Программа просвещения: "Как принять своего ребенка с ОВЗ"?
рабочая программа

Морозова Мария Евгеньевна

Данная программа может использоваться как педагогами, так и специалистами. В настоящее время остро стоит проблема с тревожностью родителей, имеющих детей с особенностями в развитии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_prinyat_svoego_rebenka_prosveshchenie.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Принять своего ребенка, как?

Актуальность программы просвещения.

В последние годы резко увеличилось количество семей с детьми, страдающими различными заболеваниями: прогрессирующие отклонения общего физического развития, ДЦП, аутизм, умственная отсталость и др. Связано это, прежде всего, с экологическими факторами, нравственной распущенностью современной молодежи, социальной нестабильностью, эффективностью родовспоможения и углубленной диагностикой.

По данным Федерального Реестра Инвалидов (ФРИ), количество детей значительно увеличилось за 5 лет, а именно на апрель 2022 года было зарегистрировано 735 тысяч детей. Согласно данной статистики, количество детей увеличилось на 5,9%. И это лишь те, кто официально оформил инвалидность. Детей с ограниченными возможностями здоровья по данным РОССТАТ на 2022 год – составило около 120 тысяч. Эти цифры подтверждают тот факт, что количество детей с ОВЗ увеличивается с каждым годом, соответственно, все больше семей нуждается в поддержке и в психолого-педагогической помощи.  

Одной из задач Стратегии развития воспитания в Российской

Федерации на период до 2025 года является поддержка семейного воспитания.

Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой, совместно со специалистами всегда даёт положительный результат.

Появление в семье ребенка с нарушениями в развитии может вызвать такие дисгармоничные проявления у родителей, как депрессия, чувство вины, самообвинение, страхи, повышенная раздражительность, эмоциональная истощаемость и т.д., что негативно так же сказывается на детях.

Помимо, появления в семье ребенка-инвалида, родители сталкиваются и с другими трудностями, такими как: развод родителей, непонимание со стороны бабушек и дедушек, отстранение от друзей и близких. Это так же негативно влияет на эмоциональный фон внутри семьи.  

Поэтому таким родителям необходима психолого-педагогическая помощь и поддержка, а так же необходимость в просвещении.

Нормативно-правовая база:

  1.  Статья 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано понятие «инвалид» - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Для детей (лица в возрасте до 18 лет) устанавливается специальная категория «ребенок-инвалид».
  2. ст. 2 ФЗ-273. Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
  3. ст. 79 ФЗ-273. К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие.
  4. «Конвенция о правах ребѐнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребѐнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества».
  5. В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
  6. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) СК РФ Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье. «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам».
  7. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т. ч. дети-инвалиды имеют право на получение без дискриминации качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Получение образования детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Цель программы.

Создание оптимальных условий для развития благоприятного и гармоничного фона внутри семьи, имеющих ребенка с ОВЗ.

Задачи:

  1. Развитие психолого-педагогических компетенций родителей (законных представителей) в области детской психологии и педагогики.
  2. Формирование гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми с ОВЗ.
  3. Формирование активной социальной позиции у родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями.
  4. Формирование адекватной самооценки у родителей по отношению к себе и к своему ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Ожидаемый результат.

  1. Повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей.
  2. Создание гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми с ОВЗ.
  3. Создание адекватной самооценки у родителей.
  4. Улучшение внутрисемейных отношений и взаимопонимания между членами семьи.
  5. Создание активной социальной позиции у родителей с детьми с ОВЗ.

Тематический план.

Тема занятия

Цель

Упражнения

Количество занятий

Ожидаемый результат

1.

«Что я чувствую?»

1.Формировать представление родителей о своих чувствах и ощущениях.

2.Научить родителей говорить об этих чувствах открыто.

3.Научить выстраивать свои личные границы

  1. Индивидуальные консультации.
  2. Родительское собрание
  3. Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга.
  4. Анкетирование родителей

8

1. Родители научились говорить о своих чувствах друг другу, ребенку, своим родным и близким.

2. Родители научились выстраивать границы и уделять себе время.

2.

Как выстраивать взаимоотношения с ребенком?

1. Формировать представление родителей об особенностях детей.

2. Научить родителей принимать активность в воспитании детей и развивать у детей самостоятельности.

3. Научить родителей играть с ребенком, учитывая его особенности.

4. Научить родителей замечать и отмечать маленькие «победы и неудачи».

5. Формировать представление родителей о сепарации.

  1. Индивидуальные консультации.
  2.  Семинар-практикум: «Как играть с ребенком»
  3.  Мастер-класс арт-терапии для родителей с детьми

8

1. Сформировалось адекватное представление родителей об их ребенке и его нарушении

2. Родители стали принимать активное участие в жизни ребенка

3. Сформировалось представление у родителей о важности игры с ребенком

4. Сформировалось представление у родителей о сепарации и важности давать ребенку больше самостоятельности.

3.

Как выстраивать отношения с миром?

1. Формировать представления родителей о способах саморазвития

2. Формировать представление родителей о важности коммуникации с другими родителями, имеющих ребенка с ОВЗ

«Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера.

8

1. Сформировалось представление у родителей о разных способах саморазвития и центрах для родителей с детьми ОВЗ

4.

Как работать с механизмами защиты и отрицания?

1. Формировать представление родителей об эмоциональном выгорании

2. Научить работать со своими страхами

3. Развивать чувство доверия к себе и своему ребенку

  1. Методика: «Незаконченные предложения»
  2. «Колесо баланса»

8

1. Улучшился эмоциональный фон родителей

2. Сформировалось чувство доверия к себе и своему ребенку, а так же к окружающему миру.

Рекомендации для родителей.

Принять своего ребенка, как?

  1. Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

  1. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

  1. Необходимо признаться в том, что есть чувство вины. Понять, зачем оно вам? Понять, в чем ваша вина есть, а в чем ее нет? Ловить себя на том, что чувствуете себя виноватым, анализировать, в какой момент это чувство возникает, в чем оно вам помогает, а чем мешает. Родителям, каждый раз, когда они ощущают чувство вины, необходимо задать себе вопрос: «Если я сейчас буду переживать, винить себя, мучиться, кому от этого будет хорошо? Почему я испытываю вину? На что это чувство мне указывает? Что я могу извлечь полезного из этого опыта (ситуации)?». Но при этом не зачем переживать внутри чувство вины, заниматься самоедством и самобичеванием. Если вы привыкли постоянно мысленно винить себя, всегда останавливайте этот бессмысленный, вредный, внутренний диалог. Учитесь видеть и пользу, а не только внешние обстоятельства и неприятность. То есть, самое главное при работе с чувством вины, это признать вину (если вы действительно виноваты) и исправить (компенсировать) ошибку, а не оправдать себя.

  1. Выстраивайте личное пространство.

Это очень важно уделять себе время, побыть одному. Найдите себе увлечение или занятие по душе – то, которое будет ВАМ доставлять удовольствие.

  1. Трезво оценивайте свои ресурсы.

Выстраивайте границы, старайтесь говорить о том, что для вас важно и чего хотите вы. Не доводите себя до эмоционального истощения, до чувства, когда хочется «все бросить».

  1. Найдите родителей у которых есть детки с ОВЗ. Опыт других семей позволит вам научиться  жить по новым правилам. Вы поймете, что вы не одиноки, что жизнь продолжается. И научитесь справляться со всеми трудностями.

  1. Не замыкайтесь в себе. Делитесь со своими близкими успехами ребенка и его проблемами. Не скрывайте от них свои чувства. Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

  1. Понять, что все совершают ошибки. Чувства злости, вины, стыда и другие негативные эмоции – это нормально для каждого человека. Ищите внутри себя гармонию, только через поиск и принятия  себя самого и любви к себе – можно помочь не только себе самому, но и вашему ребенку.

  1. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

«Нет безвыходных ситуаций, нет закрытых путей, которые были бы скрыты от человека».

Помогая себе самому – вы сможете помочь не только своим близким, справится с их эмоциями и чувством вины, но и тем, кто попал в такую же ситуацию.

Избавившись от чувства вины и принятия ее – каждый человек открывает для себя новую дверь в жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа семьи «Учимся понимать своего ребенка» Тема: «Основные психологические особенности ребенка третьего года жизни»

К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от ...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Прежде чем что-то категорично заявить своему ребенку о последствиях; не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.»

Уважаемые родители!         Задумывались ли вы, какие установки дали вам ваши родители не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненна пути?Внимате...

Сценарий родительского собрания «Узнай своего ребенка, или как Вы хорошо знаете ли вы своего ребёнка?»

Сценарий родительского собрания«Узнай своего ребенка, или как Вы хорошо знаете ли вы своего ребёнка?»...

Консультация для родителей " Дети на дороге"Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения

Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения...

Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах — соблюдать правила дорожного движения!

Уважаемые мамы и папы!Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах — соблюдать правила дорожного движения!...

Работа с родителями детей с ОВЗ. Как понять и принять своего ребенка

В данной презентации  дано описание типов родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, также факторов, влияющих на риск эмоционального выгорания родителей,Даны характеристики стадий принятия....

Принять своего ребенка таким, какой он есть

Консультация для родителей о принятии своего ребенка со всеми его особенностями...