Мастер-класс для педагогов и родителей "Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Клаптюх Ирина Леонидовна

Данный материал повысит компетентность педагогов и родителей в вопросах приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_mnemotehnika.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Клаптюх Ирина Леонидовна         Приложение 4

Мастер – класс для педагогов и родителей

«Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Практическая часть Метод мнемотехники помогает научить детей отгадывать загадки о предметах, объектах или явлениях природы. Уважаемые взрослые, предлагаю вам нарисовать мнемодорожку к загадке:

Задание 1. Нет, не муха, а летает.
Высоко она взлетает.
На цветочках отдохнет,
И порхать опять начнёт (Бабочка)

Алгоритм построения мнемотаблицы к загадке

Рисуем мнемодорожку, состоящую из 4 квадратов, расположенных линейно.

В первом квадрате рисуем: муху зачёркнутую.

Во втором квадрате рисуем: облака.

В третьем квадрате рисуем: цветы.

В четвёртом квадрате рисуем: крылья и знак вопроса.

i

i (1)

i

i (1)

?

При пересказе литературных текстов мнемотаблицы активизируют речевую деятельность, речь детей становится четкой, связной, последовательной.

Задание 2. Уважаемые коллеги, родители, давайте составим схему – модель мнемотаблицы для пересказа рассказа «Бабочка - лимонница» Наступила весна. Пригревало ласковое солнышко. Лужайка покрылась разноцветным цветочным ковром. Над ним порхала бабочка - лимонница. Мимо летел скворец. Он увидел бабочку - лимонницу и захотел съесть. Испугалась бабочка - лимонница и притаилась на одуванчике. Летал вокруг скворец, летал, но не увидел бабочку - лимонницу. Так и улетел ни с чем.

Алгоритм построения мнемотаблицы к рассказу «Бабочка - лимонница»

1.Пишем букву «В», рисуем солнце. «Наступила весна. Пригревало ласковое солнышко».

2.Рисуем много цветов, над ними бабочку – лимонницу. «Лужайка покрылась разноцветным цветочным ковром. Над ним порхала бабочка – лимонница».

3.Рисуем скворца. «Мимо летел скворец. Он увидел бабочку - лимонницу и захотел съесть».

4.Рисуем одуванчик, над ним бабочку - лимонницу. «Испугалась бабочка - лимонница и притаилась на одуванчике»

5.Рисуем улетающего скворца. «Летал вокруг скворец, летал, но не увидел бабочку - лимонницу. Так и улетел ни с чем».

В0071-0812-1116-3845_royalty_free_smiley_face_sun_outline

i

i

Как-нарисовать-скворца-карандашом-поэтапно-5

coloring-pages-flowers-zezag-14

00111bd57ae84c0a22d972cc0d347a003c07f5c4

Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми весьма результативно. Применяя метод мнемотехники - стихотворение запоминается быстрее. К тому же, разучивание становится для дошкольников делом весёлым, а содержание текста – понятней и доступней.

Этапы работы над стихотворением:

1.Первичное чтение стихотворения педагогом.

2.Установка цели на заучивание стихотворения.

3.Повторное чтение стихотворения педагогом с опорой на мнемотаблицу.

4. Работа с текстом стихотворения по вопросам.

5.Словарная работа над новыми и незнакомыми словами в тексте.

6.Чтение стихотворения педагогом с опорой на мнемотаблицу

7.Хоровой повтор стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

8.Индивидуальное рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу

Задание 3.

А сейчас попробуем составить мнемотаблицу к стихотворению М.Блинниковой «Бабочка – бантик» Над травой порхает ... бантик?

Нет, наверно это фантик разноцветный от конфет?
Знает кто из вас ответ?
Ой, есть крылышки у чуда! Прилетело ты откуда?
Тихо бабочка присела, отдохнула и взлетела.
Так с цветочка на цветок, я порхаю весь денёк.

i

t6_g5

97384_html_m7d7c6328

?

i

i (1)

i

Рефлексия: Уважаемые коллеги, родители! Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек. Если, Вам понравился мастер – класс, и вы будите применять мнемотехнику в своей работе, пусть прилетят бабочки жёлтого цвета.  Ничего не поняли по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки синего цвета. Уважаемые коллеги нам было приятно с вами работать. Спасибо за сотрудничество.

Литература

1.Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Санкт-Петербург, 2005 год.

2.Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. - Москва, 2005 год.

3.Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – Санкт-Петербург, 2000 год.

4.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / журнал «Дошкольное воспитание» №10/1990 год, с.16-21.

5.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / журнал «Ребёнок в детском саду» №2/ 2004 год, с.59-62.

6.Е. А. Юзбекова Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии ребёнка). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – Москва, издательство ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.  В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц вли...

Использование мнемотехники в речевой развитии детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей. ...

Консультация для педагогов «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

    В консультации для педагогов представлены теоретические аспекты и практические задания....

Мастер - класс "Использование нейроскакалки в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ"

       Из п. 2.6. ФГОС ДО следует, что содержание программы ДОО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и оватыва...

Мастер-класс Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”»

Мастер-классТема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке вр...

Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Сообщение«Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»Добрый день коллеги!Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии дет...