Консультация для родителей дошкольников на тему: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие".
консультация (младшая группа)
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружающем нас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие.
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружающем нас.
Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) подразумевает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Сенсорное развитие ребенка – один из способов знакомства и познания мира вокруг, в котором задействована работа всех чувств. Благодаря ощущениям наше представление о разных особенностях окружающей среды обширны, они формируют понятие полного образа предметов. Различить цвет, форму и размер помогает зрительное восприятие, за тактильные ощущения отвечает кожное восприятие (твердый, мягкий, шершавый, гладкий и т.д.).
В истории дошкольной педагогике проблема сенсорного развития всегда занимала одно из главных мест. В жизни ребенка окружает многообразие красок, запахов, цветов, форм и других свойств объектов, но без правильного педагогического вмешательства взрослых это понимание будет поверхностным. Начиная с младшего дошкольного возраста восприятие, необходимо развивать и совершенствовать. Развитие сенсорных способностей дошкольников происходит в процессе освоения детьми разнообразных видов деятельности (трудовой, изобразительной, конструктивной). Благодаря сенсорному развитию у ребенка развивается восприятие и формируется представление о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – привычных образцов сторон предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр. Усвоение сенсорных эталонов — долгий и тяжелый процесс, дошкольного детства может не хватить. Понять сенсорный эталон — это не значит уметь правильно называть то или иное свойство объекта. Следует иметь определенные представления о типах каждого свойства и, главное, уметь пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это разумное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчётливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п.). Без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, развитием речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно сделать вывод, что ребенок с развитыми сенсорными способностями счастлив. Каждый день он делает открытия, совершает увлекательные путешествия в новый мир предметов. Необходимо дарить детям возможность восхищаться окружающим миром, узнавать его и с его помощью развивать свой ум и тело, именно это и происходит благодаря сенсорному развитию.
Используемая литература:
1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст]2004. - № 13. – с.14.
2. Запорожец, А. В. Восприятие и действие [Текст] / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская; под ред. А. В. Запорожца. ‒ М.: Просвещение, 1967 ‒ 324 с.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. [Текст] Под ред. А. И. Пискунова. - М.,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-401326-1413396330.jpg)
Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и ...
Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/02/picture-1317772-1614715971.jpg)
Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-820312-1474779040.jpg)
Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/04/picture-1380835-1643960097.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».
Активная консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста», с целью повышения уровеня компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации се...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/31/picture-1260269-1596213946.jpg)
Активная консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».
Активная консультация для воспитателей ДОУ – одна из эффективных форм сотрудничества членов педагогического коллектива, позволяющая не только вспомнить теоретический аспект изучаемого вопро...