Развитие самостоятельности в младшем дошкольном возрасте
консультация (младшая группа)

Колядина Марина Ивановна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samostoyatelnosti.docx14.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие самостоятельности в младшем дошкольном возрасте»

Самостоятельность – это не только умение маленького ребёнка завязывать шнурки без посторонней помощи, или увлечённо играть в своей комнате в одиночестве. Это более широкое понятие, в которое входит:

- инициативность – способность действовать по собственному побуждению, а не по принуждению или просьбе взрослого;

- ответственность – готовность исполнять свои обещания и обязанности, понимание последствий, к которым могут привести поступки, а так же осознание того, что личные успехи и достижения зависят только от тебя самого;

- уверенность в своих силах и адекватная самооценка;

- умение ставить цели и достигать их, принимать решение.

Самостоятельность формируется в 1,5-2 года, когда ребёнок начинает активно познавать мир.

Наличие вышеперечисленных качеств символизирует взросление ребёнка. Чем он самостоятельнее, тем больше похож на взрослого.

Он способен позаботиться о себе, адекватно оценить опасность и принять решение в критической ситуации. Это положительно скажется в будущем в учёбе, дружбе, семейных отношениях, в карьере.

 Если ребёнок растёт не самостоятельным, то причина в поведении родителей, именно они делают детей несамостоятельными, выбирая неудачный стиль воспитания, который душит детскую инициативность и ответственность в зародыше.

Причины:

1.Чрезмерный контроль. Диктовать ребёнку его действия удобно – это экономит время, но учит лишь выполнять команды, а не ставить себе задачи самостоятельно. Ребёнок в таком случае растёт прекрасным исполнителем, но предпринять что-либо сам не в состоянии.

2.Гиперопека. В страхе за здоровье и будущее ребёнка родители окружают его чрезмерной заботой, выполняя за него большинство задач – от самообслуживания до выбора друзей. Ребёнок привыкает, что за него всё делают другие, и оказывается не готов ко взрослой жизни, где нужно самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу и нести ответственность.

3.Завышенные ожидания. Когда родители ждут определённых достижений, при этом не придавая значения промежуточным успехам. В отсутствии стимула (похвалы) ребёнок теряет мотивацию, не осознаёт ценность своих ежедневных усилий и маленьких побед, его самооценка падает.

4.Неготовность принять взросление ребёнка. Некоторым родителям нелегко смириться тем, что ребёнок может иметь своё мнение, они стремятся оградить его от ошибок, запрещая те или иные вещи. Это провоцирует конфликты и если верх в них одерживает родитель, ребёнок теряет уверенность в себе и контроль над собственной жизнью.

Воспитание самостоятельности – это искусство постепенно отпускать ребёнка, принимая его взросление, способность иметь свою точку зрения, делать ошибки и учиться на них. Если не сделать это вовремя, в будущем ребёнок едва ли:

- достигнет успеха в карьере, поскольку не сможет отстоять своё профессиональное мнение;

- сможет взять ответственность за свою семью и детей, потому что у него отсутствует этот навык;

- едва ли будет рисковать, стремиться к переменам, тк будет испытывать страх перед неизведанным и не уверен в своих силах.

Задача родителей до 3-х лет поощрять проявление самостоятельности и мягко подталкивать к выполнению определённых действий. Максимум свободы действий, при этом не забывая о мерах безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние стиля воспитания матери на развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

Личностное развитие ребёнка, как известно, начинается от рождения и заканчивается после окончания школы приобритением социально - психологической самостоятельности и независимости. Самостоятельность -...

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

рекомендации как развить самостоятельность детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей: "О развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста".

В материале говорится о том, как любые способности или конкретные умения маленьких детей развиваются только в процессе интересной для них игровой деятельности....

Создание условий для развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в режимные моменты.

Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей. Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со ...

Развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста

В большинстве случаев поступление ребенка в ДОО сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. В целом проблема дезадаптации пр...

Использование фольклора как средства развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста

Использование фольклора как средства развития самостоятельности детей младшего дошкольного возрастаАвтор: Шадрина Ирина Николаевна, воспитатель...

Консультация для родителей "Развитие самостоятельности у младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Развитие самостоятельности у младшего дошкольного возраста"...