Консультация для родителей "Речевое развитие дошкольника"
консультация

Разработана консультация для родителей по речевому развитию детей 4-5 лет. В консультации описаны особенности развития речи детей в этом возрасте, предложены игры и упражнения для домашнего использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Семицветик»

Консультация для родителей

«Речевое развитие детей 4-5 лет»

                   

                           Подготовила:

                                                Старший воспитатель

                                                  Русько Ольга Петровна

                                                             

                                                   

г. Гурьевск

Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями речевого развития детей.

Задачи:

  1. Повысить у родителей педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей;
  2. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы;
  3. Познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.

Ход:

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.

Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:

  •         приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное  
  • выражение своих мыслей) ;
  •         расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,
  • которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;
  •         речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов) .

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи.

Предлагаем интересные упражнения для развития речи дошкольников.

1.        Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие, маленькие, служебные…);

2.        Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза);

3.        Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает…);

4.        Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце);

5.        Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка, листья);

6.        Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро);

7.        Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);

8.        Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес…);

9.        Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево. Какое? Зачем?);

10.        Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);

11.        Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль -радость);

12.        Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т.к. это является распространенной ошибкой у малышей;

13.        Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки, вязать… шарф;

14.        Составлять фразы: срубленный…, бегущий…, висящий…, жуткий…, холодный…;

15.        Про что можно сказать: холодный -…, холодная -…, холодное -…;

16.        Произносить предложение (“На улице идёт дождь”) по-разному: радостно (и почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?);

17.        Находить антонимы (слова с противоположным значением) в стишке:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.

Теперь скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.

Теперь начало я скажу, ну отвечай…(конец);

18.         Познакомить со словами, которые ничего не значат:

Ложка - это ложка, ложкой суп едят.

Кошка - это кошка, у кошки семь котят.

Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру стол,

Шапка - это шапка, оделся и пошел.

А я придумал слово, смешное слово - плим.

Я повторяю снова - плим, плим, плим…

Вот прыгает и скачет - плим, плим, плим.

И ничего не значит - плим, плим, плим.

19.         “Новые слова" - у лисы длинный хвост - как одним словам сказать - длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги - длинноногий;

20.         Заканчивать предложения:

- Миша пошел гулять (когда?)…;

- Мише стало грустно (отчего?)…;

- Миша обрадовался (когда?)…;

21. «Кто что делает?» Показать картинки с изображением трудовых действий людей и спросить: что делает мама, мальчик, дядя, дворник, садовник и т. д.

22.        Программа требует приучать детей правильно называть предметы обстановки, вещи личного обихода, качество предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус и т. д.).

23.        Дети этого возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие взаимоотношения между играющими.

24. «Что в мешочке» Ребёнок на ощупь должен узнать и назвать предмет, а потом только его достать.

25. «Что изменилось». Выложить в ряд несколько предметов, игрушек. Ребёнок закрывает глаза, взрослый меняет местами 2 игрушки или убирает 1 предмет. Ребёнок говорит, что изменилось.  

Помните, что речь — ребенка- это то, как говорим с ним мы!

Рефлексия:

Я предлагаю каждому из вас взять один стикер и карандаш. На стикере вы напишите наиболее запомнившийся вам вариант игры с ребенком. Либо предложите свой вариант развития речи, который на ваш взгляд эффективен.

Затем педагог проводит анализ ответов родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по речевому развитию дошкольников на основе моделирования

Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно ...

Консультация «Художественно — эстетическое развитие дошкольников»

Консультация для родителей по развитию творческих способностей у дошкольников, через разные продуктивные виды деятельности....

Консультация «Познавательно-речевое развитие дошкольников во взаимосвязи устного народного творчества и экспериментальной деятельности»

Главное достоинство экспериментов  в том, что они позволяют ребёнку взглянуть на мир, окружающий его, под другим углом, несколько с другой стороны. Увидеть новое в уже известном и ,возможно, поме...

консультация для родителей: развитие дошкольника

ознакомление с развитием ребенка по возрастам...

Консультация по сенсорному развитию дошкольников

в данном материале представлен обзор игр, способствующих сенсорному развитию детей...

Консультация "Духовно-нравственное развитие дошкольников"

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...