Методическая копилка воспитателя
методическая разработка (подготовительная группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka_1.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 33»

(МБДОУ «Детский сад № 33»)

 

Методическая копилка

воспитателя

 «Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с организмом человека»

Подготовила: Русакова М.А.

                                   

Ачинск

Дидактической игре отводится особое место в самых различных системах обучения. Игры по ознакомлению детей с организмом человека органично входят во все виды деятельности ребенка.  И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка -  не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

  Дидактические игры по ознакомлению детей с организмом человека способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, но также они способствуют и развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива, вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства.

  Замечу, что дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие. Непременным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, управляют поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определенное количество игрового материала, определяют очередность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).

   Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Выдающийся педагог – реформатор, автор «педагогики сердца» Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что знакомя детей с окружающим миром, мы порой обходим стороной, не обращая внимания на самое близкое, и на мой взгляд не менее важное, чем всё окружающее, это познание себя: Какой я? Что я умею? Из чего я сделан? Как я появился на свет?; строение своего тела, значение и функции каждого органа, отсюда, забота о своём здоровье, укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни.  Много интересного ребёнок видит и узнаёт из жизни. Но, пожалуй, самое интересное и непонятное – это он сам. Тысяча вопросов и пока значительно меньше ответов! Но попытаться познать себя ребёнку необходимо. Это нужно и для понимания состояния других людей, и для развития познавательных интересов, творчества, воображения, без чего человек – не человек. Вот здесь и приходят на помощь дидактические игры, в которых дети находят все ответы на свои вопросы. Необходимо только, чтобы в играх присутствовала бы активная валеологически правильная, развивающая задача.

Свою работу по ознакомлению детей с организмом человека через дидактические игры построила в три этапа.

 На первом этапе познакомила детей с особенностями  строения человеческого тела. Давая знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?» Поняв это, ребёнок не только сможет назвать своё имя, фамилию, возраст, домашний телефон и адрес, имена и отчества родителей и другие заученные факты, но и научиться различать недостатки и достоинства (свои и других людей), объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение.  В игровой форме,  стоя перед зеркалом, дети узнали, чем отличаются люди друг от друга (высокие, низкие, толстые, худые, старые, молодые, дети и взрослые) и что общего у разных на вид людей (люди похожи друг на друга формой тела).

  Чтобы дети могли лучше запомнить строение своего тела, разучили стихотворение:

Быть у каждого должна

Очень "умной" голова.

 Я верчу ей как умею

Голова сидит на шее.

 Животик, спинка, грудь,

Их вместе всех зовут – туловище.

 Съел еду я всю, и вот

Мой наполнился живот.

На прогулке не забудь

Закрывать от ветра грудь.

 Руки – чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

 На руке сидят мальчики

Очень дружные пальчики

 Бегут по дорожке

Резвые ножки.

 Спотыкнулся через Генку

И ушиб себе коленку .

Также около зеркала ребятам предлагали изобразить как, по их мнению, выглядит здоровый и больной человек. Вместе анализировали их внешний вид. Дети самостоятельно делали вывод, что здоровый человек всегда улыбается, у него хорошее настроение, он опрятно одет и причесан.

В дидактической игре «Назови и покажи» мы называли какое-то действие, а дети называли соответствующую часть тела и показывали её.

Дидактическая игра «Найди на ощупь названную часть тела».

Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела.

Дидактическая игра  «Собери человечка»

Цель: закрепить названия основных частей тела человека, собрать человечка из частей (геометрических фигур)

В игре «Части тела человека» дети должны были прочитать и определить местоположение этой части. Цель: закрепить названия частей тела человека, определить их местонахождение.

Дидактическая игра « Моё лицо»

Цель: учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица. Развивать тактильные ощущения.

Содержание. Используя различные материалы, дети составляют человека или его лицо; дают описательный рассказ о лице, его форме и т.д.

 Изучая органы чувств, или с помощью чего человек познает окружающий мир, ставила  цель: сформировать у детей первоначальные представления об органах чувств, с помощью которых человек познает мир; сообщить элементарные сведения; развивать зрительную, слуховую и моторную память, внимание, наблюдательность. Вначале  рассмотрели  плакат  «Органы чувств», выяснили , для чего нужен каждый орган.

Дидактическая игра «Наши помощники – органы чувств»

Цель: закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаём мир; уточнить, какое значение для человека имеет слух, обоняние, осязание, вкус, зрение в познании окружающего мира; учить подбирать соответствующие карточки к определённому органу чувств; воспитывать потребность быть здоровым.

Дидактическая игра « Все помощники нужны, все помощники важны, а кому какой важнее?»

Цель: активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определённой профессии.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: упражнять детей в подборе пары благодаря тактильным ощущениям( с завязанными глазами).

Дидактическая игра « Чьи уши»

Цель: закрепить знания детей о значении слуха в жизни зверей и людей.

   На втором этапе знакомила детей с внутренними органами человека. При ознакомлении с внутренними органами объясняла детям, что человеческое тело имеет сложное внутреннее строение. Внутренние органы можно увидеть с помощью специальных медицинских аппаратов. Рассмотрели плакат  «Строение тела человека», рассказала детям, для чего нужен человеку каждый орган, какую функцию он выполняет, прочитали познавательную литературу.

Дидактическое пособие «Что у нас внутри?»

Цель: познакомить детей с внутренними органами человека. Закреплять знания о строении человека, о функциях внутренних органов. Развивать познавательный интерес детей, обеспечивая возможность самостоятельной, интересной познавательно-исследовательской деятельности. Стимулировать интерес детей к познанию. Развивать мышление, память, внимание, способность к самоконтролю. Подвести детей к пониманию необходимости заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни.
К пособию прилагается книга, из которой дети узнают, какую функцию выполняет тот или иной внутренний орган. Данное дидактическое пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности с детьми по ознакомлению со строением человека. Например: воспитатель задает вопросы

- Где находятся легкие?

- Где находится сердце?

- Какие функции они выполняют? И т.д.

Дети отвечают на вопросы, рассказывая какие функции, выполняют внутренние органы в организме и крепят их на места. Применение пособия возможно в различных областях. В области «Здоровье» дети узнают о вреде вредных привычек для человека, о необходимости здорового образа жизни. В области «Познание» узнают о строении человека, самостоятельно смогут провести исследовательские действия. В областях «Социализация» и «Коммуникация» учатся объяснять свои действия и доказывать правильность суждений. Так же дети могут использовать его в самостоятельной деятельности, что способствует развитию их исследовательских способностей.

Объяснила детям, что главным органом у человека является сердце, что сердце у каждого размером с его кулак,  для чего человеку необходимо сердце, что случится, если оно  не будет работать.

Дидактическая игра « Найди сердечко» 

 Цель: закрепить знания детей о работе сердца, его местоположение        

Далее беседовали о том, что необходимо делать, чтобы сохранить своё сердце здоровым.  Предлагали  игры по укреплению работы сердца.

Дидактическая игра « Как помочь сердцу»

Цель: прививать детям здоровый образ жизни.

Дидактическая игра: «Выбери продукты, полезные для работы сердца»

Цель: закрепить знания детей о пользе продуктов, содержащих витамин В.

Дидактическая игра «Мой желудок»

Цель: учить детей распознавать на картинке желудок наполненной пищей.

Дидактическая игра «Узнай и назови».

Цель: различать и называть кровеносные сосуды по толщине

Ход: ведущий называет кровеносный сосуд (вена, артерия, капилляр), а игроки выбирают ниточку соответствующей толщины.

 Цель третьего этапа — формирование представлений о факторах, влияющих на здоровье человека, закрепление знаний о здоровом образе жизни. Дидактическая задача: закрепить знания о том, как уберечь, как ухаживать за разными органами и частями тела, какие есть вредные для здоровья привычки и продукты.

При помощи серии дидактических игр, детей подводила к мысли о том, что организму для здоровья необходимы разные полезные продукты и витамины. Это такие игры, как: «Полезно — вредно », «Составь меню», «Чудесный мешочек», «Красный — синий», «Разложи правильно».

Дидактическая игра « Здоровый малыш»

Цель: закрепить знания детей о том, что вредно, а что полезно для нашего организма.

Дидактическая игра  «Витамины»

Детям дается рисунок тела человека. Вокруг расположены буквы – обозначающие витамины, содержащиеся в продуктах. От каждого витамина к определенному органу проходит линия лабиринта.

 Дидактическая игра «Где живут витамины»

Цель: познакомить детей с основными витаминами «А», «В», «С», «Д»; в каких продуктах  они содержаться, какую роль играют для здоровья человека; учить объединять карточки в одну группу витаминов; развивать внимание, мышление, память; воспитывать у детей желание принимать витамины в пищу.

Организуя работу на этом этапе, стараюсь показать, что здоровый человек должен не только ухаживать за своим телом, но и соблюдать режим дня, заниматься спортом, много гулять, закалять свой организм. Этому, например, способствует  организация двигательной активности на прогулке.

На прогулках организую  шутливые игры: попрыгай, побегай, не сгибая колен; стань маленьким, низкого роста; стань большим; достань веточку на дереве и т.д. Выполняя эти упражнения, ребенок понимает, зачем нужны руки, ноги, колени, локти, пальцы на руках и ногах.

Использую в своей работе словесные игры, ведь они не требуют специального оборудования. В них можно играть на прогулке: «Нужно - не нужно», «Полезно - вредно», «Съедобное -  несъедобное», «Что я вижу одним глазом»; игры на дыхание «Пузырь»,  «Ветерок», «Чья птичка дальше улетит?»; на развитие слухового внимания «Повтори, что услышал»,  «Где звенит?».

 Вывод:  дидактические игры помогут детям получить знания о себе, своем теле, сформировать осознание важности каждой системы организма для полноценного здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Методическая копилка воспитателя ДОУ.

Примеры проблемных ситуации...

Методическая копилка воспитателя

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему:«Удивительные свойства воды»Цель: создать условия по ознакомлению удивительных свойств воды.Задачи:1. Познакомить дет...

Методическая копилка воспитателя, задания для детей старшей — подготовительной группы “Математическое развитие”

Методическая копилка воспитателя, задания для детей старшей — подготовительной группы “Математическое развитие”АктуальностьПроблема раскрытия способностей и задатков математического ...

Методическая копилка воспитателя по ранней профориентации

Методическая копилка по ранней профориентации во всех возрастных группах ДОУ   Автор: Евсюкова А.ДВоспитатель      2020гАННОТАЦИЯ...

Методическая копилка воспитателя

Методическая копилка представляет собой портфолио, демонстрирующее уровень профессионализма воспитателя. Она представляет собой набор профессиональных инструментов, с помощью которых можно подготовить...

Методическая копилка воспитателя

Методическая копилка воспитателя группы раннего возраста...