Стимуляция речевой активности детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Серебрякова Юлия Николаевна

Рекомендации для родителей  о том, как организовать окружающую среду для стимулирования речевой активности ребёнка 2-3 лет,  основные принципы общения и взаимодействия с малышом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Речь возникает при сохранности необходимых социальных и биологических предпосылок, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы.

Для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами, по которым передается информация.

Не секрет, что сейчас дети в среднем начинают говорить позже, чем их родители. Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей нет. Специалисты выдвигают различные гипотезы, многие из которых не до конца исследованы.

Чем можно помочь ребенку с задержкой речевого развития?

Ключевая рекомендация: не ждать. Для комплексного преодоления задержки речевого развития необходимы общеукрепляющие и развивающие занятия: зарядка, четкий режим дня, массаж, бассейн, другие оздоравливающие мероприятия. Развивайте общие движения малыша: бег, ходьбу, прыжки, ползание, лазание, ловля мяча. Сочетайте движения с музыкой.

Выбирая развивающие занятия, сосредоточьтесь на тех, которые симулируют познавательную деятельность ребенка и дают богатые тактильные ощущения – лепка, рисование руками, игры с разрезными картинками, кубиками и пазлами. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока". Развитие мелкой моторики – залог успеха.

Еще одна важная рекомендация для родителей: уберите подальше гаджеты. Даже развивающие игры, их красочность (такая привлекательная для детей) при отсутствии разнообразия речевого сопровождения и тактильных ощущений лишь тормозят развитие речи. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией.

Научитесь комментировать действия – свои и малыша (оречевлять), пополняя этим его словарный запас. Говорите с ним как можно чаще, рассказывайте ему обо всем, что кажется на ваш взгляд интересным, ведь неговорящий ребенок не задает вопросов, которые необходимы ему для познания мира. Вы сами должны рассказывать ему интересные сведения о природе, игрушках, животных, хозяйстве – обо всем, с чем сталкивается малыш в повседневной жизни. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).

Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.

Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.

Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

Домашний речевой режим:

  • Говорим мало и спокойно. Когда взрослый говорит очень много, ребёнку сложно выбрать из речевого потока те слова, которые он в состоянии произнести.
  • Даём речевой образец. Ребёнок обращается с просьбой ко взрослому, используя, как правило, жесты, возгласы или просто мычание. Взрослый фоном произносит образец для ребёнка, не используя слов «скажи», «повтори». Например, ребёнок просит пить (машет руками и кричит), взрослый спокойно произносит: «Дааай пииить» и т.д.
  • Предлагаем выбор. Ребёнок что-то просит (есть, пить, игрушку и т.д.). Полезно в этом случае предлагать выбор: что ты будешь, молоко или сок, воду или чай, кашу или суп и т.д. Таким образом мы побуждаем ребёнка подобрать нужное слово.
  • Живём в режиме «здесь и сейчас». Говорим только о том, что происходит в данный момент времени. Ни вчера, ни за дверью, а сейчас и здесь!
  • Ребёнок - «иностранец». Представьте, что вы в другой стране и плохо знаете иностранный язык. Никак не можете начать общение. Попробуйте с ребёнком говорить именно так, как вам бы хотелось, чтобы разговаривали с вами.
  • Список слов. Составить список слов, слогов, междометий, которые использует ребёнок, для отработки и повторения в разных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста

Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...

Стимуляция речевой деятельности детей раннего возраста.

Стимуляция речевой деятельности детей раннего возраста....

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Знание закономерностей речевог развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи...

Статья на тему " Приёмы развития речи и стимуляция речевой активности детей раннего возраста ".

Одним из важнейших приобретений раннего возраста является овладение способностью говорить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельн...

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста

Показать, как ведётся работа по стимуляции речевой активности с детьми раннего возраста...

Приёмы стимуляции речевой активности детей раннего возраста.

Своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.Реальную и полноценную пом...