роль в воспитании ребенка"

Семейные традиции – основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста....