Консультация для родителей Домашний игровой уголок дошкольника
консультация (младшая группа)

АНАСТАСИЯ ЛЕОНИДОВНА БАКЛЫКОВА

Каким должен быть домашний игровой уголок  и когда ему следует появиться у ребенка? Вопросы далеко не праздные, и ответы на них не очевидны для родителей.  Многие, к сожалению, вообще не задаются такими вопросами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domash_igrov_ugolok.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Домашний игровой уголок дошкольника

       Каким должен быть домашний игровой уголок  и когда ему следует появиться у ребенка? Вопросы далеко не праздные, и ответы на них не очевидны для родителей.  Многие, к сожалению, вообще не задаются такими вопросами.

       Чтобы ответить на них, прежде всего, определимся с возрастным диапазоном. Возраст от одного года до трёх лет психологи обозначают как «ранний», от трёх до шести лет как «дошкольный».

       Ребёнок раннего возраста (от года до двух лет) существует в тесной связке с близким взрослым, его самостоятельные занятия очень кратковременны, он все время привлекает к ним взрослого. Ребенок – везде. Весь дом – его развивающая среда, она широка и неконцентрирована,  хотя у него уже есть  специальные развивающие предметы – игрушки. Когда ребёнку исполняется два года, развивающая среда должна отделиться от домашней обстановки в целом, сконцентрироваться в особом пространстве, где ничто не помешает ребенку заниматься своим делом, а он сам не будет мешать взрослым. Это значит – пора организовать игровой уголок.

        Игровой уголок – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно, и он мог полноценно развиваться?

         Прежде всего, для игрового уголка понадобится детский стол – простой, незатейливый, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т.п.  Нужны два детских стула (один для ребенка другой для взрослого, который при необходимости сможет легко присоединиться  к ребенку).

     Стол надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать и сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.

        Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка (из двух-трёх полок, на высоте доступных руке ребенка), несколько больших пластиковых или картонных емкостей для игрового материала. Необходимо также  предусмотреть свободное место на полу, где ребёнок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков. Эту «напольную» часть  игрового уголка целесообразно обозначить ковриком.

       Оформленный таким образом игровой уголок занимает немного места. Ребенок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам. В игровом уголке ребенок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок.

      На самом деле, для игрового уголка нужно не так уж много. Для  всех  этих видов деятельности, развивающих дошкольника, материалы, которые обеспечивают сразу несколько видов деятельности.

       Для сюжетной игры это средних размеров кукла (в одежде мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка) и мягкое животное. Такие игрушки – персонажи обычно становятся своеобразными компаньонами ребенка – игрушечная посуда, складная кукольная коляска, грузовик.

        Для конструирования понадобится большой строительный набор  из дерева (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету).

        Для рисования и лепки необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти (эти материалы должны все время пополняться по мере расходования).

       Наполним уголок несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность: мозаикой,  детским лото с картинками, складными кубиками.

      На стеллаже отведем место для детских книг (слушание книг и рассматривание иллюстраций дает мощный импульс развитию ребенка).

     Чтобы игровой материал стимулировал дальнейшее развитие ребенка, необходимо в 4-5 лет (в переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту) пополнить игровой уголок материалами, также имеющими универсальное значение.

      Для сюжетной игры это настольные макеты: кукольный дом (для девочки), крепость (для мальчика) транспортных средств, набор солдатиков и роботов, которые будут «населять»   эти макеты и позволяют ребенку выстроить целый «игровой мир». Эти игрушки открывают неисчерпаемые возможности для творческой игры.

       Для конструирования надо обзавестись кнопочным конструктором типа «Лего».

       Мозаика, пластилин, бумага и карандаши не терпят своей универсальной развивающей ценности, но чтобы ребенок открыл новые возможности этих материалов, необходимо дополнить их раскрасками, альбомами с образцами поделок, орнаментов, рисунков, стимулирующих ребенка к копированию образцов и к собственному творчеству.

       Для исследовательской деятельности понадобятся разнообразные наборы сюжетных картинок, лото с более сложным содержанием (для классификации).

       Однако в реальной жизни «начинка» игрового уголка определяется не только родителями. Кроме специально подобранных развивающих игрушек и материалов, накапливается очень много случайных.

      Надо иметь в виду, что избыток игрушек плохо сказывается на развитии ребенка.

     Как же быть, когда накапливается слишком много ненужного? Время от времени стоит вместе с ребенком заняться расчисткой игрового уголка. Старые изношенные игрушки выбросить, что-то отнести в детский сад, раздать.  Однако надо иметь в виду, что дети - большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками.

     Если у ребенка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности: набором кеглей, скакалкой, мячами  разных размеров.

     Главное, надо помнить, что  игровой уголок – личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Домашний игровой уголок дошкольника"

Консультация для родителей "Домашний игровой уголок дошкольника"...

Консультация для родителей "Домашний игровой уголок"

Домашний игровой уголок.Консультация для родителей.     В каждом доме, где есть ребенок, ему должно быть выделено определенное место для игр и занятий, для хранения игрушек....

Консультация для родителей. Домашний игровой уголок дошкольника.

Игровой уголок - это личное пространст­во ребенка, где он имеет возможность сво­бодно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно и он мог полноценно развиваться?...

Консультация для родителей "Домашний игровой уголок младшего дошкольника. Его безопасность"

В этой консультации предложены рекомендации родителям о том, каким должен быть домашний игровой уголок и как его обезопасить для ребенка....

Консультация для родителей «Домашний игровой уголок младшего дошкольника. Его безопасность»

Консультация  для родителей «Домашний игровой уголок младшего дошкольника. Его безопасность»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ДОМАШНИЙ ИГРОВОЙ УГОЛОК ДОШКОЛЬНИКА"

Игровой уголок – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать.Как его устроить, чтобы ребенку было удобно, и он мог полноценно развиваться?...

Консультация для родителей «Домашний игровой уголок дошкольника»

Консультация для родителей «Домашний игровой уголок дошкольника»Выполнила: Грушанина Е.М.Игровой уголок – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно дейс...