Родительское собрание "Как преодолеть капризы ребёнка"
консультация

Родительское собрание «Как преодолеть капризы ребёнка»

Цель собрания - обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства.

Помогает решить следующие задачи:

1. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.

2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.

3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_kak_preodolet_kaprizy_.docx44.47 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 «Как преодолеть капризы ребёнка»

Цель собрания - обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства.
Помогает решить следующие задачи:


1. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.


2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.


3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.

Оформить красочные памятки «Как преодолеть капризы»

Причины капризов и упрямства:

-нарушение режима дня,

-смена обстановки,

-обилие новых впечатлений,

-плохое самочувствие во время болезни,

-переутомление (физическая перегрузка).

Преодолеть капризы можно, если:

Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку, вырвутся из зависимости от капризного ребенка: то есть будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя», научат ребенка хотеть, то есть вырабатывать настойчивость в достижении цели, развивать самостоятельность, благодаря совместной со взрослыми деятельности.

Ход собрания

Песня «Большой хоровод» (муз. Савельева, сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта):

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

 Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.

Да, наши дети рождаются именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачается ли жизнь капризами и упрямством - это во многом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребенку избавиться от этих черт характера - об этом наш разговор за круглым столом, в ходе которого мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребенка.

Что мы понимаем под словом «каприз»? Это когда ребенок понимает - нельзя, но настаивает. Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда - только на капризы, а бывает - на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребенка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5—3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте около 5 лет. Капризность же обычно развивается, начиная с 4 лет, и во многом определяет поведение ребенка в среднем и даже в старшем школьном возрасте.

И упрямство, и капризы - две стороны одного и того же нарушения в поведении: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых - в капризах.

Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения.

Почему возникают капризы? Каковы причины их возникновения?

Зачитываются ответы на вопрос анкеты № 3, после чего родителям предлагается ответить на вопрос: в чем отличие капризов от упрямства?

Обобщение: капризный ребенок от упрямого отличается не только излюбленными выражениями (любимые слова упрямых - «я хочу», а капризных - «я не хочу»), но и тем, что для «упрямца» самое главное - не уступить взрослому, «настоять на своем», а у «капризули» - желание всегда находиться в состоянии «готовности к капризу».

На ваше рассмотрение предлагается две знакомые ситуации. Миша - упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму.

Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша не доволен. «Я хочу только компот, - заявляет он решительно, - и еще с котлетой я люблю картошку, которая была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают. Мальчик твердо стоит на своем. «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговоров, как положено». Миша не отступает: «Сначала я буду есть компот. Прямо сейчас. А твою котлету — после». Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает сама кормить мальчика супом. Он выплевывает его прямо на рубашку. Мама разъяренно кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется в тарелке! А компот вообще не получишь!». Миша отталкивает тарелку и при этом проливает часть супа на стол. Эта сцена продолжается довольно долго. Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает сразу две, восклицая: «За что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот ...»

А вот как ведет себя капризница Таня.

Ей предложили молочный суп, курицу с рисом и морс. Она с недовольным видом отворачивается от стола: «Не хочу суп»! Бабушка, всплеснув руками: «Танечка, он такой вкусный, кушай, а то остынет». Таня: «Я не люблю теплый. Я вообще не хочу». Суп остывает, Таня опускает в суп ложку и говорит: «Фу, пенки. Я не люблю пенки, у меня они в горле застревают».

Бабушка в отчаянии: «Ну, а что же ты будешь?» Таня: «Я ничего не буду. Раз у нас нет супа, я хлебушек буду (с подчеркнуто грустным видом жует хлеб)».

Бабушка не может этого вынести: «Танечка, давай насыпем в супчик вермишели. Ты сама насыплешь и будет вкусно-вкусно». Таня с некоторой заинтересованностью соглашается. Бульон снова греют, Таня засыпает его вермишелью, ей это интересно, она радостно говорит: «Ой, как будто маленькие червячки пошли купаться! Они плавать будут ...». Бабушка воодушевлена - ей, может быть, удастся заставить внучку поесть. Суп на столе, и снова у Тани весь интерес пропал. «Я не хочу-у-у су-у-пу- у, — тянет она, - я не люблю суп ...». Бабушка уговаривает, упрашивает, пробует кормить девочку сама, рассказывает сказку - все бесполезно: Таня отворачивается, плачет. Удается «впихнуть» в нее несколько ложек. После этого суп убирается, и та же история повторяется с курицей.

Не стоит удивляться, что на такой обед уходит около 2-х часов, а бабушка и внучка встают из-за стола совершенно измученные. Не наевшаяся девочка не может заснуть после обеда, переутомляется и капризничает еще больше, отравляя вечер и себе и взрослым.

Ваше мнение, родители? Какие ошибки допущены взрослыми в данной ситуации?

Обобщение: Мишина мама не должна ставить на стол одновременно все три блюда и предоставлять, таким образом, ребенку возможность выбора. А когда она уже видела, что Миша, образно говоря, готов полезть в бутылку, лучше было частично пойти ему навстречу, разрешить, например, отпить глоток компота до еды. Но при этом не «делать ему одолжение», не подчеркивать важность этого разрешения, вообще не акцентировать на этом внимания, а в мягкой форме сказать, например, так: «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить обед. Отпей четверть стаканчика - это знаешь сколько? Это половина от половины стакана». Разумеется, такие разговоры и уговоры за столом не вполне уместны, но все же лучше, чем ссора и конфликт.

А со стороны Таниной бабушки было бы лучше не предлагать множество разных вариантов в надежде, что девочка согласится на что-то, а либо решительно лишить ее обеда (или только супа), либо уговорить ее съесть, но уж никак не идти на поводу у капризного «не хочу». Более эффективен был бы первый способ, но бабушка вряд ли в силах проявить такую решительность. Ясно, что такими мерами невозможно исправить характер капризного ребенка, разве что удастся избежать именно этих «обеденных» сцен. В целом же для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали бы все члены семьи.

При этом очень важно единодушие - твердо выработанная линия поведения всех окружающих ребенка взрослых: малыш легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека - именно того, кем можно управлять, пользуясь своим любимым оружием.

Музыкальная пауза

«Не хочу!» — как часто слышим мы эту фразу от ребенка. На него нельзя ни повлиять, ни остановить в этот момент, а заканчивается все так же внезапно, как и начинается. Это не ураган и не землетрясение. Это обыкновенное детское упрямство.

Педагог Е.А. Аркин говорил: «Борьба с упрямством - борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка, это борьба за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на уважение к нему даже и тогда, когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели».

Согласны ли вы с ним? Есть ли у вас аргументы для доказательства правильности этих слов?

Что могут сделать родители, если ребенок упрямится?

а)        Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

б)        Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.

в)        Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять.

г)        Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Из опыта. Как-то Юля раскапризничалась, и я, чтобы ее отвлечь, рассказала сказку про Машу и трех медведей, только вместо Маши, была Юля. Слушали все мои дочери, и всем сказка очень понравилась.

Сначала я Юлю «вставляла» в разные сказки, потом просто рассказывала всякие истории из Юлиной жизни, в том числе и разные небылицы, а затем стала рассказывать то, что на самом деле бывает, было или происходит сейчас. Я старалась говорить о Юле, которая не плачет, не капризничает, сдерживается, если хочется поплакать, в общем, о Юле, какой хотелось бы быть. И удивительно! Стоило мне сказать, если Юленька вздумает заплакать: «Что теперь рассказать - как Юля плакала?», как Юля сразу переставала всхлипывать. Удивительно хорошо это успокаивало ее - это желание быть той хорошей Юлей.

Понравились ли вам эти приемы? Чем? Какие у вас были случаи, когда вам удавалось успокоить ребенка?

Музыкальная пауза

Жалобы родителей на неаккуратность ребенка занимают второе место после жалоб на капризы и упрямство за столом. Причина здесь та же самая: родители не учитывают возможностей малыша, его возрастных особенностей. Требовать от ребенка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал руками землю или камушки, не становился на колени в новых брюках, не гладил бездомного котенка, не мял и не рвал одежду, а когда плачет, вытирал глаза не кулаком, а чистым платочком - бесполезно. У ребенка нет врожденного стремления к чистоте, аккуратности - эти качества могут быть сформированы лишь в процессе воспитания.

Вовина мама очень сердилась на сына за то, что он часто роняет игрушки с полок и не убирает их на место. Она ругает его, запрещая даже подходить к полкам, а если малыш все-таки подходит, напряженно за ним следит, волнуется, нервничает. В результате чего Вова начинает сбрасывать игрушки на пол уже специально, раскидывает их и кричит: «Не буду подбирать! Не хочу!»

Были ли в ваших семьях подобные случаи? В чем вы видите причину упрямства и капризов Вовы? Каков выход из ситуации?

А вот еще ситуация на ваше рассмотрение.

Илюша двух с половиной лет с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий колготки почти надеты, но ...наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движение, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!». «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам». Мама сокрушенно вздыхает: «Когда только научится». А каковы ваши действия в данной ситуации?

Музыкальная пауза

На ваших столах - памятки: «Как преодолеть капризы». Прочитайте, пожалуйста, их. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему? Помогут ли эти советы в преодолении капризов у детей?

Прежде всего, взрослым нужно изменить свое обычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хоть и с опозданием, усвоит, что нельзя - это нельзя, а надо - это надо, что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен.

Одновременно взрослые должны сделать еще одно, более сложное дело - сформировать у ребенка способы поведения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить свои собственные желания; выработать настойчивость в достижении поставленной цели, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность, которая у таких детей обычно совершенно не развита. Самое сложное - сделать все это так, чтобы ребенок воспринял принятые меры не как наказание, а наоборот, как радость, в этом нет ничего невозможного. Основным источником радости для ребенка является совместная со взрослым деятельность, разнообразное общение не по привычной схеме «хочу — не хочу».

Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его отсутствие. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечнйх уговорах или обсуждении того, чего ребенок не хочет, а чего хочет. Нужно разнообразить опыт общения детей со взрослыми и сверстниками, включая их общее дело, увлечь им. Если капризному ребенку что-то интересно и он занят совместной деятельностью, он забывает капризничать. Крайне важно, чтобы в эту деятельность были включены не только он и родители, но и другие дети, знакомые, соседи, друзья. Всем вместе интересно лепить снежную бабу, строить крепость, прыгать через лужу и ловить бабочку, интересно играть с детьми в подвижные игры.

Дома надо всемерно поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самому сделать что-то интересное: постирать белье кукле и свои носочки, порадоваться, какими они становятся чистыми; самому сложить книжки на полке — сказки со сказками, а раскраски - с раскрасками; самому убрать игрушки или самому построить «гараж» и поставить туда все машины. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает «сам». Элемент самостоятельности в большинстве случаев воспринимается дошкольником как очень важная и новая, прежде недоступная, привилегия. Этим надо воспользоваться и всячески поддерживать в избалованном ребенке убежденность, что ему очень повезло, когда, например, ему разрешили самому поставить на стол тарелки (даже если одна разбилась), полить цветы, покормить рыбок, или что-либо еще. Не надо бояться, что со стороны это может выглядеть смешно - в данном случае результат важнее. Стоит только приложить старание и преодолеть привычку все делать за ребенка и предлагать ему уже в готовом виде - и тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем

больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы. И хотя капризы исчезают далеко не сразу, цели вполне можно достигнуть.

В целом же для искоренения и упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.

«Маска откровения»

У нас двое детей. Дочери - один год девять месяцев, сыну - два месяца. Раньше Надюша сама просилась спать, мы ее укладывали в кроватку. Но пока я находилась в роддоме, муж приучил ее засыпать рядом с собой. Теперь такой возможности нет, и когда мы кладем девочку в кроватку, она этому всячески сопротивляется, кричит, долго и громко плачет, даже скулит, и маленький Саша просыпается. Уговаривала, объясняла спокойно - результата - никакого.

Иногда так выводит из себя, что однажды не выдержала и наказала ее ремнем, хотя раньше этого никогда не делала. Теперь, когда укладываем, постоянная «колыбельная»: «Возьму ремень». Сначала замолкает, а потом принимается за свое. Угрозы, крик не действует. Чувствую, ребенок нервничает, начинает отдаляться от меня, теряется у нас контакт, душевность, взаимопонимание ...

Посоветуйте, как помочь ребенку преодолеть дурную привычку, отучить плакать по пустякам.

Что же можно посоветовать в данном случае? Попробуйте поставить перед девочкой цель: заснуть самой. Цель будет принята ребенком, если покажется привлекательной. Постарайтесь разъяснить, что утром ее ждет какое-то удовольствие, маленькая радость. Например: вы вместе с ней что-то сделаете, почитаете, поиграете. Дайте девочке почувствовать, что она по-прежнему любима, но с рождением брата у нее появились новые права: быть маминой помощницей. Уложите сына спать так, чтобы Надя почувствовала, что она помогает вам в этом. А потом и сама помощница должна отдохнуть, чтобы быть здоровой и веселой. Почитайте ей книжку, спойте песенку, а потом скажите, что вы очень любите свою хорошую девочку, но вы должны идти работать: стирать пеленки, мыть посуду. Объясните девочке, что сидеть подольше вы с ней не можете, но верите, что Надя — хорошая девочка и умеет засыпать сама. Чтобы было не страшно и не скучно — пусть любимая игрушка «заснет» рядышком.

«Острое блюдо»

1. Капризы и упрямство часто сопровождаются плачем. Как вести себя с плачущим ребенком? Что делать, чтобы ребенок перестал плакать, как успокоить? Например: ребенок просит купить игрушку, которую вы купить не можете.

Успокоить его можно, отвлекая внимание. Это искусство вроде бы простое, но всегда ли мы умеем его использовать? Постоянно приходится видеть, как мамы, бабушки отвлекают плачущего малыша чересчур прямолинейно, а потому и бесполезно: «Вон смотри, какой мальчик...», «А вот собачка бежит...». С такими приемами далеко не уедешь: малыш отлично понимает, что его специально пытаются отвлечь, обмануть, и только сильнее сопротивляется попытке обвести его вокруг пальца.

В отвлечение надо «сыграть». И начинать только с себя, а ребенок тут должен быть как бы ни причем. Вы вроде заинтересовались сами чем- то неожиданным, а вовсе не привлекаете его внимание. Причем хорошо, чтобы это неожиданное было действительно новым для него, пусть и пустячок, но новым (монетка, какая-нибудь вещичка). Взять на прогулку «неожиданные пустяки», чтобы чем-то отвлечь внимание, какой-нибудь шарик, колечко - словом, что угодно.

И вот как это выглядит. Начинается без видимой причины плач, капризы - делаю вид, что поглощенно рассматриваю вытащенный из кармана предмет. Рассматриваю и удивленно рассуждаю сама с собой: «Интересное какое колечко. Точно помню, что когда выходила из дома, камушек на нем был синий, а теперь он красный. Я безмерно поражена. Может он, побывав в темноте, в кармане изменил цвет? Ну-ка, ты, Наташа, положи в карман, а потом вытащи - какой станет?»

Чего надо избегать в таких случаях, от каких плохих примеров вы хотели бы предостеречь других?

а)        Не стыдить ребенка за плач, не выговаривать ему, что он большой и как ему не стыдно. Стыдя плачущего, не успокаиваем его, а добавляем боли. Ему и так плохо, а вы сообщаете ему, что на него все смотрят, что он ведет себя постыдно. После этого разве полегчает? Сочувствие или отвлечение - вот что нужно.

б)        Не грозить за плач наказанием и не наказывать за это. Это жестокость в чистом виде. Особую боль ребенку доставляет не шлепок, а враждебность папы или мамы. Это для маленького самое горькое. Замечали, как после шлепка плач становится более отчаянным? Не на удар реакция, а на враждебность. Думается, во многих случаях это происходит потому, что родители на публике стыдятся плачущего ребенка. Но стоит понять, что многие из людей, которые слышат и видят вашего плачущего ребенка, не возмущаются из-за шума, а сочувствуют малышу, ну а если кто и станет возмущаться и пытаться угрозами помочь делу, как «я тебя заберу», с чистой совестью игнорируйте их. Они не любят детей и не понимают их.

  1. Как быть, если ребенок в истерике бросается на пол, орет, бьет руками, ногами и даже головой об пол?

Когда истерика разражается, попытайтесь не обращать на нее внимание и помогите ребенку преодолеть ее. Разумеется, нельзя уступать ребенку, потому, что тогда он нарочно будет устраивать истерики, желая добиться своего. Не спорьте с ним, потому, что в таком состоянии он не поймет, что был не прав. Иной ребенок скорей остывает, если мать оставляет его одного и занимается своим делом, как ни в чем не бывало. Более упрямый ребенок будет вопить целый час, пока мать не сделает сама шаг навстречу. Например: мать может предложить ему что-нибудь интересное и обнять его, чтобы показать желание помириться, как только худшая часть истерики позади.

Если истерика происходит на людной улице - возьмите его на руки с улыбкой, оттащите в более тихое место, где вы оба сможете немного остыть.

Припадки удушья, когда ребенок становится синим и на минуту теряет сознание, могут быть просто выражение его гнева и упрямства, как и истерики. Припадки пугают мать, но она должна научиться относится к ним спокойно, чтобы ребенок не использовал их с целью добиться своего.

  1. Нужно ли спрашивать 3-х летнего ребенка «Ты хочешь сесть за стол и пообедать?»
  2. Ребенок только что построил корабль, но ему уже пора спать. Как поступить?
  3. Избалованность и капризы - это одно и то же? Да, нет. Почему?
  4. Какие предметы в доме могут стать «волшебными» помощниками, помогающими преодолеть детские капризы?

Конкурс игрушек, изготовленных родителями.

ОКНО - очень короткие новости.

Секреты обращения с детьми, которые страдают истериками:

  1. Дать возможность играть ребенку вне дома, где вы можете не следить за ним так строго.
  2. Иметь предметы дома, которые ребенок может таскать и толкать, на которые может карабкаться.
  3. Иметь достаточно игрушек и предметов домашнего обихода для игры.
  1. Реже запрещать все трогать.
  1. Не просить его подойти надеть рубашку, а просто надеть.
  1. Не прерывать бесцеремонно игру ребенка.

Слово-эстафета

Если бы меня постоянно донимал ноющий ребенок, я бы придумал такие правила поведения, которых придерживалась, не отступая.

  1. Время сна ребенка одно и то же.
  1. Смотреть только определенные телепередачи и не все подряд.
  1. Приглашать в гости друзей только по определенным дням.
  1. Во время посещения магазинов не покупать все подряд, что просит ребенок.

Песня «Большой хоровод», исполняется под гитару или звучит в записи:

Что ж, сегодня у нас появилась надежда на то, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы и упрямство, а значит помочь им обрести радость дружбы, союза с нами, понимание разумной любви.

Чаепитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАПРИЗЫ?

Ваш ребенок в последнее время капризничает и Вы не знаете что делать, как ему помочь? Сначала нужно понять причины капризов и упрямства....

Как преодолеть капризы и упрямство?

Как преодолеть капризы и упрямство?Причины капризов и упрямства:·        плохое самочувствие во время болезни;·        призы...

Как преодолеть капризы.

Советы родителям, чьи дети страдают истериками....

Как преодолеть капризы?

Сначала нужно понять причины капризов и упрямства.     Ими могут быть:Нарушения режима дня. Обилие новых впечатлений. Плохое самочувствие во время болезни. Переутомление ...

Консультация для родителей «Как преодолеть капризы вашего ребёнка»

Консультация для родителей, как преодолеть капризы ребёнка и как себя вести в определённых ситуациях....