Практикум для родителей "Взаимосвязь школьной неуспеваемости и нейропсихологических связей"
консультация (старшая группа)

Шнайдер Жанна Николаевна

" Взаимосвязь школьной неуспеваемости и нейропсихологических связей "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_roditeley_mezhpolush.docx48.14 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

https://media.istockphoto.com/vectors/neurons-and-human-emotions-illustration-vector-id616226954?k=6&m=616226954&s=612x612&w=0&h=JwJneXg2lUezB7B5sYvktKsHxBt2F3LKuc2d8lcIW5I=(старший дошкольный возраст)

" Взаимосвязь школьной неуспеваемости и нейропсихологических связей "

Подготовила: учитель- логопед

Шнайдер Ж.Н.

Волчанский ГО – 2021 год

При чем тут нейропсихология?  Оказывается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня введение грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках (Соболева, 2002). Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга.

Правое полушарие преимущественно о взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга» (Лурия, 1969), то можно представить, что трудности овладения письмом для этой группы детей вполне объяснимы. Хотите убедиться, что ошибки в русском языке часто происходят не из-за детской лени, а из-за особенностей нейропсихологического развития, характерных для современных детей? Попробуем популярно объяснить, с функционированием каких отделов мозга связана грамотность. Все отделы мозга, по А. Р. Лурия, условно разделены на три блока (Лурия, 1972). Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность. На самом деле такие дети могут быть очень смышлеными и сообразительными, просто их энергетического ресурса хватает ненадолго. На уроке они зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожи и мешать другим. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция.

Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентации, а это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках применения правил грамматики. Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв. При недостаточном развитии третьего блока — блока про - граммирования и контроля — ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками). Во-вторых, не соблюдает общие нормы поведения. Ребенок может встать во время урока, играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают. При каких условиях это может произойти? Во-первых, если ребенок живет за городом, в хороших экологических условиях и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг городских детей. Во-вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверстниками в различные игры, правила которых выдумываются и дополняются по ходу игры. В-третьих, занимается активными физическими упражнениями. Но даже при этом у большинства детей отмеченные трудности сохраняются или вообще прогрессируют.

Что же предпринять наблюдательному, неравнодушному, думающему учителю и любящему родителю, желающим научить ребенка родному языку? Постоянно напоминать о его «глупых ошибках» и отвратительном почерке? Нарисовать страшную картину будущего всех безграмотных людей? Нанять репетитора или стать им? Засадить за дополнительные занятия? Можем сказать сразу: ни один из вышеперечисленных способов не поможет. Более того, подобные действия нанесут ребенку моральную травму: к трудностям овладения родным языком прибавится еще и страх, еще и ненависть к предмету, еще и досада на родителей...

 Взрослые склонны приписывать участившиеся двойки лени или невнимательности. Но как понять, что ребенку действительно трудно дается правописание? Определить это можно по характеру ошибок.

 Если характер ошибок схож с примерами, приведенными ниже, тетрадь вашего ученика сигнализирует: «Нужна помощь!» (Соболева, 2006): ♦ отсутствуют пропуски между словами и предложениями; ♦ не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса; ♦ зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие перевернуты в другую сторону; ♦ повторение одной и той же буквы: пироп вместо пирог; ♦ замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр); ♦ ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель; ♦ пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин); ♦ забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв; ♦ нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого — к крупному). Помочь ребенку может хороший специалист, знающий не только тонкости русского языка, но и основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка. Но и другие «заинтересованные лица» способны освоить некоторые простые методы, используя которые можно преодолеть подобные трудности в письме. Эти методы представлены в книге. А. Е. Соболева, Е. Н. Емельянова Пишу без ошибок.

 Родителям! ♦ Знайте все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши. ♦ Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой — или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам. ♦ Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следите за тем, чтобы ребенок по утрам принимал контрастный душ, правильно питался (полезная для ума пища — бананы, орехи, мед, лимо ны). ♦ Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей». ♦ Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения. ♦ Попросите учителя информировать вас об успехах ребенка. ♦ Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной прогулки или на катке — и успех будет обеспечен. ♦ Не забудьте о важной составляющей грамотного письма — чтении.

Игры

Мельница

Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Все играющие становятся в круг на расстоянии не меньше 2-х метров друг от друга. Один из игроков получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. постепенно скорость передачи увеличивается. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Примечание. Игру можно усложнить тем, что кто-то будет отбивать ритм, под который игроки будут перебрасывать друг другу мяч, т.е.е задействовать слуховое внимание. Кроме того, этот ритм может меняться (то быстрее, то медленней).

Золушка

Цель: развитие распределения внимания.

Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.

Кто быстрее?

Цель: развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, закрепление зрительного образа буквы.

Условия игры. Детям предлагается как можно быстрее из фасоли или гороха выложить заданную букву.

Данное задание целесообразно предлагать ребенку на занятиях по обучению грамоте для смены видов деятельности. Это задание является великолепным способом для снятия напряжения и переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одной темы.

Не пропусти мяч

Цель: развитие внимания, умение работать в команде.

Условия игры. Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего – ногой выбить мяч из круга. Задача игроков – не выпустить мяч. Разнимать руки нельзя. Если мяч пролетит над руками или головой игроков, удар не засчитывается. А вот когда мяч пролетит между ног, водящий выигрывает, становится игроком, а на его место встает тот, кто пропустил мяч.

Аисты-лягушки

Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности, развитие слухового внимания, координации движений.

Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущий хлопнет два раза, игроки принимают позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Примечание. Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо большее количество поз – так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы.

Цветные ладошки

Цель: развитие внимания, умения действовать по инструкции, развитие волевой регуляции.

Условия игры: Педагог из разноцветного картона вырезает вместе с детьми три силуэта детской ладошки: красный, желтый, зеленый. Затем все участники игры договариваются, что, когда ведущий (сначала взрослый, а затем — кто-то из детей) поднимет зеленую ладонь — «кричалку», — можно бегать, кричать, прыгать; желтая ладонь — «шепталка» — позволяет двигаться и переговариваться шепотом; по сигналу «молчалки» — красной ладошки — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

Кольцеброс

Цель: закреплять умение подбирать слова на заданный звук, развивать умение работать в команде.

Условия игры. Ребёнку предлагается подобрать слово на заданный звук и попасть кольцом на конус. Если игра проводится в команде, то побеждает та, у которой за определённый промежуток времени будет больше слов и попаданий.

Игра способствует активизации словаря. Здесь мы можем в игровой форме закреплять понятие звука, умение подбирать слово на заданный звук, умение слышать себя и контролировать своих друзей. Т. к. задание выполняется в игровой двигательной форме, то дети не утомляются, повышается их интерес к обучению.

Поиграем с картинками

Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти, автоматизация звука.

Условия игры: Перед ребёнком выкладывается ряд картинок по определённой теме. Ребёнком проговаривается, что на них изображено и для чего предназначено. Затем даётся установка, что ребёнок должен внимательно посмотреть и запомнить в какой последовательности они расположены. После этого картинки убираются из поля зрения и выкладываются только после называния ребёнком.

Найди звук

Цель: развитие фонематического восприятия, слухового внимания

Игра на развитие фонематического восприятия в движении. Хорошо идёт работа над определением наличия звука в слове.

Условия игры: Дети встают в круг, им даётся установка о том, какой звук мы ищем в слове. Игра производится с мячом. Если в слове есть заданный звук, то ребёнок ударяет об пол мячом, если нет, то подкидывает вверх и возвращает ведущему. Игра усложняется за счёт увеличения темпа или за счет того, что ведущим становится ребёнок.

Какой предмет я загадала?

Цель: развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве, закрепление употребления в речи предложных конструкций.

Условия игры: Раскладываются предметы на разном расстоянии друг от друга. Ребенку, в зависимости от его возможности, дается инструкция. Например, подойди к предмету, который находится справа от мяча, но ближе, чем кукла. Или подойди к предмету, который ближе всего к тебе, дальше всего от мяча. Затем можно спросить, где находится кукла, мяч и т.д. Тем самым мы закрепляем умение ребенка ориентироваться в пространстве, внимательно слушать инструкцию, правильно использовать предложные конструкции.

Обезьянки

Цель: взаимодействие движений глаз, языка, рук, ног как единый отлаженный механизм.

Условия игры: Ребенку предлагается по сигналу открыть одновременно рот, глаза и ладони и так же по сигналу одновременно закрыть.

«Снежный ком»

Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности, расширение словаря по определённой теме.

Условия игры. Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например “слон” (если тема игры – “Животные”). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, “слон”, “жираф”. Третий говорит: “слон”, “жираф”, “крокодил”. И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель.

Примечание. Аналогичны образом можно придумывать “Детектив”, по одному слову складывая сюжет. Например: “Ночь”, “улица”, “шаги”, “крик”, “удар” и т.д. можно разрешить детям подсказывать друг другу, но только используя жесты.

«Здравствуй пальчик»

Цель: развитие мелкой моторики, дифференциация звуков, формирование межполушарных связей, концентрация внимания. Задание хорошо использовать для дифференциации смешиваемых звуков.

Условия игры. Предлагаем ребенку соединять пальчики правой руки, произнося слоги с согласным «Ш», а левой руки, с согласным «С». Усложняется работа, когда педагог дает слоги в разнобой.

Литература:

1.Сборник под ред. П.Н Лосева, Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет.-М., 2005

2. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников.- С-П., 2002

3.Лалаева Р.И Логопедическая работа в коррекционных классах.-М.,2004

4. Ефимов И.О. Современная нейрофизиология речи и слуха.-С-П.,2009

5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.-М.,2011

6. Забрамная С.Д., Баровик О.В. От диагностики к развитию.- М.,2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие зрительно-моторной координации и ориентации в пространстве как средство профилактики школьной неуспеваемости".

Консультация для родителей«Развитие зрительно-моторной координации и ориентации в пространстве как средство профилактики школьной неуспеваемости»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей ...

Причины и подходы к школьной неуспеваемости

В данной статье вы найдете причины школьной неуспеваемости...

Семинар-практикум «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС»

Семинар-практикум «Организация предметно-развивающей среды ДОУ  в связи с введением ФГОС» Подготовила: Феофилова Г.В. Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании пр...

Развитие пространственных представлений как профилактика школьной неуспеваемости.

В буклете предложены   игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений  у детей дошкольного возраста....

Направления деятельности ПМПк по предупреждению и преодолению школьной неуспеваемости и дезадаптации обучающихся

Статья содержит рекомендации по реализации работы ПМПк в образовательной организации, направленные на предупреждение дезадаптации обущающихся....