Консультация для родителей "Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию"
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_02.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №25»

Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Октябрьская, 100а.Тел. 88655362686,

 тел., факс 88655362677, эл. почта – detsad25_2012@mail.ru, официальный сайт https://detsadn25.stv.prosadiki.ru/

Консультация для родителей на тему:

«Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».

Выполнила:

Комаревцева Е.Н.,

воспитатель,

первая категория        

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом и пр.

Как много умений требуется от малыша, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться!

Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков: мыть руки, полоскать рот, пользоваться ложкой, одеваться и раздеваться и пр. Эти навыки – одна из составляющих культуры поведения человека в быту.

В приобщении малыша к здоровому образу жизни особо важно овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.

Гигиеническая культура осваивается через приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

Многие малыши к двум годам умеют есть самостоятельно, хотя делают это еще медленно и недостаточно аккуратно. Повседневные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результаты; к трем годам дети едят уже быстрее, увереннее, опрятнее, однако многие еще держат ручку ложки в кулачке (это им легче).

Именно на третьем году жизни закладывается фундамент гигиенической культуры. Я выделила 2 задачи по обучению культурно-гигиеническим навыкам:

  1. воспитание культурно-гигиенических навыков: самостоятельно (с помощью взрослого) мыть руки перед едой, по мере загрязнения, вытирать насухо лицо и руки полотенцем, вытирать нос, пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, носовым платком, расческой), вытирать ноги у входа, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.
  2. воспитание навыков культуры поведения: учить детей здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), не выходить из-за стола, не окончив есть, после еды говорить «спасибо», бросать мусор в определенном для этого месте, аккуратно пользоваться туалетом, не топтать зеленые насаждения.

Занятия с детьми данного возраста носят игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Сначала я приучала их к гигиеническому индивидуализму: своя расческа, свое полотенце, свой носовой платок, для того чтобы не причинить ненароком беды ни себе, ни другим.

На первоначальном этапе обучения достаточно, чтобы ребенок знал  места хранения предметов личной гигиены, умел находить эти предметы и отличать их от других, и дать понять малышу, что пользоваться нужно только своими.

Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания я использую дидактические игры, которые являются для малышей наиболее подходящей формой обучения.

В играх с куклами у маленьких дошкольников формируются культурно-гигиенические навыки  и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

Чтобы научить малыша мыть руки, я предварительно рассматриваю с ними сюжетные картинки, где изображены: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).

Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, использую игры с водой, мыльными пузырями. Дальше провожу дидактические игры с игровым персонажем, например – Неумейка. Неумейка появляется с грязными руками, предлагаю детям помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); затем научить персонаж делать «мыльные перчатки».

Для выбора дидактических игр, входящих в педагогический процесс, я отбираю только те, которые доступны для детей моей группы.

В процессе работы над формированием у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания я подобрала и систематизировала дидактические игры по следующим направлениям:

Дидактические игры при воспитании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

1. Умывание.

Дидактическая игра «Водичка, водичка…».

Цель. Вызвать у детей положительный настрой, желание включаться в процесс самообслуживания. Уметь на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процесс умывания, предметы, необходимые для его осуществления.

Дидактическая игра «Научим Неумейку мыть руки».

Цель: Закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. Учить правильно называть предметы туалета. Обогащать словарный запас, активизировать в речи слова, обозначающие действия.

Дидактическая игра «Мыльные перчатки».

Цель. Научить ребенка тщательно мыть руки, правильно намыливая и смывая грязь. Ощутить радость от чистоты своего тела. Активизировать словарь: мыло, мыльница, намыливать, мыльные, пена, смывать.

Дидактическая игра «Девочка чумазая».

Цель:  Учить детей купать куклу, запоминать последовательность игровых действий. Побуждать к использованию в игре предметов-заместителей. Обогащать игру новыми сюжетами. Активизировать словарь: купаться, мыть, теплая, мыльная. Воспитывать добрые чувства, заботливое отношение к кукле.

Дидактическая игра «Купание куклы Кати».

Цель: Учить детей доброму отношению к кукле; помочь запомнить и активизировать в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, полотенце, мыльница, намыливать, смывать, вытирать, горячая, холодная, теплая вода.

2. Одевание и раздевание.

Дидактическая игра «Научим Катю раздеваться».

Цель: Помочь детям запомнить последовательности раздевания; учить их аккуратно вешать и складывать одежду.

Дидактическая игра «Катя проснулась».

Цель:  Помочь детям вспомнить последовательность процесса одевания; закрепить названия предметов одежды; воспитывать заботливое отношение к кукле-партнеру по игре.

Дидактическая  игра «Одевание куклы после сна».

Цель. Научить детей воспроизводить 3-5 последовательных действий. Закрепить знания детей о предметах одежды и порядке их надевания. Формировать умение договариваться в ходе игры.

Дидактическая игра «Каждая ножка – в  свой домик».

Цель. Учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку (количество швов), отыскать отверстия для каждой ноги, надеть колготки, собрав их в гармошку). Вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.

Дидактическая игра «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться».

Цель. Освоение одевания как целостного процесса самообслуживания, закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий. Обучение элементарному самоконтролю предметно-схематической модели последовательности одевания на прогулку. Закрепление названия предметов. Умение предложить помощь, поблагодарить.

  1. Дидактические игры при воспитании навыков культурного поведения.

Дидактическая игра «Кукла Маша у нас в гостях».

Цель: Закрепить знания детей о чайной посуде. Активизировать речь. Формировать навык поведения за столом, общения с гостем. Воспитывать приветливость, заботливость.

Дидактическая игра «Кукла ждет гостей к обеду».

Цель:  Закрепить знания детей о посуде и мебели, их назначении. Продолжать учить объединять в сюжет несколько игровых действий. Расширять представления детей о процессе приготовления пищи. Побуждать к использованию в речи развернутых предложений. Воспитывать заботливость.

Дидактическая игра «День рождения куклы».

Цель: Закрепить знания детей о посуде, продуктах, мебели. Продолжать учить объединять в один сюжет несколько игровых действий. Дать представление о сервировке стола. Активизировать словарь: поздравить, угостить, приять гостей, порадовать. Воспитывать умение сопереживать.

Дидактическая игра «Мы встречаем гостей».

Цель: Учить детей правильно называть отдельные предметы посуды, формировать представления об их функциях. Закреплять некоторые правила и навыки культуры поведения во время еды. Воспитывать приветливость, заботливость.

4. Дидактические игры при основах формирования здорового образа жизни.

Дидактическая игра «Кукла делает зарядку».

Цель: Закрепить знания детей о частях тела человека. Формировать представление о направлении движения: вверх, вниз, вперед, назад. Закрепить знания о порядке надевания одежды. Учить объединять несколько игровых действий в один сюжет. Воспитывать доброжелательность.

 Дидактическая игра «Кукла заболела».

Цель: Продолжать учить детей объединять несколько игровых действий в один сюжет. Закрепить  и расширить представления о враче, его действиях, инструментах, которыми он пользуется. Обогатить словарь понятиями: лечить, компресс, пожалеть, приласкать, градусник. Воспитывать чуткость.

Дидактическая игра «Лечение куклы».

Цель: Продолжать воспитывать у детей участливое отношение к кукле, желание заботиться о ней. Учить брать на себя игровые роли мамы, врача, сестрички. Способствовать усложнению игры в «Больницу».  Активизировать словарь: болит, лечить, больница, микстура.

Дидактическая игра «Встреча с доктором Айболитом».

Цель: Разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой. Способствовать обогащению сюжетов детских игр.

       Очень важно помнить, что занятия должны создавать у  детей хорошее настроение, вызывать радость. Ребенок радуется тому, что узнал новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиями и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Положительные эмоции у детей вызывает прослушивание и заучивание потешек и стихов.

Например:

Водичка, водичка умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок

Ладушки, ладушки,

С мылом моем ладушки,

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложка!

В кране булькает вода,

Очень даже здорово!

Умывается сама

Машенька Егорова

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком.

Подошла к нему корова,

Причесала языком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей - "Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию?"

   Режим дня– это жёсткий распорядок жизни в течении суток. Он упорядочивает режим жизни, организует поведение, переход от одного вида деятельности к другому, что создаёт ...

Консультация для родителей на тему: "Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию"

Режим дня – это жёсткий распорядок жизни в течении суток. Он упорядочивает режим жизни, организует поведение, переход от одного вида деятельности к другому, что создаёт благоприятные условия для физич...

Консультация для родителей «Как приобщить ребенка к гигиене и самообслуживанию?»

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Здоровье человека закладывается в де...

Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию

Рекомендации для родителей "Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию"...

Консультация для родителей на тему Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию

Консультация для родителей на тему Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию...

Консультация для родителей на тему: "Как приобщить ребенка к гигиене и самообслуживанию"

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Здоровье человека ...

Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста на тему: «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».

Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста на тему: «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию». ...